Сущность и цели финансового менеджмента в условиях рыночной экономики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансового менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Теоретические основы финансового менеджмента»

Тема: Сущность и цели финансового менеджмента в условиях рыночной экономики

Содержание


Введение

1 Сущность финансового менеджмента

2 Цели финансового менеджмента

3 Функции и задачи финансового менеджера

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

На нынешнем этапе развития финансовой системы России, при достаточно высоких рисках и процентных ставках, при только еще набирающем силу фондовом рынке и предстоящем широкомасштабном выходе на него отечественных компаний интерес к теории и практике функционирования развитых рынков финансовых инструментов очевиден. Представление о финансах как о чем-то очень сложном и далеком от насущных проблем действующей российской компании, пригодном только для гигантов национальной экономики масштаба Газпрома, уходит в прошлое.

Сегодня финансы хозяйствующего субъекта - это индикатор его конкурентоспособности, показатель его жизнеспособности в рыночной экономике. Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений предприятия определяет необходимость организации высокоэффективного управления его финансами.

Управление финансами отдельных хозяйствующих субъектов выделилось в странах с развитой рыночной экономикой в начале XX века в специальную область знаний, которая получила название «Финансовый менеджмент».

В настоящее время существует множество точек зрения на содержание и цели финансового менеджмента. Целью данной работы является выявление сущности и целей финансового менеджмента в условиях рыночной экономики, т.е поиск ответов на вопросы: «Что такое финансовый менеджмент?» и «Зачем нужен финансовый менеджмент?»

    Сущность финансового менеджмента

Общепринято, что финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

В настоящее время существует множество определений сути финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для обеспечения необходимой величины и структуры активов в соответствии с целями и задачами предприятия1.

Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления - с финансовых ресурсов до всей совокупности отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений (в частности, в приложении к коммерческой организации) немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, напрашивается следующий очевидный вывод: финансовый менеджмент можно трактовать как систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы. Можно продолжить конкретизацию приведенного определения. Очевидно, что наилучшей финансовой моделью фирмы является ее отчетность и ее сущностное ядро - бухгалтерский баланс. А потому возможно и такое определение: финансовый менеджмент - это система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта. Данная логическая цепочка в определении понятия «финансовый менеджмент» проведена В.В. Ковалевым2.

Остановимся на лаконичном определении финансового менеджмента, данном И.М. Карасевой3: Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта. Данное краткое определение отражает суть такого широкого понятия как финансовый менеджмент.

Принятие управленческих решений в системе финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. И.А Лисовская выделяет следующие базовые концепции4:

1. Концепция временной стоимости денег заключается в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость, при этом стоимость денег в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде. Эта неравноценность определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала и особенностями денег, рассматриваемых как один из видов оборотных активов.

2. Концепция учета фактора инфляции заключается в необходимости реального отражения стоимости активов и денежных потоков и обеспечения возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении долговременных финансовых операций.

3. Концепция учета фактора риска состоит в оценке его уровня с целью обеспечения формирования необходимого уровня доходности финансово-хозяйственных операций и разработки системы мероприятий, позволяющих минимизировать его негативные финансовые последствия. Под доходностью понимают отношение дохода, создаваемого определенным активом, к величине инвестиций в этот актив.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование.

Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.

  1. Цели финансового менеджмента

Формирование и структурирование системы управления финансами в фирме осуществляется, исходя из приоритета целевых установок, стоящих перед нею, т. е. созданная система должна в максимально возможной степени способствовать достижению определенных целей как общефирменного, так и узкофункционального характера5.

В общем случае говорят о совокупности экономических целей, достижение которых служит признаком успешного функционирования системы финансового менеджмента в фирме; в частности, это избежание банкротства и крупных финансовых неудач, лидерство в борьбе с конкурентами, рост объемов производства и реализации, максимизация прибыли, занятие определенной ниши и доли на рынке товаров.

В теории управления, в том числе в теории финансового менеджмента, уже давно обсуждается вопрос о том, какой показатель может быть идентифицирован в качестве основного целевого ориентира и критерия успешности работы фирмы. В принципе, в зависимости от различных обстоятельств может быть обоснована целесообразность и предпочтительность ориентации на тот или иной критерий, качественный или количественный показатель. Тем не менее, не требует особого обоснования утверждение о том, что скорее всего единственного, на все случаи пригодного ориентира попросту не существует. В зависимости от конкретной ситуации, вида деятельности, назначения фирмы (или проекта) и многих других обстоятельств в качестве целевого ориентира может выступать тот или иной критерий. В наиболее общем случае говорят о двух базовых подходах, ориентирующихся: 1) на рост капитализации, 2) на устойчивое генерирование прибыли6.

В соответствии с первым подходом содержание и основная целевая установка системы управления финансами фирмы заключаются в максимизации богатства ее владельцев с помощью рациональной финансовой политики. Количественное подтверждение следования данной целевой установке проявляется в росте рыночной цены акций компании. Иными словами, основной критерий - повышательная тенденция цены акций фирмы (или, иначе, рост рыночной капитализации).

Безусловно, оба упомянутых подхода тесно взаимосвязаны. Однако, какой бы критерий или система критериальных показателей ни были отобраны в качестве целевых ориентиров деятельности фирмы, показатель прибыли обязательно должен быть принят во внимание.

Заметим, что приоритет целевой установки, предусматривающей максимизацию рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее владельцев, является гораздо более распространенным. Именно он упоминается практически во всех классических руководствах по управлению финансами.

Повышение рыночной стоимости компании достигается путем:

а) стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточном для выплаты дивидендов и реинвестирования с целью поддержания заданных объемов производства или их наращивания;

б) минимизации производственного и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельности, диверсификации общей деятельности и оптимизации структуры источников средств;

в) привлечения опытного управленческого персонала.

Конкретизация и детализация путей достижения главной целевой установки осуществляется путем построения дерева целей. При этом могут выделяться рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные цели7.

К первым относится обеспечение благоприятной динамики ключевых рыночных индикаторов: прибыли, рыночной капитализации, дохода (прибыли) на акцию, рентабельности собственного капитала и др.; ко вторым- занятие ниши на рынке продукции, завоевание определенной доли на этом рынке, обеспечение заданного темна роста имущественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим - обеспечение рентабельности отдельных производств и подразделений.

Как и каждая управляющая система, финансовый менеджмент имеет свою систему конкретных объектов управления: активы и пассивы, инвестиции, прибыль, кредит и т.д.

С учетом объектов управления можно выделить основные направления финансового менеджмента8:

    формирование финансовой структуры капитала;

    формирование активов;

    управление оборотными активами;

    управление внеоборотными активами;

    управление инвестициями;

    управление и формирование собственных финансовых ресурсов;

    управление заемными финансовыми средствами;

    управление финансовыми рисками.

Формирование финансовой структуры капитала нацелено на определение общей потребности в капитале (изначально это уставный капитал) для финансирования формируемых активов предприятия, изучение и анализ альтернативных источников формирования финансовых ресурсов.

Формирование активов связано с выявлением реальной потребности в отдельных видах активов и определением их суммы в целом, исходя из предусматриваемых объемов деятельности предприятия.

Управление оборотными активами - важнейшая деятельность финансовых работников фирмы. Это, прежде всего, анализ продолжительности отдельных циклов оборота рабочего капитала: обеспечение ускорения оборачиваемости активов, снижение дебиторской задолженности, повышение эффективности комплексного использования оборотных активов.

Управление внеоборотными активами (основными фондами) достигает цели при обеспечении эффективного использования основных средств, определяет потребность в приросте основных фондов и их обновлении; при внедрении мероприятий, повышающих фондоотдачу внеоборотных активов.

Управление инвестициями - главная задача инвестиционной политики предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и отбор наиболее эффективных. Особое внимание в процессе управления инвестициями должно быть уделено выбору форм и источников их финансирования, оптимизации состава источников инвестиционных ресурсов.

Управление формированием собственных финансовых ресурсов - это определение потребности в собственных финансовых ресурсах для реализации экономической стратегии предприятия и достижения целевой финансовой структуры капитала. Основное внимание в этом направлении деятельности должно быть уделено повышению объемов прибыли, фонда амортизационных отчислений, внереализационных доходов.

Предметами управления заемными денежными средствами служат определение общей потребности в заемных финансовых средствах, оптимизация соотношения краткосрочной и долгосрочной задолжностей оптимизация форм и источников привлечения заемных финансовых средств, подготовка проектов отдельных кредитных договоров.

При управлении финансовыми рисками основное внимание направляется на выявление состава вероятных финансовых рисков, присущих оперативной, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. Оценка уровня этих рисков и их последствий сводится к формированию системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их внутреннему и внешнему страхованию.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономической деятельности. Систему финансовых отношений хозяйствующего субъекта можно представить следующим образом.

Финансовые отношения с поставщиками и покупателями - это основа предпринимательской деятельности. Эти отношения строятся на договорной основе и требуют обязательного выполнения всех договорных условий, особенно по денежным платежам.

Финансовые отношения с финансово-кредитной системой многообразны и также требуют выполнения своих обязательств перед бюджетом, банками, страховыми компаниями, фондовым рынком. Поскольку предприятия обладают полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, они несут полную материальную ответственность за результаты своей деятельности.

Финансовые отношения возникают между кредитной системой при получении банковских ссуд и их погашением в определенные сроки с уплатой процентов за пользование; со страховыми компаниями по поводу страхования имущества и уплаты страховых взносов при получении страхового возмещения. Финансовые отношения также прослеживаются между предприятиями и государственными финансовыми органами при уплате ими налогов и сборов в бюджетную систему для финансирования государственных расходов.

Финансовые отношения внутри предприятия включают взаимосвязь между всеми структурными подразделениями и персоналом. Эти отношения включают распределение прибыли, амортизационного фонда, инвестиционных средств. Отношения с рабочими и служащими - это формирование и выплата заработной платы, премий, материальной помощи, удержание и выплата налогов с доходов физических лиц.

Выделяют также финансовые отношения с учредителями и акционерами, участвующими в финансовых отношениях по поводу распределения прибыли, дивидендов, наращивании акционерного капитала, паевых взносов.

Существуют финансовые отношения с персоналом по поводу формирования фонда заработной платы, стимулирования роста производительности труда за счет фонда накопления.

Прочие финансовые отношения возникают с профорганизациями, общественными организациями культуры, Обществом Красного Креста, Общества защиты детей и т.д.

Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений предприятия определяет необходимость организации высокоэффективного управления его финансами.

Такое управление финансами отдельных хозяйствующих субъектов выделилось в странах с развитой рыночной экономикой в начале XX в. в специальную область знаний, которая получила название «Финансовый менеджмент». Именно финансовый менеджмент отвечает на вопросы: сколько требуется денежных средств, где их изыскать, как управлять ими рационально с высокой отдачей. Субъекты и целевые показатели финансового менеджмента наглядно представлены в таблице, расположенной в приложении к данной работе.

  1. Функции и задачи финансового менеджера

До настоящего времени не сложилось единого понимания в содержательном наполнении функций специалиста по управлению финансами. Тем не менее можно сформулировать два основных подхода.

Первый подход олицетворяет финансового менеджера как специалиста, осуществляющего связь крупных компаний с рынками капитала. Логика подхода такова. Основной источник финансирования компании - это рынок капитала. Выход компании на этот рынок означает эмиссию ею ценных бумаг и их размещение на рынке. Финансовый менеджер в известном смысле как раз и специализируется на подобном бизнесе. Совместно с финансовым консультантом он определяет целесообразность эмиссии ценных бумаг, их тип, стоимость, условия размещения.

Таким образом, в приведенной трактовке финансовый менеджмент представляет собой сферу деятельности на рынке капитала, имеющую целью масштабное вложение и (или) заимствование средств; специалист, профессионально организующий подобные операции, и будет олицетворять собой финансового менеджера. В этом случае финансовый менеджер является внешним лицом по отношению к фирме, нанимаемым ею для выполнения специфических операций на рынке капитала.

Согласно второму подходу финансовый менеджер является специалистом компании, ответственным за значимые решения в области инвестирования и финансирования. Поскольку понятия инвестирования и финансирования не сводятся лишь к операциям на фондовых рынках (например, выбор структуры оборотных активов, обоснование системы кредитования клиентов, оценка целесообразности того или иного источника финансирования текущей деятельности), сфера деятельности финансового менеджера в такой трактовке гораздо шире. Он должен иметь представление не только об особенностях функционирования финансовых рынков, но и об особенностях финансовых потоков внутри фирмы и методах их оптимизации.

В такой трактовке финансовый менеджмент как практическая сфера деятельности специалиста по управлению внутренними и внешними финансовыми потоками в компании имеет несколько крупных областей:

- общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляется формулирование общей финансовой стратегии и определение способов решения;

- текущее управление денежными средствами, в рамках которого осуществляются финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков, имеющие целью обеспечение платежеспособности предприятия и ритмичности текущих платежей;

- управление финансовой деятельностью, обеспечивающее рентабельную работу в среднем;

- управление инвестиционной деятельностью, понимаемой в широком смысле как инвестиции в так называемые реальные активы и инвестиции в финансовые активы;

- управление источниками финансовых ресурсов как область деятельности управленческого аппарата, имеющая целью обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

Несложно заметить, что организация финансовой службы предусматривает осуществление мониторинга в рамках обозначенных пяти областей. На каждом предприятии регулярно составляются финансовый план и годовой отчет; актив баланса позволяет обосновывать решения инвестиционного характера; пассив баланса дает оценку состояния источников финансирования; отчет о прибылях и убытках, рассматриваемый в динамике, позволяет судить о прибыльности предприятия в среднем; бюджет денежных средств, данные учета и отчетности и отчет о движении денежных средств позволяют давать аналитическую оценку и осуществлять контроль за состоянием платежно-расчетной дисциплины.

Заключение

Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.

Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов.

Принятие управленческих решений в системе финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций: на концепции временной стоимости денег, концепции учета фактора инфляции и концепции учета фактора риска.

Финансовый менеджмент основывается на двух базовых подходах, ориентирующихся либо на рост капитализации, либо на устойчивое генерирование прибыли. При любом подходе содержание и основная целевая установка системы управления финансами фирмы заключаются в максимизации богатства ее владельцев с помощью рациональной финансовой политики.

Конкретизация и детализация путей достижения главной целевой установки осуществляется путем построения дерева целей. При этом могут выделяться рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные цели.

С учетом объектов управления выделяются следующие основные направления финансового менеджмента: формирование финансовой структуры капитала; формирование активов; управление оборотными активами; управление внеоборотными активами; управление инвестициями; управление и формирование собственных финансовых ресурсов; управление заемными финансовыми средствами; управление финансовыми рисками.

Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений предприятия определяет необходимость организации высокоэффективного управления его финансами. Именно финансовый менеджмент отвечает на вопросы: сколько требуется денежных средств, где их изыскать, как управлять ими рационально с высокой отдачей.

Ключевую роль в управлении финансами играет финансовый менеджер. Он может рассматриваться с одной стороны как специалист, осуществляющий связь крупных компаний с рынками капитала, с другой – как специалист компании, ответственный за значимые решения в области инвестирования и финансирования.

Список использованной литературы

    Карасева, Инна Михайловна. Финансовый менеджмент : учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. — Москва: Омега-Л, 2006.

    Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

    Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн.пособие / Пер.с франц. Под ред. проф. Соколова Я.В. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

    Лисовская И.А. Основы финансового менеджмента.— М.: ТЕИС, 2006.

    Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

    Финансовый менеджмент. Под.ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2008.

    Финансовый менеджмент: Учебник / Под.ред. проф. Шохина Е.И. – М.: КНОРУС, 2008.

Приложение

Субъекты и целевые показатели финансового менеджмента

1 Лисовская И.А. Основы финансового менеджмента. М., 2006. С.34.

2 Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. М., 2007. С.347.

3 Карасева И. М. Финансовый менеджмент. М., 2006. С. 67.

4 Лисовская И.А. Основы финансового менеджмента. М., 2006. С. 36.

5 Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. М., 2007. С. 350.

6 Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. М., 2007. С. 352.

7 Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. М., 2007. С. 355.

8 Карасева И. М. Финансовый менеджмент. М., 2006. С. 71.