Управление оборотным капиталом (работа 1)

Содержание

1. Управление оборотным капиталом

1.1 Структура оборотного капитала

1.2 Цикл движения потоков денежных средств

1.3 Основные принципы управления оборотными активами

1.4 Концепция кумулятивной потребности в оборотном капитале

1.5 Теория управления дебиторской задолженностью

1.6 Теория управления денежными активами

1.7 Модели Миллера-Ора и Баумоля

1.8 Управление ликвидностью

1.9 Теория управления запасами

Список использованной литературы

  1. Управление оборотным капиталом

Оборотный капитал - капитал, характеризующийся коротким сроком службы, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла.

Оборотный капитал — стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.

К оборотному капиталу относятся:

- материальные оборотные средства;

- денежные средства;

- краткосрочные финансовые вложения;

- средства в текущих расчетах.

Управление оборотным капиталом - управление текущими активами и обязательствами с целью максимизации краткосрочной ликвидности.

1.1 Структура оборотного капитала

Структура капитала - структура средств предприятия, полученных за счет различных источников долгосрочного финансирования. В различных хозяйствующих субъектах состав и структура оборотного капитала неодинаковы, так как зависят от формы собственности, специфики организации производственного процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, структуры затрат на производство, финансового состояния и других факторов.

Структура оборотных средств – это доля каждого элемента в общем их составе. Структура оборотных средств отражает специфику операционного цикла.

Величина и структура оборотных средств влияет на их оборачиваемость и длительность финансового цикла.

Эффективное управление оборотными средствами позволяет установить их оптимальный уровень.

Изучение структуры является основой прогнозирования перспективных изменений в составе оборотных средств.

Исходя из участия в производстве оборотные производственные фонды подразделяются на средства в производственных запасах и средства в производственном процессе (или в производстве), а исходя из реализации они включают готовую продукцию на складе, отгруженные товары, денежные средства и дебиторскую задолженность.

Типовой состав и размещение оборотного капитала представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Состав и структура оборотного капитала предприятия

1.2 Цикл движения потоков денежных средств

Денежный поток - это движение денежных средств в реальном времени, по сути, денежный поток это разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени, как за этот промежуток берется финансовый год.

В основе управления денежными потоками лежит концепция денежного кругооборота. Например, деньги конвертируются в запасы, дебиторскую задолженность и обратно в деньги, замыкая цикл движения оборотного капитала компании. Когда денежный поток уменьшается или перекрывается полностью, возникает явление неплатежеспособности. Недостаток денежных средств предприятие может ощутить даже в том случае, если формально оно остается прибыльным (например, нарушаются сроки платежей клиентами компании). Именно с этим связаны проблемы доходных, но неликвидных компаний, стоящих на грани банкротства.

Цикл движения потоков денежных средств - время, затраченное на то, чтобы деньги прошли по счетам оборотного капитала и опять стали деньгами, можно измерить, и оно называется циклом движения потоков денежных средств. В начале цикла организация вкладывает деньги в текущие активы, а завершается цикл, когда деньги возвращаются в качестве платы за поставленные товары и услуги. Если говорить более точно, то продолжительность цикла движения потоков денежных средств равна средней продолжительности оборота текущих активов или запасов плюс средний срок задержки платежей за поставленные товары или услуги (дебиторская задолженность) минус средний срок задержки по оплате кредиторской задолженности. Расчет продолжительности цикла движения потоков денежных средств является важнейшей задачей для менеджера, управляющего оборотными средствами. Еще одной задачей является поиск способов ускорения поступления средств и замедления их оттока.

Цикл движения потоков денежных средств определяют:

Средняя продолжительность оборота товарно-материальных запасов + Средний срок задержки по оплате дебиторской задолженности – Средний срок задержки по оплате кредиторской задолженности = Число дней в плановом периоде х (Средний объем товарно-материальных запасов / Расход запасов в производстве + Средняя задержка оплаты дебиторской задолженности / Объем продаж – Средняя задержка оплаты кредиторской задолженности / себестоимость данной продукции).

При этом средний объем запасов равен средней арифметической показателей на начало и конец планового периода; средняя задержка оплаты дебиторской задолженности равна средней арифметической дебиторской задолженности на начало и конец планового периода; средняя задержка оплаты кредиторской задолженности равна средней арифметической кредиторской задолженности на начало и конец планового периода.

Действия менеджера, влияющие на длительность цикла движения различных потоков денежных средств, таковы:

Финансирование товарно-материальных запасов, обеспечение ссуд, ликвидация излишних активов + Факторинг, ужесточение политики кредитования потребителей, повышение эффективности процедуры сбора долгов – Изменение частоты регулярных выплат, задержка оплаты счетов.

1.3 Основные принципы управления оборотными активами

Управление оборотным капиталом - управление текущими активами и обязательствами с целью максимизации краткосрочной ликвидности.

Главной целью управления оборотным капиталом является определение оптимальных объёма и структуры оборотных средств, а также источников их финансирования.

Основными принципами управления оборотных средств являются:

  • Нормирование, которое позволяет экономически обоснованно установить необходимый размер оборотных средств и тем самым обеспечить условия для успешного осуществления ими своих функций.

  • Использование оборотных средств строго по целевому назначению.

  • Обеспечение сохранности, рационального использования и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

1.4 Концепция кумулятивной потребности в оборотном капитале

Все виды коммерческих организаций нуждаются в капитале, т.е. в деньгах, воплощенных в зданиях, машинах и оборудовании, в запасах, дебиторской задолженности и других активах, необходимых коммерческой организации для эффективного ведения любого бизнеса. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а формируются постепенно в течение некоторого периода времени. Кумулятивная (нарастающая) потребность в капитале – это совокупные затраты предприятия на приобретение активов, необходимых ему для хозяйственной деятельности.

Расчеты потребности в капитале для финансирования оборотных активов могут проводиться двумя методами: кумулятивным и элективным.

Кумулятивный метод – потребность определяется умножением общей продолжительности отвлечения средств в оборотные активы на протяжении одного операционного цикла (в днях) на среднедневные их затраты

Расчет суммы оборотного капитала представим на следующем примере.

На предприятии период хранения необходимого запаса производственных материалов составляет 25 дней. По условиям поставки материалов поставщиками предусмотрена отсрочка платежа на 10 дней.

Производственный процесс на предприятии длится 20 дней, т.е. это – время необходимое для выпуска готовой продукции. В течение 5 дней готовая продукция реализуется потребителям. В целях увеличения объемов сбыта предприятие предлагает клиентам товар в виде коммерческого кредита сроком до 15 дней.

Суммы средних ежедневных выплат по основным статьям расходов составляют: закуп материалов (50 тыс.р), оплата труда персонала (150 тыс.р) и накладные расходы (80 тыс.р). При этом затраты на персонал начинаются с начала производственного процесса.

Вопрос: какова потребность данного предприятия в оборотном капитале?

Расчет: Сначала определяется период «связывания капитала» путем сложения количества дней, начиная с момента закупа материалов и до момента поступления денег от клиентов за реализованные товары (работы и услуги):

Период

Производственные материалы

25 дней

Незавершенное производство

20 дней

Готовая продукция

5 дней

Счета к получению

15 дней

Всего

65 дней

Период «связывания капитала» в днях с учетом периода отсрочки платежа за предоставленные товары составит 55 дней (65 дней 10 дней).

Путем сложения средних ежедневных выплат за материалы, оплату труда персонала и накладные расходы находится общая сумма средних ежедневных выплат: 50 + 150 + 80 = 280 тыс.р.

После проведения вышеуказанных расчетов находится сумма необходимого оборотного капитала, которая составит 15.400 тыс. р (55 дней х 280 тыс. р).

1.5 Теория управления дебиторской задолженностью

Процесс образования дебиторской задолженности обусловлен действием двух факторов:

− объемом выручки, получаемой от реализации товара в кредит;

− продолжительностью промежутка времени между моментом продажи товара и моментом получения платы за него.

Каждая конкретная фирма должна проводить свою кредитную политику, причем политика эта существенно зависит от отраслевой специфики фирмы. Основными элементами кредитной политики является:

− срок предоставления кредита;

− стандарты, принятые для оценки кредитоспособности покупателя;

− методы и подходы, применяемые для сбора платежей с клиентов;

− скидки и льготы, предоставляемые клиентам с целью сокращения периода оборота дебиторской задолженности.

Эффективное управление дебиторской задолженностью предполагает формирование такой политики предоставления кредита покупателям, при которой выгоды от этого превосходят убытки.

Успех кредитной политики фирмы во многом зависит от следующих факторов:

− потенциальных возможностей увеличения прибыли при расширении торговли в кредит;

− совершенства правового обеспечения торговых операций;

− используемых кредитных инструментов (открытый счет, различные виды векселей, условный договор купли-продажи и т.д.).

Управление дебиторской задолженностью включает следующие основные задачи.

1. Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции.

2. Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.

3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям.

4. Определение приёмов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадёжных долгов.

5. Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

6. Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов.

Существует много методов контроля и анализа дебиторской задолженности, например:

Контроль оборачиваемости дебиторской задолженности. Очевидно, надо стремиться к тому, чтобы период оборота дебиторской задолженности сокращался.

Контроль по методу «стареющего графика платежей». Надо сравнить данные о дебиторской задолженности, например в 1-ом и 2-ом квартале. Совершенно очевидно, что чем больше «возраст» долга, тем меньше шансов его получить. Поэтому ситуация с дебиторской задолженностью в первом квартале лучше, чем во втором.

Контроль по методу «пропорционального баланса». Здесь размер неоплаченного долга увязывается с объемом продаж в соответствующем месяце. Анализируя результаты уплаты долга за два квартала, приходим к выводу, что поведение должников не изменилось. Следовательно, причин для беспокойства нет.

Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения позволяет сделать сравнительную оценку политики кредита в разные периоды и оценить ее эффективность. Он даёт возможность оценить сомнительные долги и спрогнозировать поступление средств от должников.

Современная практика финансового менеджмента предлагает 2 способа управления дебиторской задолженностью на предприятии: самостоятельное управление и передача управления задолженностью на аутсорсинг.

При самостоятельном управлении задолженностью используются исключительно ресурсы предприятия (трудовые, финансовые, технические). Для этого в организации могут создаваться специализированные службы: кредитные контролеры, службы безопасности и т.п.

Аутсорсинг (внешнее управление) позволяет поручить работу с задолженностью специализированной организации. Преимущества аутсорсинга заключаются в том, что он дает возможность предприятию эффективно решать те задачи, которыми самостоятельно заниматься либо дорого, либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, содержать и обеспечивать работу спецподразделений под силу только крупным игрокам рынка. Кроме того, профильный специалист аутсорсинговой компании гарантирует более профессиональное решение возложенных на него задач.

1.6 Теория управления денежными активами

Основной целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. В этом получает свою реализацию функция денежных активов как средства платежа, обеспечивающая реализацию целей формирования их операционного, страхового и компенсационного остатков.

Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от возбуждения против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не может рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам. Поэтому в практике финансового менеджмента управление денежными активами часто отождествляется с управлением платежеспособностью (или управлением ликвидностью).

Однако хранение денежных средств без использования связано с определёнными потерями – потерями упущенных возможностей использовать их в каком-либо деле. Поэтому при решении вопроса о том, сколько наличных денег следует иметь, надо учитывать два соображения:

  • поддержание на должном уровне текущей платёжеспособности;

  • возможность получить дополнительную прибыль от инвестирования свободных денег.

Как уже говорилось, денежные средства – самый ликвидный актив, т.е. абсолютно ликвидный. Следующим по уровню ликвидности являются государственные ценные бумаги. Уровень риска их принимается равным 0. Поэтому при решении вопроса о том, как поступить со свободными денежными средствами, следует в первую очередь рассмотреть возможность краткосрочных финансовых вложений по безрисковой ставке процента.

Менеджеры должны стремиться иметь на своем балансе тот минимум наличных, который обеспечит текущие финансовые потребности фирмы. Для этого необходимо знать экономическую стоимость наличных и потребность фирмы в ликвидных активах.

Экономическая стоимость наличных – это ожидаемый доход от вложения денег в безрисковые ценные бумаги, которого фирма лишается, храня наличные у себя. Таким образом, наличные деньги, хранящиеся в кассе фирмы, действительно являются инвестициями. Может быть рассмотрен альтернативный вариант получения наличных – взять их взаймы.

Большое значение при оптимизации инвестиций в наличные имеет банковская система, используемая фирмой.

Банк выполняет для фирм следующие операции: инкассацию денег; выплату по счетам; концентрацию наличных.

Для большинства фирм основная задача, решаемая используемой ими банковской системой – операции с чеками, находящимися в процессе инкассации (английский термин – float). Этот процесс характеризуется промежутком времени между моментом посылки чека и моментом получения по нему наличных денег. Этот промежуток состоит из трех отрезков времени:

  • времени пересылки по почте (отправка чека покупателем – получение чека фирмой);

  • времени обработки чека (получение чека, его регистрация – передача в банк);

  • времени оплаты чека (операция клиринга чека – с момента получения чека банком до момента депонирования денег на счет фирмы).

Рациональная стратегия менеджеров фирмы: удлинять процесс инкассации чеков при расчетах по счетам кредиторов; сокращать этот процесс при расчетах по счетам дебиторов.

Как альтернатива хранению денег в кассе возможны два варианта, практически свободные от всякого риска.

1. Краткосрочные финансовые вложения в высоколиквидные ценные бумаги; в этом случае стоимость заказа С можно рассматривать как трасакционные затраты по конвертации ценных бумаг в денежные средства; в этом случае r – ставка процента по этим ценным бумагам.

2. Хранение денег на текущем счете в банке. В этом случае r – банковская ставка процента для денежных средств на текущем счете (как правило, очень низкая).

3. Модель Миллера-Орра. Эта модель учитывает неопределенность оценки потребности в наличных деньгах путем допущения возможности флуктуации кассового остатка в диапазоне, ограниченном верхним и нижним пределом.

Характер флуктуации описывается нормальным распределением вероятностей. Если запас наличных денег в кассе не превышает верхней границы, нет необходимости возвращать долг банку. Если запас этот не перешел нижнюю границу, нет необходимости занимать деньги в банке.

Наряду с этой основной целью важной задачей финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств, а также сформированного инвестиционного их остатка.

С позиций форм накопления денежных авуаров и управления платежеспособностью предприятия его денежные активы подразделяются на следующие элементы:

  • денежные активы в национальной валюте;

  • денежные активы в иностранной валюте;

  • резервные (с позиции обеспечения платежеспособности) денежные активы в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений.

  • резервные (с позиции обеспечения платежеспособности) денежные активы в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений.

Характеризуя состав денежных активов предприятия с позиций финансового менеджмента, следует отметить, что здесь их трактовка шире, чем в бухгалтерском учете, где краткосрочные финансовые вложения рассматриваются как самостоятельный объект учета и отчетности в составе оборотных активов. Финансовый менеджмент рассматривает краткосрочные финансовые вложения как форму резервного размещения свободного остатка денежных активов, которые в любой момент могут быть востребованы для обеспечения неотложных финансовых обязательств предприятия.

С учетом основной цели финансового менеджмента в процессе осуществления управления денежными активами формируется соответствующая политика этого управления. В процессе формирования этой политики следует учесть, что требования обеспечения постоянной платежеспособности предприятия определяют необходимость создания высокого размера денежных активов, т.е. преследуют цели максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия.

С другой стороны, следует учесть, что денежные активы предприятия в национальной валюте при их хранении в значительной степени подвержены потере реальной стоимости от инфляции; кроме того, денежные активы в национальной и иностранной валюте при хранении теряют свою стоимость во времени, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка.

Эти противоречивые требования должны быть учтены при разработке политики управления денежными активами, которая в связи с этим приобретает оптимизационный характер.

Политика управления денежными активами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающуюся в оптимизации совокупного размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения.

Потребность в компенсационном остатке денежных активов планируется в размере, определенном соглашением о банковском обслуживании. Если соглашение с банком, осуществляющим расчетное обслуживание предприятия, такое требование не содержит, этот вид остатка денежных активов на предприятии не планируется.

Потребность в инвестиционном (спекулятивном) остатке денежных активов планируется исходя из финансовых возможностей предприятия только после того, как полностью обеспечена потребность в других видах остатков денежных активов. Так как эта часть денежных активов не теряет своей стоимости в процессе хранения (при формировании эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций), их сумма верхним пределом не ограничивается.

Критерием формирования этой части денежных активов выступает необходимость обеспечения более высокого коэффициента рентабельности краткосрочных инвестиций в сравнении с коэффициентом рентабельности операционных активов.

Учитывая, что остатки денежных активов трех последних видов являются в определенной степени взаимозаменяемыми, общая потребность в них при ограниченных финансовых возможностях предприятия может быть соответственно сокращена.

1.7 Модели Миллера-Ора и Баумоля

Целью моделирования при управлении запасами является определение оптимального объёма товарно-материальных ценностей, учитывая риск потери ликвидности и поддержание определённой доходности. Для определения оптимального остатка денежных средств, как уже отмечалось выше, используют чаще всего модели Баумоля или Миллера-Орра.

Наиболее широко используемой в этих целях является модель Баумоля, который первый трансформировал для планирования остатка денежных средств модель EOQ. Исходными положениями Модели Баумоля является постоянство потока расходования денежных средств, хранение всех резервов денежных активов в форме краткосрочных финансовых вложений и изменение остатка денежных активов от их максимума до минимума, равного нулю.

В соответствии с моделью Баумоля затраты предприятия на реализацию ценных бумаг в случае хранения части денежных средств в высоколиквидных бумагах сопоставляются с упущенной выгодой, которую будет иметь предприятие в том случае, если откажется от хранения средств в ценных бумагах, а следовательно не будет иметь процентов и дивидендов по ним.

Модель позволяет рассчитать такую величину денежных средств, которая минимизировала бы и затраты по трансакциям и упущенную выгоду. Расчёт осуществляется по формуле:

С = 2ВТ/г

Где, В — общие издержки, связанные с продажей ценных бумаг (затраты по трансакциям);

Т — общий объём денежных средств, необходимых для данного периода времени;

г — процентная ставка, определяющая среднерыночную доходность по ликвидным ценным бумагам.

В том случае, когда невозможно определить объём необходимого на период размера денежных средств, а остаток денежных средств изменяется случайным образом, для определения оптимального размера денежных средств применяется модель Миллера-Орра.

Модель Миллера-Орра представляет собой еще более сложный алгоритм определения оптимального размера остатков денежных активов. Исходные положения этой модели предусматривают наличие определенного размера страхового запаса и определенную неравномерность в поступлении и расходовании денежных средств, а соответственно и остатка денежных активов. Минимальный предел формирования остатка денежных активов принимается на уровне страхового остатка, а максимальный — на уровне трехкратного размера страхового остатка.

В модели Миллера-Орра устанавливаются контрольные границы величины денежных средств: верхняя и нижняя. Когда остаток денежных средств достигает верхнего предела, то ценные бумаги покупаются, при достижении им нижней границы бумаги продаются. Нижняя граница остатка денежных средств определяется по формуле:

Z = Sqrt((3b*δ²)/4r)

Где, Z — нижняя граница,

b — постоянные издержки по операциям с ценными бумагами,

δ² — дисперсия денежных потоков,

r — процентная ставка по высоколиквидным рыночным ценным бумагам.

Оптимальное значение верхней границы определяется как 3Z. (Н = 3Z).

Средний остаток денежных средств рассчитывается по формуле:

М = (Z + Н)/3

Несмотря на четкий математический аппарат расчетов оптимальных сумм остатков денежных активов обе приведенные модели (Модель Баумоля и Модель Миллера-Орра) пока еще сложно использовать в отечественной практике финансового менеджмента по следующим причинам:

  • хроническая нехватка оборотных активов не позволяет предприятиям формировать остаток денежных средств в необходимых размерах с учетом их резерва;

  • замедление платежного оборота вызывает значительные (иногда непредсказуемые) колебания в размерах денежных поступлений, что соответственно отражается и на сумме остатка денежных активов;

  • ограниченный перечень обращающихся краткосрочных фондовых инструментов и низкая их ликвидность затрудняют использование в расчетах показателей, связанных с краткосрочными финансовыми вложениями.

1.8 Управление ликвидностью

Ликвидность - способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.

Исходя из данного выше определения ликвидности мы можем дать следующее определение управлению ликвидностью:

Управление ликвидностью - деятельность предприятия по размещению средств, чтобы можно было в любой момент расплатиться по обязательствам, позволяющему в короткий период времени превратить активы в денежные средства.

Существует ряд методов управления ликвидностью. Коммерческие банки чаще всего используют следующие методы:

а) общий метод распределения средств, заключающийся в распределении привлеченных и собственных средств по каналам размещения из единого фонда в соответствии с потребностями и интуицией;

б) метод распределения активов (конверсии средств), заключающийся в размещении активов в соответствии со сроками пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года);

в) метод научного управления, использующий аппарат математического программирования для оптимизации распределения средств, ресурсов, обеспечивающего высокий уровень надежности.

Все инструменты управления ликвидностью можно разделить на:

  • инструменты управления портфелем активов;

  • инструменты управления пассивами;

  • инструменты управления доходами и прибылью.

Основные инструменты первой группы - покупка и продажа активов. Именно вопрос сколько не инвестировать является основным в управлении ликвидностью.

Другими инструментами управления активами являются:

  • использование производных финансовых инструментов для снижения инвестиционных рисков;

  • передача активов в управление или аренду;

  • сделки Репо;

  • получение кредита под залог активов.

Среди инструментов управления пассивами можно назвать:

  • получение банковского кредита (напр. кредитная линия для исполнения текущих платежей, не увеличивая общий объем обязательств изменяет их структуру);

  • конвертация обязательств одного вида в другие;

  • выпуск ценных бумаг.

Инструменты управления доходами и прибылью обычно находятся вне сферы компетенции лиц, отвечающих за управление ликвидностью, однако в случае кризиса ликвидности инструменты этой группы все же могут использоваться. Т.е. могут быть внесены изменения в ценовую политику, производственную политику, и т.д. и т.п.

1.9 Теория управления запасами

Запасы – это временно не используемые экономические ресурсы предприятия. Запасы могут создаваться в силу различных причин. Их назначение – удовлетворить спрос в момент его возникновения. Нельзя быть уверенным, что товар поступит на склад именно в тот момент, когда он понадобиться. В процессе производства может потребоваться замена какой-то детали оборудования, и если этой детали не окажется, процесс может остановиться. Наличие запасов предотвратит возникновение подобных ситуаций.

Запасы можно классифицировать следующим образом:

  • ТМЗ – товарно-материальные запасы (сырьё и материалы);

  • незавершённое производство;

  • готовая продукция на складе.

Управление запасами – это контроль за их состоянием и принятие решений, обеспечивающих экономию времени и средств за счёт минимизации затрат на содержание запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы.

Эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет:

1. Уменьшить производственные потери из-за нехватки материалов.

2. Ускорить их оборачиваемость.

3. Свести до минимума излишки ТМЗ, которые увеличивают стоимость операций и «замораживают» дефицитные денежные средства.

4. Снизить риск старения и порчи товаров.

5. Снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов.

Управление запасами – это комплекс моделей и методов, предназначенных для оптимизации запасов, т. е. ресурсов, находящихся на хранении и предназначенных для удовлетворения спроса на эти ресурсы. Термины «ресурсы» и «запасы» здесь понимаются широко: можно говорить о запасах конечной продукции, о запасах полуфабрикатов (тогда соответствующая задача будет задачей об оптимизации незавершенного производства), о запасах сырья, природных и трудовых ресурсов, денежных средств и т. д. Роль производства сводится здесь к пополнению уровня запасов по мере возникновения потребности в них.

Размеры запасов (резервов) бывают обусловлены колебаниями в подаче материалов или в спросе на продукцию (напр., страховой запас), различиями в величине партий полуфабрикатов, деталей и изделий, затратой времени на транспорт ресурсов и изделий («транспортный запас») и другими факторами.

Любая модель управления запасами в конечном счете должна дать ответ на вопросы: какое количество продукции заказывать? когда делать заказ?

При ответе на эти вопросы должно быть учтено действие ряда факторов, а именно:

− характер спроса (детерминированный или случайный, изменяющийся во времени или постоянный);

− принятый способ пополнения запасов (непрерывный, периодический, через определенные интервалы времени);

− затраты на приобретение и хранение запасов, убытки при возникновении дефицита запасаемых продуктов, производственный риск и проблема страхования.

В теории управления запасами рассматриваются многочисленные модели, позволяющие учитывать эти факторы в решаемых задачах. Рассмотрим классические модели управления запасами применительно только к ТМЗ.

Определение оптимального (экономического) размера заказа. На производстве перед менеджером стоит проблема оптимизации размеров запасов. Эта проблема обусловлена действием следующих факторов:

  • во-первых, предприятию, как правило, приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров;

  • во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае недоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии гораздо больше, чем потребность в них на текущий день.

Однако предприятие несет издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли быть инвестированы, например, в ценные бумаги с целью получения процентного дохода. В силу вышесказанного менеджеру по производству необходимо найти оптимальный объем финансовых ресурсов, вкладываемых в производственные запасы с тем, чтобы минимизировать общие издержки.

При решении задачи управления запасами требуется определить количество заказываемой продукции и сроки размещения заказов. Спрос можно удовлетворить двумя способами:

− путем создания разового запаса на весь рассматриваемый период времени, что приводит к избыточному запасу в единицу времени;

− путем создания запаса для каждой единицы времени, что приводит к недостаточному запасу для всего рассматриваемого периода.

Таким образом, для определения оптимального размера заказа и момента его размещения необходимо минимизировать функцию общих затрат, включающую затраты, связанные с потерями от избыточного запаса и его дефицита.

Рассмотренная модель предназначена для управления запасами изделий одного вида, т.е. является однопродуктовой. Она может с успехом использоваться не только для управления отдельными видами запасов материалов и комплектующих изделий, но и денежными средствами. Применяемая в этом случае формула Баумоля рассмотрена выше.

Однако при управлении запасами, включающими много видов изделий, необходимо использовать многопродуктовую модель, например многоппродуктовая модель с ограничениями на емкость складских помещений при снабжении из различных источников. Эта модель предназначена для системы управления запасами, включающими N (i=1, 2, …, N) видов продукции, которая хранится на одном складе ограниченной площади. Данное условие определяет взаимосвязь между различными видами продукции и включается в модель как ограничение.

Контроль ТМЗ по методу АВС. Согласно методу АВС запасы сырья и материалов делятся на категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости.

  • Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.

  • Категория В составлена из тех видов товарно-материальных запасов, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для ТМЗ этой категории, как и категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа.

  • Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Таким образом, управление запасами – это рационализация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.

Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. С одной стороны, дефицит сырья или готовой продукции может привести к большим убыткам на производстве или потере доли рынка, с другой - перенасыщение складов запасами приводит к их моральному устареванию, порче, а также к неэффективному вложению оборотных средств предприятия. Достаточно сказать, что на производственных предприятиях с неэффективным управлением запасами может быть заморожено до 80% оборотных средств.

Управление запасами можно считать успешным, если в каждый определенный момент времени предприятие располагает необходимым для реализации количеством нужного товара.

Эффективность управления запасами возможна только при:

  • комплексном использовании показателей, учитывающих все факторы, которые влияют на этот процесс;

  • соответствии целям предприятия.

Список использованной литературы

  1. Бертонеш М. Управление денежными потоками / М. Бертонеш, Р. Найт. - СПб.: Питер, 2004. - 204с.

  2. Бланк И.А. Основы финансового менеджера. - 2-е изд., перераб. и доп. / И.А.Бланк. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2004. – 528 с.

  3. Волгин В.В. Склад: организация и управление / В.В.Волгин. - М.: ИД «Дашков и Ко», 2004. - 400 с.

  4. Лебедев В. Управление затратами предприятия / В.Лебедев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.

  5. Лихачева О.Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / О.Н.Лихачева, С.А.Щуров; Под ред. И.Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2008. - 288 с.

  6. Пиковский А.А. Введение в финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.А. Пиковский, А.В. Заводина, К.Н.Костин. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 104 с.

  7. Теоретические основы финансового менеджмента. Учебный курс Сост. И.А. Продченко. - М.: МИЭМП, 2007, – 120 с.

  8. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учеб. / Под. ред. Е.С.Стояновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2003. - 574 с.