Экзаменационные билеты за первый семестр 2001 года по предмету активные формы социально-психологического обучения

1


примерный перечень экзаменационных вопросов

активные формы социально-психологического обучения

    Методы социально-психологического обучения.

    Активные методы обучения и их цель.

    Классификация групповых и индивидуальных активных методов обучения.

    Особенности группового психологического тренинга.

    Стимуляторы активизации учебной деятельности.

    Место игры в активных формах обучения.

    Исторические аспекты становления дискуссии и ее разновидности.

    Механизмы групповой дискуссии.

    Разновидности игровых методов обучения.

    История становления деловой игры в России.

    Тренинг- методы в обучении и их разновидности.

    Антроптехники по А. Ситникову.

    Черты тренингов.

    Состав групп-марафонов.

    Международный опыт использования тренинг-методов.

    "Негласный тренинг" и "гласный тренинг": сущность и цели.

    Активные и пассивные тренинг-методы.

    Классификация тренинг-методов: по форме их проведения; по объекту их проведения.

    Тренинг-методы обучения персонала в Англии.

    Индивидуальные практикумы и виды индивидуальных заданий.

    ЭВМ-моделирование как метод обучения.

    Ролевая и деловая игра: сущность и разновидности.

    Диапазон применения деловых игр.

    Функции деловых игр.

    Имитационная деловая игра

    Инновационная игра.

    Методика проведения деловой игры.

    Содержание проспекта, сценария, игровой обстановки и регламент деловой игры.

    План и программа: отличие.

    Проект и технология: отличие.

    Формальная структура игровой организации.

    Функции руководителя игры.

    Формирование команды для деловой игры.

    Место экспертов в деловой игр.

    Счетная группа и ее назначение.

    Этапы деловой игры и их характеристика.

    Термин "симптокомплекс играбельности" и его содержание.

    Организационно-деятельностная игра и ее сущность.

    Рефлексивная взгонка и ее назначение.

    Функции методологов в игре.

    Термин "рефлексивная триада".

    Этапы организационно-деятельностной игры.

    Психологический механизм организационно-деятельностной игры и его фазы.

    Организационно-мыслительная игра и ее особенности.

    Организационно-коммуникативная игра и ее содержание.

    Позиции игроков в процессе организационно-коммуникативной игры.

    Сюжетно-ролевая игра и ее подготовка.

    Групповая дискуссия и ее разновидности.

    "Круглый стол", метод группового обсуждения, "мозговой штурм" как методы обучения.

    Этапы "мозгового штурма"

    Содержание метода инцидента.

    Балинтовская группа и ее особенности.

    Метод анализа конкретных ситуаций.

    Роль метода анализа конкретных ситуаций в межличностном плане.

    Этапы проведения занятий по методу анализа конкретных ситуаций.

    Групповой психологический тренинг: временные особенности и стадии

    Парадигмы группового психологического тренинга.

    Социально-психологический тренинг и его специфика.

    Сензитивный тренинг.

    Фазы проведения сензитивного тренинга.

    Тренинг делового общения

    Коммуникативная культура и умение: отличие.

    Коммуникабельность: сущность.

    Метод социально-ролевого тренинга и его назначение.

    Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы.

    Немецкая модель "тренинг-метода"

    Содержание психотехнической игры.

    Типы обучения по П.Я. Гальперину.

    Этапы формирования заданного действия.

    Параметры сформированного действия.

    Психологическое содержание входа и выхода деловой игры.

    Понятие "катализатор" в деловой игре.

    Место знания в процессе активизации познавательной деятельности.

    Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов.

    Диалог и мультилог в организации игровых ситуаций.

    Театральность поведения: сущность и формы

    Понятие "тренированный стиль" специалиста.

    Обязательные принципы (правила) деловой игры и метода конкретных ситуаций.

    Отличие моно- от полипрофессиональной игровой группы.)

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 1

      Классификация индивидуальных активных методов обучения.

      Сценарий деловой игры и его компоненты.

      Подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры.

      Типы обучения по П.Я. Гальперину.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 2

    1. Стимуляторы активизации учебной деятельности.

      Методика проведения деловой игры.

      Термин "эмпатия" и его сущность.

      Сущность термина "учение".

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 3

      Роль и место игры в обеспечении активных форм обучения..

      Ситуативная задача и ее назначение.

      Групповая дискуссия: основная задача и разновидности.

      Содержание психотехнической игры.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 4

      Активные тренинг-методы.

      Психологический механизм организационно-деятельностной игры и его фазы.

      Временные особенности организации группового психологического тренинга.

      Сущность театральности профессионального самоопределения.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 5

      Классификация тренинг-методов по объекту их проведения.

      Регламент деловой игры и его особенности.

      Метод группового обсуждения и его специфика.

      Положительные стороны активных методов социально-психологического обучения.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 6

      Международный опыт использования тренинг-методов в интересах управления персоналом.

      Организационно-деятельностная игра: сущность и специфика.

      Сущность понятия "дисперсия состояний".

      Теория "человеческого капитала" и ее содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 7

      Активные методы обучения: сущность и цель.

      Характеристика первой фазы организационно-деятельностной игры.

      Этапы реализации методики "мозговой штурм".

      Сущность понятия "катализатор" в деловой игре.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 8

      Ролевая игра: сущность и разновидности.

      Общая характеристика второго этапа деловой игры.

      Тренинг делового общения: сущность и основная цель.

      Характеристика обучения на основе ознакомления с моделью деятельности (по П.Я. Гальперину).

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 9

      Сущность понятия "рефлексия".

      Общая характеристика первого этапа деловой игры.

      Этапы проведения занятий по методу анализа конкретных ситуаций и их временные показатели.

      Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 10

      Состав и время работы групп-марафонов.

      Термин "симптокомплекс играбельности" и его содержание.

      Состав и продолжительность сензитивного тренинга.

      Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 11

      Специфика группового психологического тренинга.

      Счетная группа и ее назначение.

      Метод анализа конкретных ситуаций и его положительные стороны.

      Классификация действий в теории поэтапного формирования умственных действий.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 12

      Специфика использования тренинг-методов по обучению персонала в Англии.

      Операциональные игры: сущность и разновидности.

      Содержание метода инцидента.

      Характеристика правила деловой игры: масштабность.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 13

      "Негласный тренинг": сущность и цели.

      Третий этап деловой игры: сущность, продолжительность и задачи..

      Интеллектуальная разминка перед "мозговым штурмом" и ее параметры.

      Критерий участия человека в социально организованной деятельности.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 14

      Подбор тренера для обучения персонала тренинг-методом (по опыту США).

      Характеристика второй фазы организационно-деятельностной игры.

      "Мозговой штурм" как метод обучения и его особенности.

      Обязательные принципы (правила) деловой игры и метода конкретных ситуаций.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 15

      Пассивные тренинг-методы.

      Этапы деловой игры.

      Основные парадигмы группового психологического тренинга.

      Немецкая модель "тренинг-метода" и ее содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 16

      Виды индивидуальных заданий и их содержание.

      План и программа: сущность и отличие.

      Специфика общения в процессе организационно-коммуникативной игры.

      Характеристика правила деловой игры: сопричастность и самовыражение.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 17

      Механизмы групповой дискуссии.

      Содержание проспекта деловой игры.

      Характеристика четвертой фазы организационно-деятельностной игры.

      Психологическое содержание входа и выхода деловой игры.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 18

      История становления деловой игры как методы обучения в России.

      Формальная структура игровой организации и ее компоненты.

      Фазы проведения сензитивного тренинга.

      Организация ситуационного тренинга.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 19

      Тренинг- методы в обучении: сущность и разновидности.

      Характеристика производственной деловой игры .

      Роль руководителя организационно-коммуникативной игры.

      Отличие моно- от полипрофессиональной игровой группы.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 20

      Исторические аспекты становления дискуссии как метода обучения.

      Функции методологов в организационно-деятельностной игре.

      Сущность термина "групповая динамика".

      Краткая характеристика "театральности умышленного самоизменения".

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 21

      Понимание термина "тренинг" в психологической литературе.

      Деловая игра и ее содержание.

      Групповой психологический тренинг и область его применения.

      Характеристика обучения на основе построения деятельности самим обучаемым (по П.Я. Гальперину).

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 22

      Специфические черты тренингов.

      Проект и технология: сущность и отличие.

      Социально-психологический тренинг и его специфика.

      Роль и место обучаемого при деятельностном подходе к учению.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 23

      Основные антроптехники (по А. Ситникову).

      Этапы организационно-деятельностной игры.

      Специфика организации занятий по рассмотрению конкретных производственных ситуаций.

      Краткая характеристика "театральности самораскрытия".

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 24

      Индивидуальные практикумы: сущность и виды.

      Проблемность ситуации и ее решение.

      Организационно-коммуникативная игра и ее содержание.

      Роль диалога и мультилога в организации игровых проблемных ситуаций.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 25

      "Гласный тренинг": сущность и цели.

      Роль и место экспертов в организации деловой игры.

      Коммуникативная культура и умение: сущность и отличие.

      Театральность поведения: сущность и формы.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 26

      Активизация учебной деятельности: сущность и значение.

      Термин "рефлексивная триада" и его содержание.

      Роль и место метода анализа конкретных ситуаций в межличностном плане.

      Предметное содержание игры в ходе учебного процесса вуза.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 27

      ЭВМ-моделирование как метод обучения: сущность и специфика.

      Термин "ситуация" и его содержание.

      Сущность термина "коммуникативная компетентность".

      Параметры сформированного действия в теории поэтапного формирования умственных действий..

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 28

      Классификация групповых активных методов обучения.

      Диапазон применения деловых игр.

      Стадии группового психологического тренинга.

      Метод социально-ролевого тренинга и его назначение.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 29

      Сущность понятия "активность".

      Инновационная игра и ее специфика.

      Позиции игроков в процессе организационно-коммуникативной игры.

      Коммуникативное умение и коммуникабельность: сущность и отличие.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 30

      Внеаудиторные индивидуальные задания: формы и цели.

      Игровая обстановка и ее назначение.

      Основания для классификации ситуаций и их виды.

      Характеристика обучения с неполной ориентировочной основой деятельности (по П.Я. Гальперину).

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 31

      Игровые методы обучения: сущность и разновидности.

      Особенности формирования команды для деловой игры.

      Содержание метода обучения "круглый стол".

      Психологическое содержание последовательности действий участников деловой игры.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 32

      Акмеология и ее предмет.

      Функциональная роль руководителя игры.

      Сюжетно-ролевая игра и ее цель.

      Технология деловых игр с точки зрения психологического содержания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 33

      Классификация тренинг-методов по форме их проведения.

      Функции деловых игр.

      Сензитивный тренинг: цель и основа.

      А.С. Макаренко об актерским способностях учителя.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 34

      Традиционное обучение: сущность, форма и результат.

      Характеристика третьей фазы организационно-деятельностной игры.

      Итоговый результат проведения организационно-деятельностной игры.

      Этапы формирования заданного действия в теории поэтапного формирования умственных действий.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Билет № 35

      Дискуссионные методы обучения: сущность и разновидности.

      Имитационная деловая игра и ее содержание.

      Балинтовская группа: цель и особенности организации.

      Роль и место знания в процессе активизации познавательной деятельности обучаемых.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------