Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества

Самодеятельные хоровые коллективы как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества

1. Хоровые самодеятельные коллективы: задачи, функции, специфические черты

Самодеятельные хоровые коллективы – это специфическая форма деятельности людей, которая сочетает в себе массовое культурное движение и обязательно искусство. Эти две стороны художественной самодеятельности – общественная и эстетическая составляют ее сущность и находятся в тесной взаимосвязи. Если рассматривать художественную самодеятельность лишь как массовое движение, отдавая предпочтение количественным показателям в ущерб качественной стороне, будет утрачена эстетическая сущность этого культурного движения. И наоборот, увлечение только художественными результатами, ориентация на задачи профессионального характера стирают саму идею массовости художественной самодеятельности, ее демократический и социальный смысл.

Основная задача хоровой самодеятельности заключается в идейно-эстетическом воспитании людей, удовлетворении их духовных потребностей. Благодаря хоровой самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами фольклора, наследием национальной и мировой музыкальной классики. Хоровая самодеятельность подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную требовательность, вкус, и таким образом играет важную роль в эстетическом формировании личности. Особую роль хоровая самодеятельность играет там, где отсутствуют профессиональные коллективы, самодеятельные хоры в этом случае являются единственными источниками музыкально-песенной культуры и реализуют важные культурно-просветительские задачи.

Художественная самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную, функцию отдыха и развлечения и т.д. Многообразие функций свидетельствует о разностороннем характере хоровой самодеятельности и большом диапазоне воспитательных средств, которыми она располагает. В этой связи необходимо отметить активный характер деятельности участников хоровых самодеятельных коллективов, непосредственно участвующих в творческом процессе создания художественного образа.

Специфические черты самодеятельного хора. Наиболее характерной специфической чертой самодеятельного хорового искусства является его демократичность и доступность. Эти особенности, вытекающие из самих организационных основ хорового любительства, открывают широкую возможность участия в хоровом коллективе людей, желающих петь. Для этого человеку необходимо обладать музыкальным слухом и голосом. А поскольку абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко, то участие любителя в хоре зависит практически от его собственного желания.

Другая важная особенность хоровой самодеятельности - добровольность, которая выражается в особых взаимоотношениях участников любительского хора, где ведущими являются нравственно-этические проблемы, принцип моральной ответственности. Поэтому объединение любителей пения в коллектив на добровольных началах требует особых ценностных ориентаций певцов.

Существенной специфической чертой организационной структуры хорового коллектива выступает временной фактор (2 – 3 раза в неделю); занятия хоровым искусством проходят в часы досуга. Значимой специфической чертой хорового любительства выступает также учебно-воспитательный процесс, который строится с учетом интересов и потребностей участников.

Отличительной особенностью современной хоровой самодеятельности является сочетание массовости вовлечённости людей в это движение с высоким уровнем исполнительского мастерства многих ее участников. Некоторые отечественные коллективы показывают высокий, почти профессиональный уровень, ведут интенсивную концертную деятельность. В их числе: хоровая капелла БГУ, Лингвистического университета, БНТУ, хор «Ранiца», хоровая капелла Белсовпрофа и другие коллективы. Вместе с тем основную массу хоровой самодеятельности составляют небольшие коллективы и кружки, деятельность которых направлена, прежде всего, на эстетическое воспитание самих участников. Такие хоры обладают невысоким исполнительским уровнем, небольшие по составу и своей концертной деятельностью обслуживают эстетические потребности небольшого круга слушателей (хоры заводов, Дворцов и Домов культуры).

2. Виды хоровой художественной самодеятельности

Художественно-исполнительский уровень любительских коллективов зависит от ряда причин: качественного состава хора, стажа его работы, квалификации руководителя, материально-технической базы и других. Условно выделяется три уровня исполнительского мастерства: высокий, средний и начальный. В зависимости от уровня исполнительского мастерства определяют следующие виды хоровой самодеятельности: хор первичных форм работы, хор повышенного типа и приближенный к профессиональному. К ним примыкают также массовое пение и хоровой массив.

Массовое пение – характеризуется отсутствием квалифицированного руководителя (а иногда и вовсе произведение исполняется без него), отсутствием постоянного состава исполнителей, не всегда точным исполнением мелодической, ритмической и литературной основы произведения. Встречается массовое пение на мероприятиях отдыха, в парках и т.д.

Репертуар таких коллективов составляют преимущественно советские массовые песни, народные, военные песни, а также произведения современных композиторов-песенников.

Хор первичных форм работы - это недавно организованный коллектив, работающий довольно систематично, но с перерывами. Перед таким хором стоит задача культурного обслуживания небольшого круга слушателей путём концертных выступлений. Хоры первичных форм работы создаются, чаще всего при таких культурно-просветительских учреждениях, где трудно сделать качественный отбор певцов. Данному коллективу характерно: массовая вовлечённость; отсутствие у певцов знаний в области музыкальной грамоты и вокально-хоровых навыков; большая текучесть состава участников; отсутствие баланса между женской и мужской группой голосов; нередко отсутствие квалифицированного руководителя.

Репертуар чаще всего включает в себя двух-трёхголосные произведения с сопровождением, редко а cappella. В основном это народные и советские песни. При долгой и кропотливой работе данный коллектив имеет возможность перейти в хор повышенного типа.

Хор повышенного типа чаще всего представляет собой коллектив, созданный при таких культурно-просветительских учреждениях, которые своей деятельностью обслуживают достаточно широкий круг слушателей. Существует такой коллектив на протяжении нескольких лет в благоприятных условиях. Хор повышенного типа характеризуется уже качественным индивидуальным отбором певцов, наличием высококвалифицированного сложной системой и объемной программой проведения учебных занятий.

Репертуар такого коллектива состоит преимущественно из произведений трёх-четырёхголосных, часто а cappella, сложных по техническому, художественному и вокальному диапазону. При длительной кропотливой работе такой коллектив по уровню исполнительского мастерства, интенсивности и масштабу концертной деятельности может приблизиться к профессиональному.

Хор приближенный к профессиональному представляет собой коллектив, практически ничем не отличающийся от профессионального. Такой хор характеризуется систематичностью репетиционной и концертно-исполнительской деятельности и способен исполнять произведения любой степени сложности как в жанре хоровой музыки а cappellа, так и произведения вокально-симфонической музыки, оперные хоровые сцены и т.д.

Хоровой массив. В музыкальную культурную жизнь прочно вошла традиция открывать торжественные мероприятия выступлениями хорового массива, который объединяет в себе 10 и более отдельных коллективов. Численность участников хорового массива может быть от нескольких сотен до 20 – 25 тысяч (праздники песни в Прибалтике). Хоровой массив представляет собой эпизодическое явление в музыкальной практике, которое создаётся для одного раза. Его характеризует отсутствие гармоничного баланса между мужскими и женскими группами голосов, мощность звучания, выступление чаще всего с сопровождением (редко a cappella).

Хоровые самодеятельные коллективы отличаются по самым различным признакам: социально-демографическим, половозрастным, национальным, жанровым, количественному составу и другим. Такое разнообразие хоровых самодеятельных коллективов отражается в их названиях, например:

- хоры учителей, текстильщиков, врачей (указывается какая-либо конкретная профессия большинства участников);

- хор села, города (указывается конкретная местность);

- хор завода, колхоза (СПК), учебного заведения (указывается конкретное предприятие, учреждение);

- хор Дворца или Дома культуры, при котором работает коллектив;

- Русский народный хор, карельский, башкирский, еврейский и т.п. (название указывает на национальную принадлежность большинства участников);

- детский хор, хор ветеранов, молодежная капелла (по возрастному составу участников);

- казачий хор (по этнографическому признаку коллектива);

- народный хор, академический (указывается исполнительская манера коллектива);

- камерный хор, большой хор (подчеркивается количественный состав).

Как правило, участники и руководитель стремятся отразить в названии своего коллектива наиболее характерные моменты его структуры и творческого направления.

Однако свободное обращение с названиями коллективов иногда приводит к терминологической путанице. Так, например, в названии «народный хор» понятие жанрово-исполнительской специфики коллектива нередко смешивают с его званием (Государственный академический народный хор РБ).

3. Художественно-исполнительские направления

Выбор направления работы хора – исключительно ответственный момент. От того, насколько точно оно будет определено руководителем, зависит перспектива всей последующей работы. Выбор направления художественно-исполнительского направления обусловлен рядом объективных причин, среди которых главными являются местные условия, реальные возможности для организации коллектива. Приступая к созданию хора, руководитель должен соотнести свои творческие планы и расчеты с этими местными условиями и возможностями. Можно заранее планировать конкретный состав хора. Например, исходя из большого коллектива рабочих предприятия и из наличия других благоприятных факторов предполагать организацию большого хора. Однако не надо расстраиваться, если на занятия придет немного желающих. Следует начать работу с небольшим вокальным ансамблем. В случае успешной работы ансамбль пополнится и вырастет в хоровой коллектив. Другой случай: руководитель, ориентируясь на работу в условиях села, планирует создать народный хор. На деле же коллектив может организоваться из числа представителей местной интеллигенции, голоса которых больше тяготеют к академической округленной манере исполнения. С таким составом целесообразнее вести работу в академическом плане.

В хоровой практике сложились следующие основные художественно-исполнительские направления:

    Народный хор.

    Академический хор.

    Ансамбль песни и танца.

    Театрализованное хоровое исполнительство.

    Симфоническо-хоровое исполнительство.

Народный хор. Народный хор – это вокальный коллектив, исполняющий народные песни с характерными им особенностями:

- специфическим характером певческого звука;

- наличием ведущего певца при отсутствии дирижера;

- хоровой фактуры (подголосочность, импровизационность, вариационность), - фонетики.

Народные хоры строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манеры исполнения народных хоров. Следует различать народный хор в натуральном бытовом виде от фольклорных ансамблей, исполняющих сочинения в народном стиле. Русский народный хор имеет в своем составе высокие, средние и низкие женские и мужские голоса. Диапазон каждого из них около октавы. Голоса певцов народного хора отличаются резким разграничением регистра, более открытым звуком. В целом. Народному хоровому коллективу характерно:

- опора на местную певческую традицию;

    импровизационность исполнения (основные певцы во время пения допускают мелодические подголоски, импровизируют);

    натуральная манера звукообразования: открытый светлый звук, женская группа голосов поет в сравнительно низком регистре, а мужская – наоборот;

    использование примарного (натурального) регистрового звучания голосов;

    количественное преобладание женских голосов над мужскими и выполнение ими основной вокальная нагрузка;

    пение без дирижёра;

    сочетание пения с пантомимой и хореографией;

Репертуар: народные песни, частушки, произведения самодеятельных композиторов.

Академический хор или капелла в своей деятельности опирается на традиции многовековой хоровой культуры. Он отличается академической вокальной манерой - округлённым, ровным на протяжении всего диапазона, прикрытым звуком. Академическому хоровому коллективу характерно:

    строгое разделение на партии;

    точное исполнение партитуры произведения;

    академическая вокальная манера;

    количественный и качественный баланс голосов в партии;

    пение с дирижёром, роль которого в процессе исполнения значительна.

Репертуар академического хора поистине огромен. Он включает в себя произведения русской и зарубежной классики, хоровые песни разных народов в обработках профессиональных музыкантов, сочинения вокально-симфонического жанра и оперные хоровые сцены. Поет академический хор как а cappella, так и с сопровождением.

Ансамбль песни и танца – это исполнительский коллектив, объединяющий вокальное и хореографическое искусство. Большое распространение в ХХ столетии получили военные ансамбли песни и пляски (например, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.Александрова). В его составе мужской хор, группа солистов, оркестровая и танцевальная группы. Оркестровая группа обычно состоит из людей, не принимающих участия в пении. Хор поет в академической манере. Исключением является капелла бандуристов (Украина) - коллектив, где исполнители играют и поют одновременно.

Репертуар: советские массовые и народные песни.

Театрализованное хоровое исполнительство – это направление находит своё выражение в исполнении произведений, которые сопровождаются сценическим действием. Поэтому, кроме овладения вокально-хоровой техникой и выучивания партий наизусть, такие певцы должны уметь двигаться на сцене в костюмах. Сюда же относятся и хоры оперы и музыкальной комедии.

Репертуар: сюжетные игровые песни или целая композиция из нескольких песен (праздник Урожая, праздник Дружбы народов и т.д.).

Симфоническо-хоровое исполнительство – встречается очень редко, из-за высоких требований, предъявляемых к хористам и оркестрантам ввиду исполняемого репертуара. Такие коллективы исполняют оратории, кантаты, мессы, реквиемы и другие произведения вокально-симфонической музыки.

Литература

    Кеериг О. Хороведение: Учебное пособие / О.П.Кеериг; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2004.

    Кустов Ю. Управление самодеятельным хоровым коллективом / В.Чабанный, Ю.Кустов. – Л., 1984.

    Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. сред. муз.-пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

    Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1988.