Единый социальный налог, уплачиваемый предпринимателями

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социаль­ные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагае­мую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисле­ния и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхо­вания и фонды обязательного медицинского страхования  - с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обес­печение и медицинскую помощь.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Феде­рального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исклю­чением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные ус­ловия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

В первой главе своей работы я рассмотрела эволюцию развития ЕСН, а также ос­новные элементы налога, такие как: плательщики данного налога: существует две ос­новные категории: работодатели и так называемые самозанятые граждане (индивиду­альные предприниматели, адвокаты, крестьянские хозяйства, а также родовые, семей­ные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования). Если налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он уп­лачивает налог по двум основаниям. Например, индивидуальный предприниматель, ис­пользующий труд наемных работников, платит ЕСН как с полученных доходов от пред­принимательской деятельности за вычетом связанных с ними расходов, так и с начис­ленных выплат в пользу работников; объект налогообложения: это - выплаты в пользу работников, доходы от предприн-ой и иной деятельности; ставки единого социального налога: ставки единого социального налога отличаются в зависимости от кате­гории плательщиков, Ставки, установленные статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных но­тариусов, детективов), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов; порядок исчисления и уплаты налога.

Во второй главе я сравнила поступление взносов в государственные внебюджетные фонды в 2000 - 2003 гг. В результате я пришла к выводу, что темп роста поступлений единого социального налога и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в 2001 году по сравнению с поступлениями страховых взносов в государственные соци­альные внебюджетные фонды в 2000 году составил 112,4 процента, поступления единого социального налога за период январь-октябрь 2003г.г. выше поступлений за аналогичный период 2003г.

К сожалению, несмотря на сложность и радикальность перемен, зако­нодатель не дал времени на освоение нового механизма исчисления и уплаты налога ни налоговым органам, ни налогоплательщикам.

Получив закон 31 декабря, налогоплательщики и налоговые органы вступили в новую жизнь с 11 противоречивыми статьями, без бланков, без форм отчетности, без четких указаний.

В целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 198-ФЗ, направ­лены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему воз­можностей для развития его производственной базы.

Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения. Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При вне­сении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог макси­мально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I.

1.1. ЕСН: характеристика и сущность……………………………………..5

1.1.1. Эволюция развития ЕСН………………………………………..5

1.2. Характеристика ЕСН…………………………………………………...7

1.3. Объект налогообложения…………………………………………..…10

1.4. Порядок исчисления и сроки уплаты налога предпринимателями...12

1.5. Ставки налога…………………………………………………………..15

Глава II.

Роль ЕСН в доходах бюджетов всех уровней. Сравнение поступлений взносов в государственные внебюджетные фонды в 2000-2003г.г……..18

Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы, ссылок…….........................................................................26

Приложения……...………………………………………………………………27

Введение

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для фи­нансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне - Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды ус­тановить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и пере­дать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предло­жения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос ос­тался открытым.

Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Фе­дерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взно­сов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый со­циальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования - с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государст­венное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельно­сти плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в со­став ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не за­висимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значи­тельно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Фе­дерального закона № 118 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 ян­варя 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от не­счастных случаев).

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавли­ваются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после вве­дения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения ее в дей­ствие, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, кото­рые возникнут после введения ее в действие.

Глава I.

1. ЕСН: характеристика и сущность.

1.1.1. Эволюция развития ЕСН.

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в об­щегосударственном масштабе выступает государственный бюджет.

Бюджет, согласно ст.6 Бюджетного кодекса, является формой образо­вания и расходования фонда денежных средств, предназначенных для фи­нансового обеспечения задач и функций государственного и местного само­управления.

Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования дру­гой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Возникновение и рост таких фондов явля­ется объективной закономерностью существования и развития общества.

Переход к рынку ознаменовался в России рядом кардинальных измене­ний в организационной структуре хозяйства, в ходе чего произошла модер­низация финансовой системы и, прежде всего ее центрального звена – обще­государственных финансов. Постепенно стали возникать, отделяться от бюджетной системы один за другим внебюджетные фонды.

В силу ряда обстоятельств, таких, как продолжающийся спад произ­водства, неплатежи, бюджетный дефицит, инфляция, рост непредвиденных расходов, средств для социальных программ хронически не хватает. Кризис­ная ситуация в финансировании социальной сферы в России имеет свою ис­торию. Недостаточность выделяемых ресурсов и их неэффективное исполь­зование были отмечены задолго до проведения коренных экономических преобразований. На рубеже 70-80-х гг. в стране велись поиски модернизации действующего механизма хозяйственно деятельности учреждений социаль­ного обслуживания, а также новых форм финансирования, к числу которых относится и институт внебюджетных фондов.

Социалистическая экономика, базировавшаяся на планово-централизо­ванной системе управления экономическим и социальным развитием, сфор­мировала и утвердила систему социального обслуживания населения, в ос­нову которой был положен принцип бесплатности. Ориентиры социальной политики на бесплатность в социально-культурном обслуживании населения были логическим следствием господствовавших идеологических установок. Данная система и связанная с ней модель финансирования основных отрас­лей социальной сферы за счет бюджета некоторое время достаточно успешно выполняли свои функции. Однако по мере роста спроса и увеличения выплат на социальные услуги централизованное финансирование социального об­служивания стало давать сбой. Поэтому через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последова­тельно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические про­граммы. В начале 90-х годов ситуация обострилась, так как в результате ги­гантского бюджетного дефицита, инфляции, продолжающегося спада произ­водства и его эффективности вся система пенсионного обеспечения и соци­ального страхования начала финансироваться по «остаточному» принципу. В этих условиях развитие социальной сферы стало отставать от требований времени.

Немаловажными факторами, обуславливающими целесообразность об­разования внебюджетных фондов, являются бюджетный дефицит, инфляция.

Создание в начале 90-х гг. внебюджетных фондов позволило ослабить негативные последствия либерализации цен и несколько сдержать снижение уровня жизни пенсионеров и других незащищенных слоев населения. Тогда самостоятельный статус фондов препятствовал прямому покушению госу­дарственных финансовых органов на средства внебюджетных социальных фондов при подготовке и исполнении федерального бюджета и других звеньев бюджетной системы. К сожалению, анализ практики бюджетирова­ния на федеральном и местном уровнях в последнее время показал, что ис­пользование средств внебюджетных фондов, и нередко не по назначению, получило достаточно широкое распространение. На федеральном уровне это проявилось, например, в отношении Пенсионного Фонда России, в форме платежей и задолженностей по формированию средств для выплаты военно­служащим рядового, сержантского и старшинского состава, а также социаль­ных пенсий. На местных уровнях – в форме прямого привлечения средств соответствующих подразделений ПФР для выплат местных пособий.

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие, от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального госу­дарственного органа. Поэтому, в сравнении с бюджетом, перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей. Таким образом, необходимость образования внебюджет­ных фондов вызвана объективной закономерностью существования и разви­тия общества, что связано в первую очередь с потребностью перераспределе­ния финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений, не предусмотренных бюджетом.

1.2. Характеристика ЕСН.

С вступлением в силу второй части Налогового кодекса на территории Российской Федерации вводится в действие единый социальный налог (далее - ЕСН). Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицин­ского страхования РФ. Весь контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН возлагается на налоговые органы.1

Если сравнить законодательство о взносах, действующее до принятия главы 24 налогового Кодекса РФ и 24 главу НК РФ, то становится ясно, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм, вызванная объединением взно­сов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулиро­ваны некоторые из существующих спорных вопросов.

Плательщиками ЕСН являются те же категории лиц, что и платили взносы во внебюджетные фонды за одним исключением - с 01.01.2001г. пе­рестала существовать такая категория налогоплательщиков как наемные ра­ботники (до введения ЕСН они уплачивали в ПФР страховые взносы по од­нопроцентной ставке).

Существует две основные категории: работодатели и так называемые самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, кре­стьянские (фермерские) хозяйства, а также родовые, семейные общины ма­лочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хо­зяйствования). До введения ЕСН последние были осво­бождены от уплаты взносов в ФСС с полученных доходов. Так и после введения главы 24 Нало­гового Кодекса индивидуальные предприниматели не исчисляют и не упла­чивают ЕСН в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхо­вания РФ.2

В связи с этим до недавнего времени органы ФСС РФ настаивали на том, что у предпринимателей отсутствует право на получение пособий по не­трудоспособности. Но недавно законодатели решили данный вопрос наибо­лее простым способом - если предприниматель желает получать пособие по нетрудоспособности, то он должен дополнительно к сумме уплаченного ЕСН заплатить страховой взнос в ФСС РФ.

Так, согласно ст.2 Федерального закона от 31.12.02 №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граж­дан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других катего­рий граждан» индивидуальные предприниматели вправе добровольно всту­пать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ.

При этом право на получение соответствующих пособий будет сущест­вовать у предпринимателя лишь после уплаты страховых взносов в ФСС РФ в течение 6 месяцев, а порядок уплаты страховых взносов в ФСС РФ должен быть определен в специальном нормативном акте, изданном Правительством РФ.

Если налогоплательщик относится сразу к двум категориям, то он уп­лачивает налог по двум основаниям.3 Например, индивидуальный предприни­матель, использующий труд наемных работников, платит ЕСН как с полученных доходов от предпринимательской деятельности за вычетом связанных с ними расходов, так и с начисленных выплат в пользу работни­ков.

Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вме­ненный доход, а также налогоплательщики, применяющие упрощенную сис­тему налогообложения, единый социальный налог не платят, как и не пла­тили до 2001 года страховые взносы.

Однако с 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу Федераль­ного закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхо­вании в РФ» индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения (до 01 января 2003 года), и адвокаты, обязаны платить помимо единого социального налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002г. № 104-ФЗ индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход с 01.01.2002г., а индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003г. уплачи­вают только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Среди плательщиков специально не выделены занимающиеся частной практикой нотариусы, детективы и охранники, поскольку они включены в категорию "индивидуальные предприниматели", что соответствует п.2 ст.11 НК РФ.

1.3. Объект налогообложения

Налогоплательщики - физические лица уплату налога осуществляют по двум основаниям:

1. а) индивидуальные предприниматели – с доходов, полученных ими в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

б) адвокаты, частные нотариусы, частные охранники, частные де­тективы – с доходов, полученных ими в связи с осуществлением профессио­нальной деятельности;

2. с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляется выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальными предпринимателям), а также по автор­ским договорам.

В соответствии с п.6 статьи 244 НК РФ исчисление и уплату единого социального налога с доходов адвокатов осуществляют коллегии адвокатов (иные адвокатские образования, кроме адвокатских кабинетов).

У индивидуальных предпринимателей не являются объектом налого­обложения выплаты и иные вознаграждения, производимые индивидуаль­ными предпринимателями в пользу физического лица, не связанного с ним трудовым, гражданско-правовым договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором. При выполнении работ по договору аренды вознаграждение, выплаченное по такому договору арендодателю, не включается в налоговую базу при исчислении единого со­циального налога арендатора.

Состав расходов индивидуального предпринимателя, произведенные в этом налоговом периоде, связанные с извлечением доходов от предпринима­тельской или иной профессиональной деятельности устанавливается главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». В то же время, если предпри­ниматель не может документально подтвердить сумму произведенных им расходов, то при исчислении налога на доходы он имеет право воспользо­ваться профессиональным налоговым вычетом в размере 20% от общей суммы доходов, полученных в результате предпринимательской деятельно­сти.4 В аналогичной ситуации при определении налоговой базы по единому социальному налогу предприниматель не сможет уменьшить сумму полу­ченного им дохода на сумму расходов по нормативу в 20% (текст гл. 24 НК РФ не содержит подобной нормы).

Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в отношении предпринимательской деятельности индивидуаль­ного предпринимателя, подлежат включению в состав расходов, принимае­мых к вычету в целях налогообложения единым социальным налогом.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II, III, групп, освобождаются от уплаты единого социального налога в части дохо­дов от предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

Согласно п.2 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для адвокатов признаются доходы от профессиональ­ной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляется кол­легиями адвокатов (иными адвокатскими образованиями) в порядке, преду­смотренном статье 243 Налогового Кодекса.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет и осуществляющий адво­катскую деятельность индивидуально. Исчисляет и уплачивает единый соци­альный налог в порядке, установленном статьей 244 НК РФ «Порядок исчис­ления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющи­мися работодателями».

1.4. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты

налога налогоплатель­щиками, не являющимися работодателями

Порядок исчисления единого социального налога по доходам от веде­ния предпринимательской деятельности установлен ст. 244 НК РФ и во мно­гом схож с порядком уплаты налога на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ).

Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение нало­гового периода индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок единого социального налога.

Если налогоплательщики начинают осуществлять предприниматель­скую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого до­хода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) опре­деляется налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период произ­водится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с уче­том расходов, связанных с его извлечением, и ставок единого социального на­лога. В случае значительного увеличения дохода в налоговом периоде налого­плательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую дек­ларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий нало­говый период. В этом случае налоговый орган производит пере­расчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по нена­ступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи но­вой дек­ларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уп­лате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

В п.3 ст. 244 НК РФ не установлено, что при подаче налоговой декла­рации в случае, когда ожидаемый доход значительно превышает или оказы­вается меньше дохода, исходя из размера которого были установлены суммы авансовых платежей по налогу, индивидуальный предприниматель обязан приложить соответствующие подтверждающие документы. Однако налого­вые органы имеют право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в рамках проведения каме­ральной проверки (ст. 88 НК РФ).

Расчет налога по итогам налогового периода производится индивиду­альными предпринимателями самостоятельно,5 на основании Декларации по единому социальному налогу, предоставляемой не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом,6 форма которой и порядок ее заполнения утверждены Приказом МНС РФ от 13.11.2002 N БГ-3-05/649, ис­ходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на ос­новании налоговых уведомлений:

  1. за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере
    половины годовой суммы авансовых платежей;

  2. за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в раз­
    мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

  3. за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года
    в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налого­вым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за нало­говым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или воз­врату налогоплательщику в порядке, пре­дусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Порядок проведения процедуры зачета - возврата ЕСН нало­гоплательщиками, переведенными на уплату ЕНВД, может быть различен в зависимости от следующих ситуаций:

1. Налогоплательщик осуществляет только вид деятельности, пе­реведенный на уплату ЕНВД. В этом случае подлежат применению статья 5 Федерального закона N 104-ФЗ, статьи 78 - 79 Кодекса и соответствующие положения бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 346.33 Кодекса, статья 48 Бюджетного кодекса РФ).

2. Налогоплательщик перестал осуществлять деятельность, подлежа­щую переводу на уплату ЕНВД. В этом случае подлежат применению статьи 78 - 79 Кодекса, которыми устанавливается порядок зачета в счет пред­стоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, пога­шения недоимки либо возврата налогоплательщику сумм излишне уп­лачен­ного (взысканного) налога.

3. В случае, если налогоплательщик наряду с деятельностью, пе­реведенной на уплату ЕНВД, осуществляет иные виды деятельности, при отсутствии недоимки по ЕНВД и при существующей обязанности налогопла­тельщика производить уплату ЕСН, соответствующая переплата ЕСН может быть зачтена в счет недоимки по ЕСН, а также задолженности по нало­гам, поступающим в федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

В случае если налогоплательщиком в налоговый орган представлено заявление о зачете уплаченных сумм ЕСН в счет исполнения обязанности по уплате ЕНВД, и после проведения указанного зачета образовалась переплата по ЕНВД, то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о направлении указанной переплаты перед соответствую­щими бюджетами на исполнение обязанностей по уплате налогов или сбо­ров, на уплату пеней, погашение недоимки, при условии, что она поступает в те же бюджеты, в которые была направлена излишняя сумма.

1.5. Ставки налога

На необходимость введения для страховых взносов во внебюджетные фонды обратно пропорциональной (или регрессивной) шкалы, ставки ука­заны Постановлении Конституционным Судом РФ в п.5 от 23.12.99 N 18-П. Суть обратно пропорциональной шкалы заключается в том, что с увеличе­нием размера налогооблагаемой базы ставка налога не увеличивается (как это было для подоходного налога), а уменьшается.

Однако свой вывод КС РФ сделал только в отношении самозанятых граж­дан, поскольку фиксированная ставка тарифа, не зависящая от размера полу­ченного дохода, приводит к тому, что эта категория плательщиков пере­чис­ляет в частности в ПФР суммы, многократно превышающие размер их буду­щих пенсий.

Тем не менее обратно пропорциональная шкала введена ст.241 НК РФ для всех плательщиков, а не только для индивидуальных предпринимателей. Кроме того, устанавливая ставки, законодатель также пытался учесть и дру­гие выводы КС РФ, - в частности об установлении более низких тарифов для предпринимателей и адвокатов.

До принятия гл.24 НК РФ очень много говорили о существенном сни­же­нии страховых взносов и о преимуществах для плательщиков ведения но­вой шкалы ставок.  

Самое большое снижение произошло у адвокатов, а именно на 6,6%. У индивидуальных предпринимателей максимальная ставка ЕСН будет всего на 1,4% меньше чем совокупный тариф во внебюджетные фонды, кото­рые они уплачивали со своих доходов до 1 января.

Ставки, установленные статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных но­тариусов, детективов), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.

Ставки единого социального налога отличаются в зависимости от кате­гории плательщиков.

Налоговая база на каждого отдель­ного работника нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицин­ского страхования

Итого

Федеральный фонд обяза­тельного меди­цинского стра­хования

Территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования

До 100 000 рублей

9,6%

0,2%

3,4%

13,2%

От 100 001 рубля до 300 000 рублей

9 600 руб.+5,4% с суммы, пре­вышающей 100 000 руб.

200 руб.+0,1% с суммы, превы­шающей

100 000 руб.

3 400 руб.+1,9% с суммы, пре­вышающей

100 000 руб.

13 200 руб.+7,4% с суммы, превы­шающей

100 000 руб.

От 300 001 рубля до 600 000 рублей

20 400 руб.+2,5% с суммы, пре­вышающей 300 000 руб.

400 руб

7200 руб.+0,9% с суммы, пре­вышающей

300 000 руб.

28 000 руб.+3,65% с суммы, превы­шающей

300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

28 650 руб.+2% с суммы, пре­вышающей 600 000 руб.

400 руб.

9 900 руб.

38 950 руб. +2% с суммы, пре­вышающей

600 000 руб.

Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:

Налоговая база на каждого отдель­ного работника нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицин­ского страхования

Итого

Федеральный фонд обяза­тельного меди­цинского стра­хования

Территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования

До 100 000 рублей

7,0%

0,2%

3,4%

10,6%

От 100 001 рубля до 300 000 рублей

7 000 руб.+5,3% с суммы, пре­вышающей 100 000 руб.

200 руб.+0,1% с суммы, превы­шающей

100 000 руб.

3 400 руб.+1,9% с суммы, пре­вышающей

100 000 руб.

13 200 руб.+7,4% с суммы, превы­шающей

100 000 руб.

От 300 001 рубля до 600 000 рублей

17 600 руб.+2,7% с суммы, пре­вышающей 300 000 руб.

400 руб. + 0,1% с суммы, превы­шающей

300 000 руб.

7200 руб.+0,8% с суммы, пре­вышающей

300 000 руб.

25 200 руб.+3,6% с суммы, превы­шающей

300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

25 700 руб.+2% с суммы, пре­вышающей 600 000 руб.

400 руб.

9 600 руб.

35 700 руб. +2% с суммы, пре­вышающей

600 000 руб.

В главе 24 Налогового Кодекса, регулирующей уплату единого соци­ального налога, указание о правомерности использования установленных ставок налога к правоотношениям 1999 и 2000 годов отсутствует.

Ставки, установленные статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных но­тариусов, детективов), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.

Глава II.

Роль ЕСН в доходах бюджетов всех уров­ней.

Сравнение поступлений взносов в го­сударственные внебюд­жетные фонды в 2000 - 2003 г.г.

Сравнение поступлений 2001 года с 2000 годом правомерно только в том случае, если условия указанных годов сопоставимы. В соответствии со статьей 241 главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации для исчисления единого со­циального налога применяются регрессивные ставки налога, соответствующие оп­ределенному уровню налоговой базы, а также отменен 1% страховых взносов в ПФР, который взимался наряду с 28% с доходов физических лиц по схеме "28% + 1%". Это тем более делает весьма условным сравнение поступлений 2001 года с 2000 годом.

Дополнительно отмечаем, что в 2000 году в ФСС применялась ставка стра­ховых взносов равная 5,4%, в то время как в 2001 году максимальная ставка единого социального налога в части, поступающей в ФСС, составляет 4 процента.

Темп роста поступлений единого социального налога и сумм в счет погаше­ния за­долженности предыдущих лет по взносам в I полугодии 2001 года по сравнению с поступлениями страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в I полугодии 2000 года составил 115,1 процента.

При этом:

в Пенсионный фонд РФ

122,6%

в Фонд социального страхования РФ(без учета расходов на цели

государственного социального страхования за июнь 2001г.)

82,1%

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

127,5%

в территориальные фонды обязательного медицинского

страхования

104,3%

В дополнение к этому, на счета государственных социальных внебюджетных фондов в январе 2001 года поступило 21,9 млрд. рублей.

Из них:

в Пенсионный фонд РФ

17,93 млрд. рублей

в Фонд социального страхования РФ

1,34 млрд. рублей

в Федеральный фонд обязательного медицинского

страхования

0,21 млрд. рублей

в территориальные фонды обязательного медицинского

страхования

2,4 млрд. рублей

По оперативным данным в 2001 году поступления единого социаль­ного налога и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды (с учетом расходов, произ­веденных на цели государственного социального страхования) составили 603,2 млрд. рублей. При этом средств собрано больше, чем сами фонды со­брали в 2000 году.

Из них поступило:

в Пенсионный фонд РФ -

470,0 млрд. рублей,

в Фонд социального страхования РФ
(в том числе расходы, произведенные налогоплательщиком на нужды государственного социального страхования, с учетом сумм возмещения произведенных расходов, полученных от исполнительного органа Фонда - 49,8 млрд. рублей);

73,8 млрд. рублей,

в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования -

3,8 млрд. рублей,

в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования -

55,6 млрд. рублей.

При этом 566,9 млрд. рублей - единый социальный налог и 36,3 млрд. рублей - платежи в счет погашения задолженности предыдущих лет по взно­сам в государственные социальные внебюджетные фонды.

Задание в размере 515,0 млрд. рублей, установленное на 2001 год по поступлению единого социального налога и сумм в счет погашения задол­женности предыдущих лет по взносам в государственные социальные вне­бюджетные фонды, выполнено на 117,1% (603,2 млрд. рублей).

За десять месяцев 2003 года в бюджетную систему Российской Феде­рации поступило единого социального налога (ЕСН), зачисляемого в феде­ральный бюджет, поступило за январь - октябрь т.г. 290,7 млрд. рублей.

Кроме того, поступления платежей в государственные внебюджетные фонды (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) за январь-ок­тябрь 2003 года составили 780,7 млрд. рублей, в том числе:

- в Фонд социального страхования - 91,3 млрд. рублей, что на 24,7% больше, чем за аналогичный период 2002г.;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4,8 млрд. рублей, что на 15,2% больше, чем за аналогичный период 2002г.;

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 73,8 млрд. рублей, что составило 115,5% поступлений к аналогичному пе­риоду прошлого года;

Поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации (включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) составили 610,8 млрд. рублей. (см.прил.табл.1 «поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России за январь-октябрь 2003 года»)

Прогнозные данные по проекту доходов федерального бюджета на 2004 год по контролируемым МНС России налогам и сборам, направленному на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации составляют:

Наименование
доходов

2004 год
(по проекту федерального бюджета)

Всего доходов

1 691 208,8 млн. рублей

В том числе:

- Налоговые и неналоговые доходы

- Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет


1 252 998,8 млн. рублей
438 210,0 млн. рублей

Заключение

С 1 января 2001 года налоговым органам были переданы функции мо­билизации средств на социальные нужды общества сразу от четырех феде­ральных ведомств, имеющих хорошо отлаженную систему, разветвленную и многочисленную структуру.

Передача функций администрирования – не просто технический во­прос. Обеспечить взаимовыручку поколений, социальную стабильность в обществе, справедливое перераспределение национального дохода в пользу тех, кто в свое время отдал силы и здоровье для развития государства, - вот что означала эта передача. С самого начала эта работа находилась под при­стальным вниманием органов власти, профсоюзов, фондов, средств массовой информации. К сожалению, эта задача не сопровождалась кадровым и мате­риально-техническим подкреплением налоговых органов. Личное время, профессиональная гордость и честь работников налоговой системы стали единственным ресурсом ее выполнения.

Особенно напряженным было первое полугодие. Юридически пра­вильное оформление передачи потребовало подготовки свыше миллиона раз­личных документов на бумажных носителях – актов, реестров, индивидуаль­ной сверки взаимных расчетов с каждым налогоплательщиком, и так – по каждому фонду.

Передача осуществлялась в три этапа по согласованному с фондами плану совместных мероприятий. В результате от фондов было принято для взыскания огромная сумма задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Эта сумма, копившаяся годами, превышала годовую потребность фондов в средствах.

Взыскивать долги фондов оказалось гораздо труднее, чем предполага­лось. Законодатель не предусмотрел права на продление сроков для принятия мер по взысканию в связи с передачей функций и налоговые органы сразу натолкнулись на массу ограничений. Ситуация осложнялась тем, что страхо­вые взносы, не являющиеся налоговыми платежами, подпадали под действие специального законодательства, которое во многом не совпадало с требова­ниями Налогового кодекса РФ. В результате более чем на 47% задолженно­сти фонды не выставили даже инкассовые распоряжения, практически не на­правлялись требования об уплате, и ее большая часть оказалась либо с про­сроченными сроками для принятия мер по взыскания, либо безнадежна.

Сложность первого полугодия заключалась не только в передаче функций. Одновременно нужно было ввести совершенно новый режим нало­гообложения для всех категорий плательщиков. Единый социальный налог радикально менял всю систему сбора средств, сложившуюся за 10 лет, но не принес долгожданного облегчения в механизм налогообложения. Назвать “единым” этот налог можно лишь формально. Раздельное исчисление каждой доли налога и раздельное перечисление средств, индивидуальное исчисление налога по каждому работающему, многократное увеличение налоговой от­четности, чрезвычайно сложный механизм расчета права на применение рег­рессивных ставок, нечеткость и противоречивость льгот – все это делает на­лог несовершенным и до сих пор вызывает заслуженную критику.

К сожалению, несмотря на сложность и радикальность перемен, зако­нодатель не дал времени на освоение нового механизма исчисления и уплаты налога ни налоговым органам, ни налогоплательщикам.

Получив закон 31 декабря, налогоплательщики и налоговые органы вступили в новую жизнь с 11 противоречивыми статьями, без бланков, без форм отчетности, без четких указаний.

План сбора ЕСН на 2001 год был установлен налоговым органам со значительным превышением плановых значений, доводимых ранее до фон­дов. Не принималось во внимание и то, что налоговая база по соцналогу в сравнении со страховыми взносами значительно сократилась. Это вызывало большое сомнение в способности налоговых органов обеспечить выполнение поставленных задач и выйти на заданный уровень сбора средств. Но отрица­тельные факторы были компенсированы значительным ростом заработной платы в отдельных отраслях экономики, а также стремлением большого ко­личества налогоплательщиков выйти в режим текущих платежей для получе­ния права на реструктуризацию задолженности. Основное условие реструк­туризации - регулярная выплата очередных и ежеквартальная уплата части задолженности прошлых лет по графику, рассчитанному на 5 лет. Это удобно и значительно облегчает выплату больших долгов, поднакопленных за мно­гие годы.

2002 год преподнес налогоплательщикам и налоговым органам новые сюрпризы. Самым неожиданным образом задела налоговые органы пенсион­ная реформа. Вновь законодатель предложил осмыслить новый механизм, и снова – без инструкций, форм отчетности, механизма проведения налоговых вычетов. Следует отметить, что целью изменений, внесенных в главу 24 НК РФ, было желание увязать ЕСН с законом об обязательном пенсионном стра­ховании, а не стремление устранить недостатки по единому социальному на­логу. Предложенная взаимоувязка вызывает недоумение. Вместо введения самостоятельных раздельных таблиц ставок по ЕСН и по страховым взносам налогоплательщикам – через налоговые вычеты страховых взносов из еди­ного социального налога – предложен механизм, который чрезвычайно ус­ложняет исчисление налога и полностью меняет сложившуюся систему нало­говой отчетности.

С ведением страховых взносов государство частично отошло от прин­ципа солидарности поколений, предложив самим гражданам позаботиться о своей старости через накопительную часть трудовой пенсии, которая будет формироваться из фактически перечисленных страховых взносов. Это наде­ляет налоговые органы большой ответственностью перед каждым жителем нашего государства, т.к. от эффективности их работы будет теперь зависеть объем пенсионного капитала каждого гражданина и его пенсионный стаж.

Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения. Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При вне­сении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог макси­мально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.

Использованные материалы, литера­тура, ссылки.

  1. Налоговый кодекс РФ, части I и II. – М.: Инфра-М, 2003г.

  2. Фе­дерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”

  3. Федерального закона от 31.12.02 №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граж­дан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других катего­рий граждан»

  4. Информационное сообщение МНС РФ от 10 июля 2001 г.

  5. Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бух­галтеров и налоговых инспекторов. – М., 2002.

  6. Братчикова Н.В. Налоговый кодекс: Порядок уплаты единого социального налога (взноса)//Мир права. - № 12. – 2000.

  7. Никитов Н.Н. Единый социальный налог – проблемы и перспективы// Рос­сийский налоговый курьер. – № 6. – 2001.

  8. Официальный сервер МНС РФ: www.nalog.ru.

  9. http://www.conseco.ru.

  10. Internet-библиотеки http://www.taxhelp.ru

Приложение 1

Табл.1

Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России за январь-октябрь 2003 года

млрд. рублей

 

январь-

ок­тябрь
2002 года

январь-

ок­тябрь
2003 года

в процен­тах к 2002 году

Государственные внебюджетные фонды - всего

388,49

489,95

126,1

в том числе:

 

 

 

Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)

247,19

320,05

129,5

Фонд социального страхования (ФСС)

73,22

91,31

124,7

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

4,13

4,75

115,2

Территориальные фонды обязатель­ного медицинского страхования (ТФОМС)

63,96

73,84

115,5

Справочно.

 

 

 

Поступления в Пенсионный фонд,вкл. ЕСН, зачисляемый в фе­деральный бюджет

525,36

610,77

116,3

Поступления в государственные внебюджетные фонды, включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет

666,67

780,67

117,1

1 ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах."

2 п.1 ст.245 Налогового Кодекса РФ

3 п.2 ст.235 Налогового Кодекса РФ

4 п.1 ст.221 Налогового Кодекса РФ

5 п.5 ст.244 Налогового Кодекса РФ

6 п.7 ст.244 Налогового Кодекса РФ