Планирование хозяйственной деятельности организации ООО "Лизинговая компания Уралсиб"

Введение

«Динамический процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества планирования, организации будут лишены четкого способа оценки или направления корпоративного предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации» (М. Мескон).

Именно с этой цитаты хотелось бы начать свою работу. Ведь именно планирование хозяйственной деятельности организации, её планы являются главным инструментом достижения поставленных целей. В наш современный век находится много желающих организовать свой бизнес, открыть своё предприятие, способное конкурировать и получать немалую прибыль. Поэтому, я считаю, тему своей курсовой работы актуальной, ведь от того, как спланирована деятельность организации, зависит её судьба в будущем.

Люди должны осознанно определять цели своих действий и соразмерять свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды.

Как показывает практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

    устранение неопределенности;

    точное определение целей и действий по их достижению;

    появление осмысленности в деятельности;

    избежание ошибок в будущей деятельности;

    возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время

    более рациональное распределение ресурсов;

    улучшение контроля в организации.

Предметом исследования является хозяйственная деятельность организации.

Целью исследования является обоснование того, что планирование хозяйственной деятельности необходимо, и служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса.

Задачей исследования является: приобретение новых теоретических знаний в соответствии с темой моей работы, а именно: функций и задачи планирования, а также стадии планирования и этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия.

Объектом исследования в работе является процесс планирования хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.

Субъект исследования - предприятие ООО «Лизинговая компания Уралсиб».

1. Планирование хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Понятие планирования: функции и задачи

Успех и устойчивость любого хозяйствующего субъекта может обеспечить лишь правильное эффективное планирование его хозяйственной и экономической деятельностей. Существует понятие планирования как отдельной хозяйственной единицы, так и планирование хозяйственных отношений. Планирование является центральным звеном управления, с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта охватывает систему принципов, методов, а также форм и приёмов регулирования рыночного механизма при условии ограниченности ресурсов.

В чём же заключается сущность планирования? Сущность заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности; выбора наилучших путей их осуществления; объемов и сроков выпуска продукции, после выявления наиболее требуемых видов товаров; оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов при полном использовании ограниченных производственных ресурсов.

Главной целью планирования для большинства российских предприятий является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Итак, планирование — это разработка и корректировка плана, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу, другими словами, планирование – это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.

Целесообразно ввести понятие внутрифирменного планирования как важнейшей составной части современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного вы бора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, от дельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое. Механизм внутрифирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем.

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, не обходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных под разделений, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности.

Общим, или итоговым, предметом всякой плановой деятельности на предприятиях всех форм собственности служат проекты планов. Они имеют различные названия: комплексный план социально-экономического развития, заказ-наряд, техпромфинплан, бизнес-план, стандарт-план и ряд других, которые характеризуют не только свой собственный предмет, но и определенный объект, и систему конкретных показателей его дальнейшего развития. В рыночной экономике в качестве конкретного предмета завершающей плановой деятельности на тех или иных предприятиях обычно применяются разнообразные подсистемы планов, содержащие показатели по таким основным сферам или функциям, как маркетинг, проектирование, закупки, производство, труд, продажа, финансы и т.д. Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта служит надежным основанием для оцен ки не только достоверности конечных практических результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования, а также уровня развития всей современной экономической теории в целом и, в частности, науки микроэкономики, важнейшим представителем которой выступает внутрифирменное планирование.

Во внутрифирменном планировании, обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Они используются для объяснения наблюдаемых экономических явлений с точки зрения совокупности научных положений и требований. Например, теоретический анализ экономической деятельности фирмы начинается с простого предположения, что она будет стремиться к повышению совокупной прибыли. Теория планирования использует данное предположение, чтобы обосновать планы предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупкам материальных ресурсов для организации производства определенного количества товаров и по лучения максимального объема прибыли. Внутрифирменное рыночное планирование объясняет, каким образом фирмы обосновывают планы своего производства в зависимости от величины действующих цен на основные экономические ресурсы — рабочую силу, капитал и сырье, а также и от ожидаемых цен на будущую продукцию.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

-проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2—3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

1.2 Стадии планирования и их роль в управлении предприятием

Знать потребности рынка на перспективу и успеть во время доставить на рынок собственную продукцию — главная забота руководителей и специалистов предприятия. С помощью плана связывается выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка.

Планирование производства на предприятии — это точное пред видение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. План всегда устремлен в будущее. С его помощью на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные). Если, скажем, надо изготовить машину, построить дом или, допустим, перевезти 1000 т грузов с одного предприятия на другое, то составляется общий план работы. Он включает следующие обязательные сведения: конкретные исполнители работы, ее сроки, необходимые материалы, оборудование, машины и инструменты, требуемые специалисты и производственный персонал, стоимость работы в денежном выражении и источники финансирования.

Планирование как метод хозяйственного предвидения и программирования основан на детальных расчетах и указаниях. С одной стороны, в плане содержится задание на перспективу для всего персонала — что и когда должен делать каждый работник. С другой стороны, в нем содержится предписание для руководителей — какие управленческие решения поэтапно они должны принимать, чтобы предприятие достигло поставленной цели.

Сегодня вполне очевидно, что для качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, то есть действовать в собственных интересах.

Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

•определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;

•оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;

• детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;

• детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.

Рассмотрим также роль каждой стадии в управлении предприятием.

Самая первая стадия – определение и обоснование основной цели и задач, вытекающих из неё. Для того чтобы предприятие, только что появившееся на рынке стало успешным, конкурентоспособным, необходимо в самом начале поставить правильную цель перед собой – это необходимое условие начала любого планирования, рассмотреть возможные факторы, которые могут оказать то или иное влияние. Естественно, главной целью является получение максимальной прибыли. После определения цели (целей) важно правильно поставить задачи, которые предприятие будет выполнять.

Далее необходимо оформить задачи, оценить реальные показатели деятельности предприятия, определить задания для исполнителей.

После того, как были определены все задания, необходимо решить, какие задания каким работникам будут предназначены для выполнения, это и есть детализация задания по видам и объемам работ. С учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. Должна быть предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ.

Необходимой частью этапов планирования является расчёт затрат и результатов деятельности организации.

И конечно на всех этапах важно осуществлять контроль и анализ результатов для возможной корректировки не совсем желаемых результатов.

Правильный выбор вида, содержания и стадий внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

1.3 Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия

Процесс планирования охватывает ряд направлений. Одно из них – прогнозирование, т.е. разработка планов по достижению стратегических целей предприятия (перспективное, стратегическое планирование).

Отличительная черта стратегического планирования – его гибкость, обусловленная подвижностью плановых горизонтов, т.е. периодов времени, на которые вырабатывается перспективная политика. Для определения планового горизонта применяются различные критерии: жизненный цикл продукта, цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию; период времени, необходимый для реализации стратегических целей и т.д.

Плановый горизонт зависит от масштабов предприятия, его размеров.

Смысл стратегического планирования заключается в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка. К тому же в условиях рынка стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объёма производства и улучшение качества продукции, но также и на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

Составление прогноза. В качестве одного из инструментов стратегического планирования наибольшее развитие получила практика формирования целевых производственно-сбытовых программ. Так, в конце 70-х – начале 80-х годов стратегическое планирование распространилось на поиск новых, более прибыльных рынков сбыта и приобрело так называемую ресурсную направленность. Ресурсная направленность состоит в разработке комплексных планов, в соответствии с которым все виды ресурсов направляются на достижение конечных целей корпорации (способствуют долгосрочному коммерческому успеху фирмы). Из нескольких возможных планов стратегического развития фирмы, руководство выбирает наиболее приемлемое, т.к. планы характеризуются разными приоритетами в распределении ресурсов и неодинаковым соотношением риска и гарантированной выгоды. Долгосрочные прогнозы составляют на период более пяти лет.

Анализ внешней среды. Занимаясь стратегическим планированием, необходимо всегда учитывать влияние внешней среды. Анализ внешней среды даёт предприятию время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в возможные выгоды. Обычно выделяют семь областей угроз и возможностей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение. (Рис. 1)

Рис. 1. Факторы внешней среды

Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах предприятия позволяет составить прогноз сбыта, являющегося основой всего внутрифирменного планирования.

Большинство предприятий готовят краткосрочный прогноз сбыта на финансовый и календарный год. Этот прогноз используется в качестве основы для планирования потребностей в финансах, рабочей силе и других ресурсах.

Прогнозирование сбыта. Существует много различных методов прогнозирования сбыта. Среди них наиболее распространённые:

- опрос группы руководителей различных служб и отделов предприятия (наиболее подходит для новых предприятий, не имеющих достаточного опыта, либо когда нет полной статистики о тенденции сбыта тех или иных видов изделий);

- обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых отделений (анализ рынка дополняется мнением тех, кто непосредственно ощущает реакцию потребителей)

- анализ тенденций, циклов и факторов, вызывающих изменения в объёме сбыта (основывается на выявлении вероятных тенденций);

- анализ ассортимента товаров, при котором прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют планируемы оборот предприятия.

Эффективность применения того или иного метода зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия. Считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5 %.

Товарная стратегия. Товарная стратегия предполагает определённый курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. В её задачу входит обеспечении преемственности решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товара, а также разработка и осуществление стратегии маркировки, обслуживания товара.

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. Поэтому принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве.

При формировании товарной стратегии необходимо иметь чёткое представление о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошо знать рынок и характер его требований. Необходимо ясно представлять темпы обновления продукции в целом и по отдельным её видам, действия конкурентов.

На любом хозяйственном уровне для решения задач товарной стратегии необходим стратегический подход. Товарная стратегия определяет долговременный курс предприятия, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач.

Таким образом, для выбора хозяйственной стратегии предприятия необходимо рассмотреть все пункты деятельности, начиная от составления прогноза, производственно-сбытовой программы, заканчивая факторами внешней среды.

планирование хозяйственный стратегия

2. Планирование хозяйственной деятельности ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ»

      Общие сведения о компании ООО «УРАЛСИБ»

На протяжении последних нескольких лет лизинговый бизнес в России динамично развивался. Без активного использования лизинга сегодня трудно представить развитие стратегических отраслей народного хозяйства, промышленности, малого и среднего бизнеса. Осознавая роль лизинга для российской экономики, Корпорация УРАЛСИБ уделяет большое значение развитию лизингового бизнеса.

Лизинговая компания "УРАЛСИБ" была основана в 1999 году. Сегодня «ЛК УРАЛСИБ" является ведущей универсальной лизинговой компаний России.

Компания входит в состав Финансовой Корпорации "УРАЛСИБ" (рис.2) и имеет успешный опыт лизингового финансирования клиентов различных отраслей промышленности и из всех регионов РФ. Это одна из крупнейших лизинговых компаний России, лидер среди универсальных лизинговых компаний. Компания обладает самой широкой в России филиальной сетью продаж и осуществляет лизинговое финансирование приобретения всех видов оборудования, транспорта и коммерческой недвижимости для крупных компаний, а также предприятий малого и среднего бизнеса.

Рис. 2 Структура корпорации

Одному из крупнейших российских банков ОАО «Банк УРАЛСИБ» принадлежит 87,6% уставного капитала «ЛК УРАЛСИБ».

Региональная сеть «ЛК УРАЛСИБ» насчитывает 72 филиала, охватывающих все регионы России. ЛК УРАЛСИБ является непосредственным собственником оборудования, передаваемого в лизинг. Все оборудование застраховано. В портфеле преобладают высоколиквидные виды имущества (железнодорожный подвижной состав, транспорт, коммерческая недвижимость). Балансовая стоимость имущества, переданного в лизинг, составляет 118% от чистых инвестиций в лизинг.

Сегодня филиальная сеть Компании представлена во всех федеральных округах России и является самой большой среди лизинговых компаний России.

Организационная структура управления филиальной сетью ЛК УРАЛСИБ представлена 7 региональными дирекциями с закрепленными региональными зонами ответственности: Центральная, Северо-западная, Южная, Сибирская, Приволжская, Уральская и Азербайджан.

Бурно растущий рынок лизинговых услуг и наличие разветвленной филиальной сети открывает перед «ЛК УРАЛСИБ» возможности по интенсивному развитию. В настоящее время конкуренты слабо представлены в регионах. Это стимулирует компанию к опережающему росту своей филиальной сети для захвата доли рынка и ее удержания.

Но нельзя обойти стороной мировой экономический кризис, который ухудшил положение не только ООО «ЛК УРАЛСИБ», но и российского рынка лизинга в общем (рис.3). Нестабильность на финансовых рынках негативно отразилась на деятельности лизинговых компаний. Видим, что наиболее успешным был 2007 год. По итогам 2008 года рынок лизинговых услуг в России резко сократился. Отсутствие активных продаж в 1 полугодии 2009 г. привело к падению основных показателей развития рынка лизинга до уровня 2005 года. Однако в третьем квартале 2009 года рынок лизинга продемонстрировал признаки оживления и с этого же года компания начала переход к стратегии повышения эффективности региональной сети.

Рис. 3. Динамика российского рынка лизинга, 2006-2009

Также на рис.4 и рис.5 показано, какое место среди других российских лизинговых компаний занимает «УРАЛСИБ» по объёму портфеля и полученных платежей на 2010 и 2009 годы соответственно.

Рис.4

Рис. 5

Лизинговый портфель компании (рис.6) широко диверсифицирован с точки зрения отраслевой принадлежности объектов лизинга, что позволяет компенсировать влияние возможных негативных тенденций в одной отрасли или сегменте за счет других. Среди клиентов ТОР-20 (49%) – крупнейшие компании своих отраслей, входящие в группы «Газпром», «Морской порт Санкт- Петербург», «Профит» и др.

Рыночная стоимость имущества, переданного в лизинг по состоянию на 31.12.2009 г., составила 50 млрд. рублей, что на 70% превысило объем активов компании за вычетом денежных средств на счетах и налогов.

Рис.6 Структура лизингового портфеля по отрасли предмета лизинга, 2009 г.

Рис. 7. Региональная структура лизингового портфеля, 2009 г

ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» является крупным заемщиком на международном и российском рынках капитала. Кредитный портфель «ЛК УРАЛСИБ» на31.12.2009г. составил - $ 761,9 млн., включая:

- 26% - кредиты западных банков,

- 2% - кредиты российских банков,

- 9% - облигации (за вычетом облигаций на позиции ФК)

-63% - кредиты и займы ФК «УРАЛСИБ» (с учетом позиции ФК в облигациях ЛК)

Обслуживание долга перед внешними кредиторами являлось приоритетной задачей Компании на 2009 год. (см. годовой отчёт по Финансово-хозяйственная деятельность ООО «ЛК УРАЛСИБ» в Приложении 1)

2.2 Стадии процесса планирования хозяйственной деятельности ООО «ЛК УРАЛСИБ»

Как видим, компания довольно успешна на рынке, занимая 59 строчку в рейтинге самых крупнейших лизинговых компаний Европы и 4 место по России. Судя по всему, компания имеет хорошо разработанный план хозяйственной деятельности.

Но обо всём по порядку.

Компания преследует цели и имеет миссию, задачи, как и всё целеустремлённые организации, то есть первый этап или стадию планирования компания разработала, и разработала верно. Цель, как и любая другая организация – получение максимальной прибыли от предоставления услуг физическим и юридическим лицам.

Свою миссию компания определила как развитие реального сектора экономики России и предпринимательской активности населения, повышение конкурентоспособности и инновационности российских предприятий. Компания запланировала стать примером по эффективности и клиентоориентированности бизнеса и для других подобных компаний.

Компания определила для себя такие ценности, как: эффективный социально-ответственный бизнес; результативность, деловая репутация, доверие рынка, партнерские отношения с клиентами; единая корпоративная культура, результативная вдохновенная команда; корпоративное единство.

Организация сама задала себе такую планку, такие цели и, выбрав правильную стратегию, имеет теперь развитые партнёрские каналы продаж, востребованный стандартизированный продуктовый ряд (90% продаж), имеет репутацию надёжного партнёра и команду профессионалов. Всего этого могло бы не быть, если бы цели и приоритеты не были определены, либо если бы они были неясны в каких-то моментах. Итак, первая стадия планирования завершена успешно.

А если цели ясны, как же организация будет их воплощать в жизнь? Определяется сфера услуг, т.е. товар(услуга), который будет производиться предприятием, и потребитель, который будет покупать этот товар. Одной из приоритетных задач Лизинговой компании «УРАЛСИБ» является реализация масштабной программы заимствований для финансирования новых лизинговых сделок. Компания предлагает возможность приобретения легковых автомобилей и коммерческого автотранспорта иностранного производства; специальной техники для предприятий строительства, машиностроения, торговли, сельского хозяйства; любое оборудование; недвижимости; подвижных составов. Определив примерный список предлагаемых товаров (услуг), со временем, естественно будут производиться корректировки, ввиду спроса потребителей и каких-либо других факторов внешней среды. Но пока задачи организации достаточно ясны.

Следующим этапом определяется состав руководства и рабочих (персонала). Организация определила такой состав руководства, благодаря которому её деятельность будет развиваться правильно. Средняя численность филиала компании (за исключением аппаратов управлений в региональных центрах) насчитывает от 3 до 5 сотрудников – директор филиала и менеджеры лизинговых проектов.

Лизинговая компания «УРАЛСИБ» считает персонал своим стратегическим ресурсом и конкурентным преимуществом и создает условия для гармоничного профессионального и личного развития сотрудников.

Основной задачей Совета Директоров, в состав которого входит 7 человек, является защита интересов акционеров, обеспечение устойчивого развития и роста капитализации Лизинговой компании «УРАЛСИБ» в том числе за счет: определения стратегии развития лизингового бизнеса; принятия решений о реализации инвестиционных программ; утверждения организационной структуры и организационных изменений; контроля за управлением основными рисками общества.

При совете директоров сформирован Комитет по аудиту, который осуществляет контроль учетной политики и соблюдение процедур формирования отчетности; анализ результатов проверок внешних регулирующих органов оценка эффективности действующих процедур внутреннего контроля; надзор за подготовкой исполнительными органами отчетности и за объективностью этой отчетности.

На уровне Правления (4 человека) принимаются ключевые решения по управлению Лизинговой компанией «УРАЛСИБ». Его ключевые задачи: выполнение решений Совета директоров и собрания акционеров; утверждение текущих планов деятельности общества; обеспечение достижения обществом плановых результатов деятельности.

Персонал – одно из важнейших конкурентных преимуществ компании, поэтому его развитию уделяется большое внимание, а также и на формирование корпоративной культуры. Формирование единой корпоративной культуры, стимулирующей всестороннее развитие сотрудников и способствующей достижению стратегических целей Лизинговой компании «УРАЛСИБ», базируется на следующих инициативах:

Кадровая политика. Политика в области управления персоналом направлена на предоставление каждому сотруднику возможностей для полного раскрытия навыков, знаний и талантов и призвана обеспечить устойчивость компании как бизнес-организации.

Мотивация. Мотивационная программа Лизинговой компании «УРАЛСИБ» построена на сочетании общекорпоративных и индивидуальных целей и призвана формировать культуру премирования по

результату.

Развитие и командообразование. Лизинговая компания «УРАЛСИБ» активно использует как дистанционные, так и очные формы обучения сотрудников. В компании специально разработаны обучающие программы по продуктам розничного и корпоративного лизинга. Особое внимание уделяется формированию профессиональных компетенций в области продаж лизинговых продуктов и формированию управленческих навыков. Для новых сотрудников разработаны система стажировок в лучших филиалах и система наставничества, обеспечивающая эффективную систему адаптации новых сотрудников в компании.

Большое внимание уделяется командным тренингам. Для руководителей филиалов и TOP-менеджмента Лизинговой компании «УРАЛСИБ» регулярно проводятся региональные конференции и командообразующие мероприятия. Социальная политика направлена на формирование социального партнерства между Лизинговой компании «УРАЛСИБ» и персоналом и включает в себя такие направления, как: создание качественных условий микроклимата в офисных помещениях; здоровый образ жизни; социальные программы.

Надо сказать, что сотрудники организации, не занимающие места в управлении, занимают такие должности, как юрист организации; менеджер по работе с клиентами; агент по продаже лизинговых услуг. Задача агента - продать финансовую услугу (лизинг) с учётом потребности клиента и интересов компании. Должностные обязанности агента по продаже лизинговых услуг такие:

- привлечение и консультирование потенциальных клиентов по стандартным лизинговым продуктам;

- предварительная квалификация и анкетирование потенциальных клиентов;

- проведение переговоров и деловых презентаций.

Таким образом, цель есть, задачи ясны, персонал на своих местах, контроль осуществляется. Все стадии планирования хозяйственной деятельности внутри предприятия пройдены. Теперь следует правильно избрать стратегию развития для успешного существования на рынке.

2.3 Стратегия развития ООО «УРАЛСИБ»



Главная задача стратегического планирования состоит в выработке стратегии, структуры, объёмов и направлений капитальных вложений исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия, поэтому для начала необходимо составить прогноз, т.е. разработать производственно-сбытовую программу, непременно учитывая факторы внешней среды.

Так как на одной из стадии планирования было определено, какой именно деятельностью будет заниматься предприятие, важно принять во внимание, будет ли выпускаемая продукция (товар или услуга) соответствовать запросам потребителя, удовлетворять его потребности. А в наше время люди часто прибегают к услугам банков с тем, чтобы взять кредит на недвижимость, автокредит, кредит на образование, кредит для создания собственного бизнеса или любой другой вид кредита.

Лизинг, хотя и имеет недостатки по сравнению обычной ссудой (сложность организации, стоимость лизинга больше ссуды), всё же имеет ряд преимуществ. К примеру, он предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости покупки оплачивать из собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо позже. Мелким и средним предприятиям проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, поскольку предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. Лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей - отличаться друг от друга.

Поэтому, несомненно, ООО «ЛК УРАЛСИБ» пользуется популярностью среди потребителей её услуг, производственно-сбытовая программа определена верно. А учитывая такой фактор внешней среды, как, например, конкуренция, компания постоянно разрабатывает специальные новые программы финансирования. Если какая-нибудь компания по продаже лизинговых услуг предоставляет потребителям эти услуги по единственной определённой схеме, например, предоставляя услуги строго до 36 месяцев, то компания «УРАЛСИБ» разработала, помимо стандартных, несколько программ с разными сроками предоставления финансирования, разным процентом аванса и т.д. И соответственно у неё будет больше клиентов (на рис. 8 представлены специальные программы финансирования с целью выбора наиболее удобного для покупателя варианта).

Рис.8 Пять специальных программ финансирования

Прогнозирование сбыта осуществляется на основе анализа тенденций, различных факторов внутренней и внешней среды предприятия, и направлено на повышение конкурентоспособности и получения дополнительного дохода.

Очевидно, по прогнозам компания пользуется популярностью. Проанализируем некоторые цифры.

Продажи лизинговых продуктов (по контрактной стоимости объектов лизинга) за 2003‐2006 гг. росли ежегодно, в среднем, на 83%. По итогам 10 месяцев 2007 г. в структуре новых продаж по продуктам преобладают автотранспортные средства в лизинг (32,5%), лизинг оборудования и транспорта для корпоративных клиентов (30,2%), а также финансирование импортных поставок (21,1%).

Помимо финансовых услуг, «ЛК УРАЛСИБ» предоставляет наиболее востребованные дополнительные сервисы для лизингополучателей, такие как регистрация автотранспортных средств, управление автопарками, регистрация и проверка недвижимости, таможенное оформление, доставка и хранение оборудования и т.д. Это позволяет ЛК УРАЛСИБ повысить конкурентоспособность по неценовым параметрам, а также получить дополнительный доход от предоставления сервисных услуг. Структура новых продаж сбалансирована по регионам, что демонстрирует востребованность лизинговых услуг в регионах присутствия компании и эффективность работы филиальной сети. В целом, продажи региональной сети «ЛК УРАЛСИБ» (без учета Центрального офиса в Москве) составили 12,1 млрд. рублей или 72,8% совокупных продаж . ЛК УРАЛСИБ планирует увеличить объёмы продаж за счет дальнейшего расширения сбытовой сети и увеличения объемов продаж через действующие филиалы Компании.

В течение 2008 года было открыто 6 новых филиалов. На региональный бизнес Лизинговой компании «УРАЛСИБ» пришлось 64,3% объема новых лизинговых сделок, объем продаж филиальной сети по итогам 2008 года достиг 25,2 млрд. руб. Численность персонала Лизинговой компании «УРАЛСИБ» возросла с 359 до 407 человек.

Хотя помимо всего прочего, компания постоянно подвергается различным рискам, справиться с которыми она должна, чтобы сохранить лидирующие позиции (см. Комплексная система риск-менеджмента, приложение 2)

    Финансовые риски

    Кредитные риски

    Нефинансовые риски

Приоритетные направления деятельности отрасли. В 2009-2010 гг. «ЛК УРАЛСИБ» переходит от широкого спектра клиентского привлечения к узкоспециализированной работе с целевыми отраслевыми клиентскими сегментами в отраслях, устойчивых в период кризиса, и имеющих большой потенциал роста после его завершения. То есть видим, что компания сумела подстроиться под спрос потребителей в период кризиса, а это немалый успех. Кроме того осуществляется и розничный и корпоративный лизинг, что также создаёт преимущество перед другими компаниями.

К целевым отраслевым клиентским сегментам на 2010 г. лизинговая компания относит:

- Предприятия малой энергетики;

- Предприятия пищевой промышленности;

- Предприятия розничной торговли продуктами питания;

- Растениеводческие сельскохозяйственные предприятия;

- Горнодобывающие предприятия;

- Золотодобывающие предприятия;

- Пассажирские автотранспортные предприятия;

- Железнодорожные транспортные предприятия;

- Дорожно-строительные предприятия;

-Компании, оказывающие сервисные услуги для газоперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий.

Стратегией компании на 2010 год в данном направлении является сокращение текущего объема и предупреждение возникновения новой просроченной задолженности, реализация изъятого имущества через филиальную сеть Компании, а также оценка и повышение эффективности бизнес-процессов по работе с проблемными активами.

Заключение

Планирование является обязательной функцией для всех уровней управления и представляет собой непрерывный процесс, связанный с динамикой торговых операций и необходимостью активно действовать и реагировать на происходящие изменения.

Это действительно так. Данная работа по компании ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» это доказывает. Мы определили, что нормальная хозяйственная деятельность организации не может осуществляться без правильного планирования его хозяйственной деятельности.

Планирование является главным инструментом достижения поставленных целей предприятия. После определения целей ставятся конкретные задачи для компании, руководителей и персонала. Это всё относится к так называемому внутрифирменному планированию, ведь от того, что находится внутри пределов компании (корпоративная культура, кадровая политика, мотивация рабочих и т.д.) зависит во многом и её «выживаемость» на рынке услуг.

Помимо определения целей, задач, заданий для исполнителей, детализации заданий по видам работ, необходимо осуществлять контроль над результатами деятельности предприятия. В рассматриваемой компании выполнение всех стадий было соблюдено.

Планирование подразумевает определение целей предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. В соответствии с этим оно может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, т.к. трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. В данной работе рассматриваемая компания разработала такую стратегию долгосрочные планы, как осуществление лизингового финансирования приобретения всех видов оборудования, транспорта и коммерческой недвижимости для крупных компаний, а также предприятий малого и среднего бизнеса, с получением максимальной прибыли и выходом на мировой уровень.

Исходя из принятого долгосрочного плана, составляется краткосрочный, который содержит вполне конкретные цели. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц и т.д. План содержит конкретные показатели, рассчитанные на основе сложившейся ситуации на рынке в данный момент.

В общем, необходимо правильно выбрать стратегию развития организации, используя прогнозирование. Стратегическое планирование в условиях рынка нацелено не просто на увеличение объёмов производства и улучшение качества продукции, а также и на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей. Обязательно нужно знать, какой именно тип выпускаемой продукции наиболее необходим потребителю, в какое время, в какой период его жизни, в какой экономической ситуации, т.е. необходимо учитывать также все факторы внешней среды. «ЛК УРАЛСИБ» учитывает все факторы и в нужный момент, в нужное время, в нужном месте потребитель из списка прочих лизинговых компаний выбирает именно её. Это ли не цель компании?

Подводя итог, нельзя не убедиться, что планирование хозяйственной деятельности необходимо, и служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека коллективной, корпоративной и любой другой в процессе производства и потребления материальных благ, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса.

Приложение

Финансово-хозяйственная деятельность ООО «ЛК УРАЛСИБ». Годовой отчёт 2009

Активы Компании по состоянию на 31.12.2009 г. составили 40 115 733 тыс. руб. в том числе:

Внеоборотные активы составили - 20 729 405 тыс. руб., в том числе:

    долгосрочные финансовые вложения 3 480 тыс.руб.

    нематериальные активы 117 тыс.руб.

    основные средства 12 948 тыс.руб.

    доходные вложения в материальные ценности 18 626 228 тыс. руб.

Оборотные активы составили - 19 386 328 тыс. руб., в том числе:

    запасы 681 409 тыс.руб.

    денежные средства 470 663 тыс.руб.

    дебиторская задолженность 15 747 909 тыс.руб.

    краткосрочные финансовые вложения 2 391 264 тыс.руб.

    Резервный капитал на 31.12.2009г. сформирован в размере 39 588 тыс.руб.

    Кредиторская задолженность на конец года составила 4 297 645 тыс.руб.

    Краткосрочные обязательства на конец года составили 10 650 398 тыс.руб.

    Выручка за 2009 г. по основным видам деятельности составила 17 226 229 тыс. руб.

    Себестоимость услуг и проданных товаров составила 13 138 003 тыс. руб., в том числе:

    Коммерческие и управленческие расходы составили 128 746 тыс. руб.

Прочие расходы:

    услуги банка, налог на имущество и пр. 8 048 459 тыс. руб.

    проценты к уплате 3 221 487 тыс. руб.

По итогам 2009 года прибыль от основной деятельности составила 4 088 226 тыс. руб.

Лизинговый портфель: 41,3 млрд. руб.

Чистая прибыль за 2009 год составила 409 млн. руб.

Список использованной литературы

1.Сафронов Н.А.// «Экономика предприятия», Москва, 2002

2.Волков И.О, Девяткин О.В.// «Экономика предприятия организации», Москва,2008

3.Зайцев Н.Л. // «Экономика, организация и управление предприятием», Москва, 2008

4.Елизаров Ю.Ф.// «Экономика организаций (предприятий):Учебник для вузов», Москва, 2008

5.Горфинкель В.Я., Швандар В.А.// «Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов»

6.УРАЛСИБ Финансовая корпорация// « БАНК УРАЛСИБ улучшил условия и снизил процентные ставки по кредитам для малого бизнеса»// http://www.uralsib.ru/about/news/article

7.УРАЛСИБ Лизинговая компания//http://www.leasing.uralsib.ru/

8.Компании присвоены рейтинги// http://www.raexpert.ru/database/companies/leasing_company_uralsib/

9.Кинев Ю.Ю. : «Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения»// http://www.cfin.ru/press/management/2005

10.Планирование деятельности предприятия// http://www.inventech.ru/lib/

11.Анализ в системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия// http://www.i-u.ru/biblio/archive/

12.Анализ хозяйственной деятельности//

http://audit-by.narod.ru/aduc/economist