Менеджмент как социально-экономический процесс

Лекция

По учебной дисциплине «Менеджмент»

Тема: Менеджмент как социально-экономический процесс"

1. Предмет курса «Менеджмент», его структура и содержание

Предмет «Менеджмент» занимает одно из ведущих мест в системе подготовки специалистов.

Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, борьбе за рынки требует овладения профессиональными управляющими секретами управления путем постижения науки и искусства менеджмента.

Содержание понятия «менеджмента» (схема 1.1) более широкое, чем «управление».

Схема 1.1.

Совокупность научных знаний и практического опыта управления

Учебная дисциплина

Управление региональной организации

(менеджмент)


Управление самостоятельным видом деятельности

Группы высших руководителей


Управление = целенаправленная деятельность человека



Упорядочение

Регулирование взаимодействия

Создание условий для развития



Объекты Процессы



Природы

Общества

Техника


Схема 1.2. Система управления


Совместимые

Заинтересованными в результатах взаимодействия

Относительно самостоятельными

Взаимосоответствующими


Управляющая подсистема

Процесс управления

Управляемая подсистема




Методы

Структуры

Нормы и нормативы

Функции



Система управления


П

Предмет:

-первичная информация

ри этом:

Управленческая деятельность:

Операции:

-слушание;

-чтение;

-контактирование;

-наблюдение;

-мышление;

-писание;

-творение

и др.

Продукт:

-информация в виде управленческого решения



Процесс управления



Средства:

-оргтехника

-документация

-средства связи и управления


Три грани менеджмента:

1. Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей (под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером).

2. Менеджмент – это искусство выполнять работу чужими руками.

3. Менеджмент – это объект деятельности, которая сочетает искусство, науку и творчество (где под творчеством понимаем «растущий профессионализм»).

Целью учебной дисциплины (схема 1.1.) является освоение (изучение) философии и практики менеджмента, методов формирования профессиональных управляющих для работы в условиях рыночных отношений и способных выполнять требования трех граней менеджмента.

Основной задачей курса является эффективное использование менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике, повышение эффективности труда работников управления на основе внедрения прогрессивных форм организации, использования передового отечественного и зарубежного опыта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методологические основы менеджмента, его место в системе кооперации в условиях рыночных отношений.

2. Освоить принципы управления как важную составную часть теории управления.

3. Познать функции менеджмента: постановки цели, планирование, организация, мотивация и контроль.

4. Освоить методы и приемы управления.

5. Овладеть технологией менеджмента, научиться принимать управленческие решения, организовать работу людей.

6. Освоить основные элементы эффективного управления.

1.2 Сущность управления экономикой

Управление как практика и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку труд в коллективе не может обойтись без управления (см. схему 1.1.), которое в общем виде можно представить в виде схемы 1.2. Система управления.

Управление как наука возникла позже, чем экономика, и поэтому «Экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

В современных условиях термин «экономика» используется в нескольких значениях.