Налоги и налоговая система в современной России

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на рыночную экономику, важное место отводится нало-

гам. В условиях рыночной экономики любое государство широко ис-

пользует налоговую политику в качестве определенного регулятора

воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся нало-

говая система, являются мощным инструментом управления экономи-

кой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов

управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интере-

сов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий не-

зависимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и

организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов

определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех

форм собственности с государственными и местными бюджетами, с

банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи нало-

гов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая прив-

лечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и

прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных мето-

дов управления к экономическим резко возрастают роль и значение

налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития

приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государ-

ство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких

производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была

создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет

законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах нало-

говой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль

предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость"

и другие.

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. Налоги

представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством

на основе закона с юридических и физических лиц для удволетворе-

ния общественных потребностей. В законе РФ от 27 лекабря 1991 г.

N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной

и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соот-

ветствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый

плательщиками в порядке на условиях, определенных законодатель-

ными актами". В этом же законе дается определение и налоговой

системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате-

жей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую сис-

тему". Налоговая система включает следующие элементы: субъект

налогообложения (плательщик); объект налогобложения прибыль (до-

ход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат ос-

новой для исчисления налога; ставка налога - величина налога на

единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или

частичное освобождение от налога; правила исчисления и порядок

уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Нало-

говая система России строится на основе единых принципов для

всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной

подчиненности, форм собственности и организационно-правовой фор-

мы предприятия. Основными принципами являются:

- равнонапряженность налогового изъятия;

- однократность налогообложения, недопущение двойного обло-

жения;

- стабильность, гибкость, простота, доступность, определен-

ность;

- заблаговременность установления ставок и правил исчисле-

ния налога и его уплаты.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая

служба РФ, которая входит в систему центральных органов государ-

ственного управление России, подчиняется Президенту и Правитель-

ству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ являет-

ся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правиль-

ностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в со-

ответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей,

установленных законодательством.

ВИДЫ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ. В РФ впервые все налоги разделены

на три группы: федеральные налоги; налоги республик в составе

РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стои-

мость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на дохо-

ды банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с

биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с цен-

ными бумагами; таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих

налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисления на воспро-

изводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный

внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурса-

ми, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, крае-

вой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных

законодательными актами России; налог на прибыль с предприятий

(подоходный налог); подоходный налог с физических лиц.

Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физи-

ческих лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы

отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский

бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах,

определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе

России и бюджетов других уровней.

К федеральным налогам относятся: налоги, служащие источни-

ками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на ос-

нове соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пош-

лина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и

дарения.

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообло-

жения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или

во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ

и действуют на всей территории России.

К налогам республик в составе России, краев, областей и ок-

ругов относятся следующие: налог на имущество предприятий. Суммы

платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республи-

канский бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения пла-

тельщика; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными

предприятиями из водохозяйственных систем.

К этой группе налогов относятся республиканские платежи за

пользование природными ресурсами.

Перечисленные налоги устанавливаются законодательными акта-

ми РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки

этих налогов определяются законами республик в составе России

или решениями органов государственной власти краев и областей.

К местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по это-

му налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (ре-

гистрации) объекта налогообложения;

- земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому

налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о

земле;

- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся пред-

принимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет

по месту их регистрации;

- налог на строительство объектов производственного назна-

чения в курортной зоне; курортный сбор;

- сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местны-

ми органами власти и уплачивается путем приобретения разового

талона или временного патента и полностью зачисляется в соответ-

ствующий бюджет;

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, орга-

низаций независимо от их организационно-правовых форм на содер-

жание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной

власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридичес-

ких лиц имеют определенные ограничения;

- налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и фи-

зические лица, но не более 5% от стоимости услуг по рекламе;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники

и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физи-

ческие лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не пре-

вышающей 10% суммы сделки;

- сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица,

имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превы-

шающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной

оплаты труда в год;

- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде-

лиями. Сбор вносят юридические и физические лица;

- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и

лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10%

стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую

выпущены лотерейные билеты;

- сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица

при получении права на заселение отдельной квартиры в размере,

не превышающем 3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависи-

мости от общей площади и качества жилья;

- сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вно-

сят юридические и физические лица в размерах, установленных мес-

тными органами власти;

- сбор за право использования местной символики. Сбор вно-

сят производители продукции, на которой использована местная

символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в раз-

мере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;

- сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением за-

конодательно оформленных операций с ценными бумагами). Сбор вно-

сят участники сделки в размере не более 0,1% суммы сделки;

- сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят ком-

мерческие кино- и телеорганизации, проводящие съемки с осуществ-

лением организационных мероприятий, в размерах, установленных

местными органами власти;

- сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят

юридические и физические лица (владельцы строений) в размере,

установленном местными властями.

К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на

содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы

(1,5% от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования

(1% фонда оплаты труда).

Большинство местных налогов устанавливается законодательны-

ми актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные став-

ки налогов определяются законодательными актами республик или

решением органов государственной власти краев, областей и т.д.

Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными

и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

В 1993 году в бюджетную систему РФ поступило налогов и дру-

гих обязательных платежей более 38 трлн.руб. Кроме того, от на-

логоплательщиков, уплачивающих налоги в иностранной валюте, было

полученно 340 млн.дол. США. Среднемесячный темп прироста налого-

вых сборов превысил в истекшем году 17%.

Основная масса доходов бюджетной системы была получена за

счет налога на прибыль (16,8 трлн.руб.) и косвенных налогов

(12,1 трлн.руб.), на долю которых суммарно пришлось свыше 75%

всех поступлений. Из числа других федеральных налогов устойчивы-

ми темпами в прошлом году поступал подоходный налог с физических

лиц. Более заметную роль в формировании доходной части бюджета

стали играть ресурсные платежи и имущественные налоги.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ. Среди большого ко-

личества налогов, предусмотренных законом РФ "Об основах налого-

вой системы в Российской Федерации" (федеральные налоги - 15 ви-

дов, республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида), основ-

ными являются:

налог на прибыль предприятий и организаций; налог на добав-

ленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий; налог

для образования дорожных фондов, налог для образования пенсион-

ного фонда; государственные пошлины; подоходный налог с физичес-

ких лиц; налог на имущество физических лиц; регистрационные сбо-

ры с физических лиц; плата за землю.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - основной вид

налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются

предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие

собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собс-

твенности и организационно-правовой формы предприятия, их филиа-

лы, а также созданные на территории России предприятия с иност-

ранными инвестициями, международные объединения, компании, фир-

мы, любые другие организации, образованные в соответствии с за-

конодательством иностранных государств и осуществляющие предпри-

нимательскую деятельность.

Законодательство "О налоге на прибыль предприятий и органи-

заций" не распространяется на банки, кредитные учреждения в час-

ти доходов от осуществления отдельных банковских операций и сде-

лок; предприятия - по доходам страховой деятельности; предприя-

тия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полу-

ченной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной про-

дукции. От других видов деятельности названные предприятия, кро-

ме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой

связи важным моментом является правильное определение затрат,

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то

они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой,

получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитыва-

ются в рубли по курсу Центрального банка России на момент пос-

тупления доходов на валютный счет.

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, преус-

мотренным законодательством при фактически произведенных затра-

тах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предп-

риятия на суммы:

- направленные на финансирование капитальных вложений про-

изводственного и непроизводственного назначения при условии пол-

ного использования предприятиями сумм начисленного износа (амор-

тизации) на последнюю отчетную дату;

- в размере 30% от капитальных вложений на природоохрани-

тельные мероприятия;

- затрат (по нормативам местных органов власти) на содержа-

ние находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения,

народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных уч-

реждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищ-

ные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;

- взносов на благотворительные цели, в различные фонды со-

циально-культурные и оздоровительные, на восстановление объектов

культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужа-

щих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к

облагаемой налогом прыбыли.

Особые льготы помимо общих установлены для малых предприя-

тий, не превышающих 200 человек:

- исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направля-

ется на строительство, реконструкцию и обновление основных про-

изводственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не

более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;

- освобождение на первые два года работы от уплаты налога

на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохо-

зяйственной продукции, производству товаров народного потребле-

ния, строительных, ремонтно-строительных и по производству стро-

ительных материалов - при условии, если выручка от указанных ви-

дов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации

продукции (работ, услуг).

Важном моментом налогообложения является то, что для аренд-

ных предприятий, созданных на основе аренды имущества государст-

венных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога

на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на

сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу

в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли инос-

транных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та

часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в

связи с деятельностью на территории РФ.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица

платят налог на прибыль в размере 32% ; биржы и брокерские кон-

торы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций

и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным опре-

делить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от дея-

тельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из

нормы рентабельности 25%.

Международные договоры об избежании двойного налогообложе-

ния и предотворащению уклонения от налогов на доходы и капитал

являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или

нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталов-

ложений и обеспечении идентичного налогового режима для юриди-

ческих лиц договаривающихся стран.

Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают на-

логи с других видов доходов и прибыли.

Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предпри-

ниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ,

включая созданные на территории России предприятия с иностранны-

ми инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных

дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых

работ и предоставляемых услуг, заготовительные,торгующие (в том

числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые ор-

ганизации в размере 0,03% от оборота.

Важное место в налоговой системе предприятий занимают пла-

тежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятос-

ти населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так

страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда

по всем источникам предприятий, организаций, учреждений незави-

симо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе

фонд социального страхования - 5,4%, государственный фонд заня-

тости населения - 2%, обязательное медицинское страхование -

3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Активизация перехода к ры-

ночным отношениям обусловливает необходимость появления новых

налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости.

Таким налогом является налог на добавленную стоимость.

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату

труда и прибыль и практически исчисляется как разница между сто-

имостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материа-

лов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме то-

го, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые

другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость,

создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как раз-

ница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг произ-

водства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных

на издержки.

Плательщиками налога с оборота являются предприятия и орга-

низации независимо от форм собственности и ведомственной принад-

лежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; предп-

риятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производствен-

ной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные),

частные предприятия; различные международные объединения и инос-

транные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную

стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской

деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что

их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превыша-

ет 500 тыс.руб.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая

стоимость на каждой стадии движения товара от производства до

конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, но-

вая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда

объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров

на территории Российской Федерации, в том числе производствен-

но-технического назначения, как собственного производства, так и

приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных

услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые

на территорию России в соответствии с установленными таможенными

режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобож-

даемых от налога. Этот перечень является единым на всей террито-

рии Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в

сфере народного образования, связанные с учебно-производственным

процессом, плата за обучение детей и подростков в различных

кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках,

яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные

услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответс-

твующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, ре-

лигиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие

развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость на-

учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполня-

емые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы,

выполняемые учреждениями народного образования.

АКЦИЗЫ являются косвенным налогом, включенным в цену това-

ра, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную

стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновре-

менной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на террито-

рии РФ предприятия и организации, включая предприятия с иност-

ранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиа-

лы, обособленные подразделения, производящие и реализующие выше-

названные товары, независимо от форм собственности и ведомствен-

ной принадлежности.

Объектом налогобложения является оборот (стоимость) подак-

цизных товаров собственного производства, реализуемых по отпуск-

ным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих

обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый

спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые авто-

мобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изде-

лия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия,

меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акци-

за учитывается в базе обложения налогом на добавленную стои-

мость.

Отдельные товары акцизами не облагаются.

Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Феде-

рации и являются едиными на всей территории России.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИТИЙ. Важное место в налоговой

системезанимает налог на имущество предприятий, который в перс-

пективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог отно-

сится к числу республиканских и краевых налогов РФ. Плательщика-

ми этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки

и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранны-

ми инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы,

имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные

объединения и организации, занимающиеся предпринимательской дея-

тельностью, постоянные представительства и другие обособленные

подразделения иностранных фирм, банков и организаций, располо-

женных на территории РФ.

Объектом налогообложения является имущество предпрития, на-

ходящееся на его балансе, в стоимостном выражении. Для целей на-

логообложения определяется среднегодовая стоимость имущества

предприятия.

Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество

бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по

производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищ-

но-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.

При исчислении налога учитываются результаты переоценки ва-

лютных средств и основных фондов (средств).

Ставки налога на имущество предприятий определяются в зави-

симости от видов их деятельности. Однако предельный размер нало-

говой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% от

налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку нало-

га для отдельных предприятий.

Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного пла-

тежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном по-

рядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предп-

риятия.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ БАНКОВ. Среди налогов особое место

занимает налогообложение, не связанное непосредственно с произ-

водственной или предпринимательской деятельностью. К этой кате-

гории относятся прежде всего налоги на доходы банков.

Согласно действующему законодательству плательщиками этого

налога являются: коммерческие банки; кредитные учреждения, имею-

щие лицензию на осуществление отдельных банковских операций от

Центрального банка России; Банк внешней торговли РФ, Сберега-

тельный банк РФ, а также специальные банки, финансирующие от-

дельные программы. Плательщиками этого налога являются также

банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и фи-

лиалы банков-нерезидентов, имеющие лицензию Центрального банка

России.

Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщи-

ками налога по законодательству.

Объектами налогообложения являются доходы банка без учета

полученного в установленном порядке налога на добавленную стои-

мость. Эти доходы включают: начисленные и полученные проценты по

ссудам; полученную плату за кредитные ресурсы; комиссионные и

иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим

банковским операциям; по гарантийным операциям; за услуги по

корреспонденским отношениям и услуги, оказанные предприятиям,

организациям, банкам и другим учреждениям; доходы от валютных

операций; от приобретенных или арендуемых брокерских мест на

биржах; платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и

иных расходов банков. В налогооблагаемую массу входят также про-

центы и комиссионные сборы; востребованные проценты за прошлые

годы; плата за услуги, оказанные населению; платежи за инкасса-

цию; средства, поступившие от реализации основных фондов и иного

имущества банка; денежные средства, материальные и нематериаль-

ные активы; товары народного потребления и иное имущество, пере-

даваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процен-

тов за полученный кредит; прочие доходы, полученные в результате

осуществления финансово-кредитных операций и сделок; иной хозяй-

ственной деятельности, а также взысканные банком пени, штрафы и

неустойки.

Доходы, полученные банками в иностранной валюте, также вхо-

дят в налогооблагаемую массу в пересчете на рубли по курсу Цент-

рального банка РФ на день получения дохода.

При определении налогооблагаемой массы с учетом перечислен-

ных объектов налогообложения эта масса должна быть уменьшена с

учетом расходов, определенных действующим законодательством.

Отдельные виды доходов банков освобождаются от налогообло-

жения или имеют льготы по налогу. Так, например, от налогообло-

жения освобождаются проценты по кредитам, предоставленным прави-

тельству Российской Федерации, Центральному банку России и Банку

внешней торговли России или под их гарантии.

Освобождаются от налогообложения проценты и дивиденты, по-

лученные по государственным облигациям или иным государственным

ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размеще-

нию государственных ценных бумаг.

Следует обратить внимание, что налоговые льготы при обложе-

нии доходов банков в целом не должны уменьшить фактическую сумму

налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ является одним из основ-

ных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

Существующий порядок налогообложения физических лиц опреде-

ляется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О

подоходном налоге с физических лиц" .

Плательщиками подоходного налога являются физические лица,

как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Рос-

сийской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без

гражданства.

Объектом налогообложения физических лиц является совокупный

доход, полученный в календарном году.

При налогообложении учитывается совокупный доход, получен-

ный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и

в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются

по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по

свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной ва-

люте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по офи-

циальному курсу.

Если физическое лицо получило доход от предпринимательской

деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица,

уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответству-

ющего налога.

Законом предусматривается довольно обширный перечень дохо-

дов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообло-

жению государственные пособия по социальному страхованию и по

социальному обеспечению ( кроме пособий по временной нетрудоспо-

собности ), а также другие виды в денежной и натуральной форме,

оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотво-

рительных и экономических фондов, зарегистрированных в установ-

ленном порядке. Не подлежат налогообложению все виды пенсий,

назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательст-

вом Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также

доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических

лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полу-

ченных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в

виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного

установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру-

да.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с уче-

том различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц

для различных категорий лиц.

Совокупный доход , полученный физическими лицами в налого-

облагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содер-

жание детей и иждивенцев в пределах установленного законом раз-

мера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом

возраста. Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого

налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на

содержании которых находится ребенок (иждевенец).

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами

и перечисленные ими на благотворительные цели.

Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще

1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годо-

вого дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой са-

мостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу

по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следу-

ющего за отчетным.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Плательщиками этого на-

лога являются физические лица: граждане России, иностранные

граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российс-

кой Федерации в собственности определенное имущество, являющееся

объектом налогообложения.

НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ

ДАРЕНИЯ. Согласно закону плательщиками являются физические лица,

которые принимают имущество, переходящее в их собственность в

порядке наследования или дарения.

Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры,

дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные

изделия.

Государственная пошлина занимает значительное место среди

налоговых изъятий. Ее плательщиками являются юридические и физи-

ческие лица, в интересах которых специально уполномоченные орга-

ны совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое

значение.

Как показывает весь мировой опыт, пока существуют налоги,

существует и стремление налогоплательщиков снизить размер упла-

чеваемых ими сумм.

Конечно, сегодня у налоговой службы еще не хватает возмож-

ностей проверить всех налогоплательщиков. Не всегда обеспечива-

ется и высокое качество работы налоговых инспекторов, вследствие

чего при проверках иногда не удается выявить все нарушения нало-

гового законодательства. Но действующее законодательство обязы-

вает налогоплательщиков хранить все бухгалтерские и налоговые

документы за последние пять лет, не считая текущего года. И уже

сегодня имеется немало фактов обнаружения нарушений налогового

законодательства, допущенных еще в 1991 году.

Есть еще одна сторона этой проблемы. Не всегда налогопла-

тельщик сознательно нарушает налоговое законодательство. В ряде

случаев это объясняется низкой квалификацией экономических кад-

ров предприятий и фирм, недостаточным знанием ими налогового за-

конодательства, а также несовершенством отдельных нормативных

актов, допускающих двойственное толкование некоторых положений.

Поэтому Госналогслужба России постоянно работает над совершенст-

вованием налогового законодательства, стремясь сделать его более

простым и понятным для налогоплательщика. В этих же целях в

прошлом году был принят Указ Президента России о налоговой ам-

нистии. Смысл данного Указа заключался в том, чтобы дать нало-

гоплательщикам, вольно и невольно нарушившим налоговое законода-

тельство, возможность исправить свои ошибки.

Большие надежды возлагаются и на организацию совместной ра-

боты налоговых органов и органов налоговой полиции по контролю

за выполнением обязательств перед бюджетом юридическими и физи-

ческими лицами. Это близкие, но вполне самостоятельные органы.

Налоговая полиция призвана наряду с решением других задач зани-

маться особо крупными, разветвленными связями налогоплательщи-

ков, делающих попытки утаивать огромные суммы налогов. Налоговая

же служба занимается контролем за своевременностью и полнотой

перечисления всех видов налогов в бюджет каждым налогоплательщи-

ком, вне зависимости от размеров этих налогов и организацион-

но-правовой формы деятельности налогоплательщика.

Стратегическая цель налогового законодательства - укрепить

централизованные финансы страны и на этой основе придать финан-

совой стабилизации необратимый характер. Достижение этой цели

обеспечивается двумя напрвлениями дальнейшего развития налоговой

системы.

Во-первых, путем предоставления дополнительных льгот предп-

риятиям и банкам,н апрвленных на стимулирование инвестиций в

экономику страны, и через это - на увеличение объемов производс-

тва, намечено поднять прибыль и рентабельность и на этой основе

пополнить доходы бюджета.

Второй путь - финансовая поддержка важнейших отраслей на-

родного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы в целях раз-

вития экономики страны в целом. Дополнительные финансовые средс-

тва для этого будут обеспечены за счет перераспределения ресур-

сов между отраслями народного хозяйства.