Менеджер, его функции, требования к нему

Частное учреждение образования

ИСЗ имени А.М. Широкова

Кафедра «Культурология»

Реферат по Основам менеджмента

на тему: «Менеджер, его функции, требования к нему»

Выполнил: Хозяев А.А

Проверил: Бобкова В.И

Минск 2010



Содержание

1. Введение

2. Кто такой менеджер

2.1. Управленческое решение

3. Функции менеджера

4. Требования к менеджеру

5. Заключение

6. Список литературы



1. Введение

Информация, имеющаяся в данном реферате, полностью посвящена теме: «Менеджер, его функции и требования к нему», раскрывая при этом понятие «менеджер», а также описывая черты, признаки, присущие любому менеджеру.

Целью данного реферата является формирование знаний о понятии «менеджер».

Задачей является изучение, обоснование и донесение до аудитории информации, предоставленной в данном реферат.



2. Кто такой менеджер

Управление любой организацией, не важно, с каким количеством кадров, с какими перспективами и какой отраслью необходима личность, которая за всем этим будет «присматривать». И имя такому человеку менеджер.

Как таковое слово «менеджер» пришло из английского языка и образовано от слова «менеджмент», и обозначает человека, занимающегося управлением, руководством. Проще говоря, управленец, руководитель.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно [4, с. 40] к:

- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- руководителю по отношению к подчиненным;

- администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

-ректор по отношению к работающим преподавателям в институте.

Понятие «менеджер» как и наука «менеджмент» берет свои истоки на Западе, а именно в США. В 1900 году Фредерик, У. Тэйлор ввели такое понятие как «научный менеджмент», который подразумевал множество определений, понятий, объяснений руководства и управления. Там же было описано кто такой менеджер. И хотя с того момента произошли большие изменения и вклады в развитие менеджмента как науки, основы определения «менеджера» все те же. Говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Он обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. [1, с. 2-3] Его труд опосредован, т.е. проявляется через труд других людей, поэтому не подлежит количественной оценке.

Любая организация в большей либо меньшей степени поделена на более мелкие подразделения. Деятельность любого структурного такого подразделения в значительной степени зависит от личности менеджера, потому что он наделен реальной властью, имеет право распоряжаться ресурсами предприятия, осуществлять кадровую политику (подбор, расстановка кадров). [5]

Исходя из этого, можно рассудиться, что понятие «менеджер» имеет несколько определений, а именно:

Менеджер — это представитель особой профессии, принадлежащий к профессиональной управленческой деятельности, это — профессиональный управляющий (а не экономист-бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью по совместительству).

— это человек, добивающийся результатов посредством организации труда других людей.

— человек самостоятельной профессии с собственными профессионально-специфическими функциями и навыками, явно отличающимися от других профессий (юрист, врач, продавец, и т.п.). Это лидер любого коллектива, человек, прошедший большую специальную подготовку и жизненную школу. Он должен быть эрудированным, знать историю, психологию, социологию, логику, математический анализ, иностранные языки, свободно работать на компьютере.

— это руководитель (управляющий), занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.[2, с. 6]

2.1 Управленческое решение

Рассуждая кто такой менеджер, обязательно стоит уделить внимание такому понятию как управленческое решение, потому как оно есть одно из главных «орудий» управленца. Управленческое решение – это выбор варианта, альтернативы; план, проект будущего действия, закрепленный приказом, распоряжением, указанием; логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационный процесс, осуществляемый единолично или коллективно в пределах предоставленных полномочий; продукт труда менеджера. Оно влияет на имидж, авторитет руководителя, межличностные отношения, морально-психологический климат, статус коллектива, результат деятельности. Как видно, достижение конечной цели во многом зависит от управленческого решения, поэтому оно должно соответствовать таким требованиям как:

    научная обоснованность, объективность;

    однозначность, не допускающая разночтений;

    согласованность с ранее принятыми решениями;

    правомочность (принятие решения личностями, имеющие соответствующие полномочия);

    полнота решения;

    своевременность (как в принятии, так и в отмене);

    динамичность решения;

    рациональность, экономичность, эффективность.

Возникает вопрос – что же надо делать для принятия правильного управленческого решения? Существует технология принятия решения. Она включает в себя ряд последовательных обязательных операций, действий, соблюдение и выполнение которых ведет к эффективному конечному результату:

    постановка проблемы – в основе любого решения находится проблема, требующая своего разрешения. Задача менеджера заключается в формулировке проблемы, изучений положений дел и целей, предварительной формулировки критериев решений;

    выявление ограничений и альтернатив – причиной проблемы могут быть силы, находящиеся вне организации, которые она не в состоянии изменить; Ограничение такого рода уменьшают возможность принятия оптимального решения. Поэтому необходимо выявить источник и суть ограничений;

    принятие решений – на этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка с наиболее благоприятными проектами;

    реализация решений – определяется материальное обеспечение, осуществляется доведение решения до исполнителей;

    контроль за исполнением решений – выявление отклонений, поправки, позволяющие реализовать решение полностью.

Методы принятия управленческого решения.

    Неформальные (эвристические) – основаны на аналитических способностях лиц, принимающих решения, представляет совокупность логических приемов и методики выбора оптимального решения путем теоретического сравнения вариантов с учетом опыта и интуиции. Достоинства этого метода состоят в оперативности и простоте. А недостаток в отсутствии гарантии от выбора ошибочных, не эффективных решений.

    Коллективные – определяется круг лиц, участников данной процедуры по таким критериям как компетентность, способность решать творческие задачи, коммуникабельность, конструктивность мышления. Виды коллективных методов:

    мозговая атака (штурм) – важно учесть наличие обстановки, способствующей свободному выдвижению идей, для чего запрещается опровергать, критиковать идею, какой бы фантастической она не была. Все идеи записываются, после чего анализируются экспертной группой, которая принимает окончательное решение.

    метод «кингисе» - кольцевая система. На обслуживание готовиться проект-новшество, который передается лицом по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде, после чего проводится совещание, на которое приглашаются участники-специалисты, чье мнение не совсем понятно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями, если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из принципов: 1) большинства голосов

2) принцип диктатора

3) принцип Курно (число решений = число экспертов. Оптимальным будет решение, отвечающее требованиям индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого эксперта.

4) принцип Паретто – решение, которое не выгодно менять сразу всем экспертам

5) принцип Эджварта – зная предпочтения коалиции, выбирается решение.

    метод Дельфи – представляет многотуровую процедуру анкетирования:

    предоставление вариантов решения без аргументации, после чего экспертная группа оценивает их;

    отличающиеся от других вариантов ответы подлежат аргументации, после оцениваются;

    Количественные – в основе лежит научно-практический подход принятия решений путем обработки большого количества информации с помощью ЭВМ и экономико-математических методов. [5]

3. Функции менеджера

Содержание любого труда менеджера не зависимо от управления и принадлежности к линейным или функциональным руководителям представляют собой следующие ролевые функции:

1) Менеджер-управляющий – классическая роль руководителя, согласно которой данное лицо наделено властью, используя которую руководитель направляет и развивает управляемую подсистему в соответствии с законами и принципами менеджмента, законодательными документами и актами; определяет политику организации, осуществляет стратегическое планирование и кадровую политику, обеспечивает исполнительность и дисциплинированность персонала.

От него в частности требуется:

- наличие общих знаний в области управления предприятием;

- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

-владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

-принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

2) Менеджер-организатор - осуществляя эту функцию, обеспечивает основы деятельности, определяя обязанности, права, ответственность, исходя, из квалификации и индивидуально психологических особенностей; координируют, регулируют, уточняют действия персонала, обеспечивая их согласованность и последовательность.

3) Менеджер-специалист – реализуя эту функцию должен определенно сформулировать цель, сориентировать действия и поступки для ее реализации; исчерпывающе проинструктировать персонал; предусмотреть неординарные ситуации и пути разрешения.

4) Менеджер-инноватор – деятельность является важнейший стороной руководителя вообще. Медлительность в отношении инноваций приводит к снижению темпов роста производительности труда, ухудшению качества продукции, уменьшению прибыли, потери конкурентоспособности.

5) Менеджер-дипломат – установление и расширение человеческих контактов, ведение переговоров, заключение сделок, разрешение конфликтных ситуаций, требуют наличия у руководителя качеств: -коммуникабельность

-терпимость

-объективность

-умение идти на компромиссы

-умение слушать

6) Менеджер-воспитатель – осуществляя эту роль, обучает персонал, развивает творческий потенциал, совершенствует нравственные качества, т.к. нравственность, воспитанность работников является существенными факторами экономического прогресса.

В итоге, следует сказать, что каждый из выше перечисленных ролевых позиций менеджера должен применяться в зависимости от конкретного коллектива, которым управляет менеджер, от типа предприятия, от сложившейся ситуации. [5]

4. Требования к менеджеру

Сложность и многообразие управленческого труда обусловили особые требования, предъявляемые к менеджерам. По мнению основателя научного менеджмента Ф. Тэйлора, мастер обязан обладать такими качествами, как «ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».

Создатель административной школы управления Ф. Файоль считал, что необходимы руководителям крупных предприятий следующие качества: умственная работоспособность; здоровье и физическая выносливость; нравственные качества; административные способности; значительный кругозор познаний; общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям.

В бывшем СССР при выдвижении управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности. [3, c. 266]

К профессиональным качествам относят: высокий уровень образования и производственного опыта, компетентность в своей профессии, широту взглядов, эрудицию, постоянное совершенствование.

Личные качества менеджера характеризуют высокие моральные стандарты, физическое и психологическое здоровье, оптимизм и уверенность в себе.

Очень важно, чтобы менеджер обладал деловыми качествами, умением создавать коллектив, организовать его на достижение конечных целей. Он должен стремится к независимости, нововведениям, лидерству, проявлять инициативность и оперативность, напористость в отстаивании своих прав и готовность идти на риск.

Одним из важных требований, предъявляемых к менеджеру, является культура труда. Основными элементами, которые характеризуют культуру менеджера, являются следующие:

Личная культура, которая определяется этическим воспитанием, гигиеной и внешним видом, формой обращения с работниками.

Рациональное распределение рабочего времени сводиться к планированию личной работы во всех видах и процедурах управленческой деятельности.

Культура рабочего места определяется таким порядком на рабочем столе, когда на нем находятся лишь нужные документы. К другим требованиям, предъявляемым к менеджеру, относят культуру проведения массовых мероприятий, прием посетителей, культуру речи и др. [6, с. 330]

В более детальном представлении можно выделить следующие требования, предъявляемые к менеджеру:

-обладать профессиональными качествами;

- обладать разумными личными качествами;

- обладать деловыми качествами;

-соблюдать юридические, моральные, организационные, экономические нормы;

-соблюдать культуру управления;

-постоянное личное совершенствование;

-проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно;

-умение превентивно, т.е. заранее, заблаговременно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются;

-инновационность и безынерционность мышления;

-умение воспринимать и использовать точки зрения, отличные от собственных;

-умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет;

-способность сплачивать коллектив и снимать стрессовые ситуации;

-иметь хорошее здоровье и физическую выносливость. [3, c. 266]

менеджер управленческий решение



5. Заключение

В ходе изучения материала в рамках данной темы, были описаны такие понятия как менеджер, его функции и требования, а также раскрыто понятие управленческого решения. В итоге следует сделать вывод: чтобы стать профессиональным менеджером требуется специальная подготовка, знание теории, умение применить ее на практике, личностные качества. Потому что от действий менеджера зависит качество производимой продукции, процветание предприятия, количество прибыли, а также условия жизнедеятельности подчиняемых ему людей.



Список литературы:

1. «Основы менеджмента», М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, перевод с английского, МОСКВА • Издательство «ДЕЛО» • 1997

2. «Основы менеджмента», А.П. Курулев, 2001

3. «Менеджмент», учебное пособие, А.К. Феденя, 2008

4. «Менеджмент с точки зрения здравого смысла», Д. Трэйси, 1993г.

5. Конспект по предмету «Основы менеджмента», МГМК, 2008-2009 гг.

6. «Менеджмент», В.И. Гончаров, учебное пособие, 2010г.