Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека

Реферат

Специальность: экономика и предпринимательство

Дисциплина: теория и практика самоменеджмента

Тема: Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека

Ф.И.О. преподавателя:

Харьков 2009

Содержание

Введение

    Характеристика синергетической модели развития

    Характеристика пассионарной модели развития

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Одна из центральных задач управления развитием персонала, особенно его стратегической составляющей, это оценка складывающейся жизненной стратегической ситуации, прогноз ее развития, влияния внешней и внутренней сред. Один из способов ее решения – построение модели раз вития окружающего мира и на этой основе – разработка модели управления развитием персонала. Наиболее актуальными для современности являются синергетическая и пассионарная модели развития.

Пассионарная модель была разработана Л. Гумилевым. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939г. в тюремном заключении. На разработки этой концепции особое внимание оказали идеи Г.Вернадского и автора системного подхода Л.фон Берталафи.

Возникновение синергетики связывают с возникшим в XX веке движением к интеграции и созданию интертеории, стремящейся рассматривать разнородные объекты как сложные динамические системы, подчиняющиеся единым законам развития.

Язык синергетики формируется немногими ключевыми словами: эволюция, коэволюция, самоорганизация, сложные системы, хаос, нелинейность, нестабильность, открытость, устойчивое развитие.

Синергетика (греч. – согласованное действие) – область научных исследований коллективного поведения частей сложных систем, связанных с неустойчивостями и касающихся процессов самоорганизации.

1.Характеристика синергетической модели развития

Создателем синергетического направления и изобретателем термина "синергетика" является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен. Сам термин «синергетика» происходит от греческого “синергена” содействие, сотрудничество.

По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово “синергетика” означает “совместное действие”, подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

Синергетика (от греч.sinergetikos – согласованное действие). Это область научных исследований, связанных с процессами самоорганизации в открытых системах, коллективного поведения подсистем, обусловленных неустойчивостью. Синергетика – согласованное действие, содействие, сотрудничество на основе общих идей. Синергетика – многомерный феномен, который в современном научном мире имеет различные измерения. Как научное направление исследует сложные нелинейные системы, феномены взаимодействия, кооперации, когерентности (согласованного протекания во времени нескольких процессов), фокусирует внимание на изучении закономерностей самоорганизации, возникновении сложных структур, действующих повсюду. Она универсально описывает сложное поведение различных систем, разрабатывает модели в гуманитарных и социальных областях, охватывая научные дисциплины, изучающие различные сферы реальности. Синергетика – это не новая наука, но новое объединяющее направление в науке. Цель синергетики – выявление общих идей, общих методов и общих закономерностей в самых разных областях естествознания и социологии[1].

Синергизм, синергия – эффект комбинированного воздействия двух или более факторов, характеризующихся тем, что их объединенное действие существенно превосходит простую арифметическую сумму эффектов каждого отдельно взятого компонента[2].

Синергетическая модель фиксирует внимание субъекта на том, что термодинамическая функция состояния системы является мерой ее неупорядоченности. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей энтропии (внутренней неупорядоченности) системы и окружающей среды. Равновесием ограничивается возрастание энтропии. Наступление равновесия означает и максимальную неупорядоченность системы (хаотичность). Все процессы, сопровождающиеся энтропией, не могут самопроизвольно изменять направление и возвращать ся к исходному состоянию. Обратимые процессы протекают без изменения энтропии, необратимые характеризуются ее возрастанием. Из этого следует, что непосредственное приложение термодинамических законов к самоуправлению развитием человека, персонала приводит к противоречию, ибо эволюция живых систем происходит в направлении, противоположном указанному вторым началом термодинамики: вместо деградации системы и потери энергии повышается организация системы.

Объяснение этому явлению дает неравновесная термодинамика. В применении к живым системам, развитие которых требует открытости внешней среды, их равновесие аналогично смерти. Принцип устойчивого неравновесия Э.Бауэра гласит, что живые системы никогда не бывают в равновесии и используют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии.

Открытие И. Пригожиным диссипативных структур, возникающих в далеких от равновесия системах, позволяет принимать теоретический потенциал термодинамики для объяснения процессов, происходящих в макро системах (например, в социуме). Могут быть установлены зависимости между социальными процессами как субъектом жизни (макро- и микрокосмос), пространством и временем. Речь идет о возникновении и развитии энтропийных социумов (кризисные формы жизни), переходе таких социумов в неэнтропийные, антикризисные.

Для существования любого стационарного состояния открытой системы необходим поток свободной энергии извне, постоянная “накачка” потоком свободной энергии. Следовательно, роль “царицы мира” при таком подходе играет энергия, а не ее тень – энтропия. Заметную роль для понимания природы человека как разумной самодеятельной самости играет генетико-адаптивная модель развития, где исторический процесс представляет в единстве элементов социогенеза.

Основные принципиальные положения синергетики [3]:

    принцип самоорганизации переход из хаотического, неупорядоченного состояния в упоряоченный и наоборот, является свойством самой системы;

    принцип подчиненности – поведение элементов системы, обусловленное множеством микропараметров, зависит от небольшого количест ва макропараметров (параметров порядка);

    принцип руководящих параметров – система может быть переведена из одного состояния в качественно новый изменением ряда параметров;

    принцип бифуркаций – в случае достижения руководящими параметрами определенных значений поведение системы изменяется скачкообразно;

Относительно каждого из нас эти положения можно интерпретировать таким образом:

    в каждом из нас существует механизм саморегуляции, который рано или поздно приводит нашу внутреннюю неупорядоченность организма в организованное состояние, что соответствует требованиям закономерностей окружающей среды;

    элементы человеческой системы имеют определенные параметры саморегуляции, но при этом существуют параметры саморегуляции всей системы. Зная эти параметры, в процессе саморегуляции можно обеспечить функционирование, как отдельных органов (подсистем), так и всего организма (системы) в целом;

    в человеке как системе существуют руководящие параметры, влияя на которые, изменяя их, можно целенаправленно влиять на механизм регуляции, изменять его деятельность, поведение человека. Именно на этом принципе работают методики: медитации, ребефинг, холотропная терапия, дианетика;

    осуществляя влияние на определенные параметры, можно побуждать, принуждать человека изменить своим принципам, жизненной позиции, выбить человека из “седла” или наоборот. При этом переход из одной жизненной траектории на другую происходит практически мгновенно и как будто случайно. Хотя, по теории вероятности, случайность является следствием закономерности.

В основу синергетических представлений положено идеи системности, целостности мира и научных знаний о нем, многовариантности и оборотности жизненных процессов человека, глубокой взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Мир человека сложно организован и открыт влияниям на механизм саморегуляции и самоорганизации. Таким образом, функции регулирования и организации взаимозависимы.

Таким образом, развитие персонала организации, социума – это прогрессирующая интенсификация группового отбора, возрастание способностей к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожертвованию. Те субъекты, у которых эти свойства слабо выражены, попадают в тупики эволюции. Человек, в отличие от них обладает развитой способностью к образованию условных и экстраполярных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести).

О синергизме очень популярно написал Стивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” [2]. Согласно шестому навыку: действовать совместно (синергично) когда двое или больше людей работают вместе, стремясь понять какое-либо явление, то они достигают синергизма. Синергизм возникает тогда, когда люди создают новые альтернативы и решения. Наилучшие шансы достичь синергизма у тех людей, которые имеют разные взгляды на одни и те же явления, но которые умеют извлекать выгоду из этих отличий, находя в них новые возможности для себя.

Синергизм создают люди, которые научились принципу “Твоя победа – моя победа” и которые слушают с готовностью понять другого человека. Главная идея знаменитой речи Мартина Лютера Кинга “У меня есть мечта” – это именно идея синергизма. Он побуждал людей сопоставлять свои взгляды и учиться друг друга, потому что стереотипы (религиозные, расовые и др.) мешают людям оценить разность во взглядах, ведь люди не слушают друг друга, а спешат поскорее навешать ярлыки.

Социальное развитие с позиции синергетики. Социальная синерге тика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношения социального порядка и социального хаоса. Под порядком понимают элементы любой природы, между которыми существуют устойчивые отношения, повторяющиеся в пространстве или во времени, хаосом называют множество элементов, которые не имеют устойчивых (повто ряющихся) отношений.

Синергетика – одна из теорий развития, а самоорганизация представляется как качественное и структурное изменение некоторой объективной реальности. Синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени совершенства. Но в тоже время, синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» инженерной, управленческой, организационной работы, адаптирующей существующие объекты к изменениям среды, и неординарных идей, новаторских решений, изобретений и «революционных» реорганизаций, выводящих системы на совершенно новые ступени совершенства. Именно на этих этапах человек, нашедший неординарное решение, практически реализует бифуркацию состояния конкретной системы.

Что такое «адаптационный этап» с нашей точки зрения? Мы все время занимаемся оптимизацией: инженер “шлифует” конструкцию изделия, управляющий добивается лучшей работы коллектива, бизнесмен – повышения рентабельности фирмы. Что означает «катастрофный этап»? Это означает, что наступает наш звездный час: инженер изобретает новую конструкцию, управленец проводит коренную реорганизацию, бизнесмен открывает новое дело. Очевидно, что такие решения составляют наиболее эффек тивную форму человеческой деятельности. Умение, во-первых, в любой ситуации увидеть суть дела, во-вторых, вовремя заметить проблему, т.е. не пропустить момент, когда обстоятельства требуют ломки привычных представлений, и, в-третьих, найти одно или несколько красивых решений, отличает людей, добивающихся успеха в любом деле. Бифуркация состояния социальных систем, таким образом, есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей.

История любой системы чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству. И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Тысячелетний опыт социального развития, хорошо отраженный в теории организации – “тектологии” А.А. Богданова, свидетельствует, что социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – организации и дезорганизации. Организация – последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка. Дезорганизация – последовательный распад диссипативных структур на более простые. Примером может служить периодические образования грандиозных империй и их последующий распад. Спектр направлений протекания организующих и дезорганизующих процессов не произволен, а задается природой систем и характером внешней среды. Направление развития определяется бифуркацией – разветвлением старого качества на множество потенциально новых качеств. Эта нелинейность развития придает процессу самоорганизации “стохастический” (вероятностный) характер.

Социальная самоорганизация – сложное и тонкое взаимодействие дифференциации и интеграции социальных институтов и идеалов. Но в отличие от природы в развитии общества порядок и хаос переплетаются с идеологическим порядком и хаосом. В силу этого не существует “объективного” критерия социального прогресса, независимого от социальных идеалов. Социальная синергетика делает вывод: относительный прогресс определяется степенью реализации абсолютного идеала. Учитывая, что социальный идеал включает в себя экономический, политический, эстетический, этический и мировоззренческий аспекты, то критерием абсолютного прогресса может быть только степень приближения к полной гармонии указанных составляющих. Если социальный идеал представить в виде драгоценного камня, то прогресс – огранка камня, превращающая блеск отдельных граней в единый ювелирный ансамбль.

2. Характеристика пассионарной модели развития

Пассионарная модель разработана Л. Гумилевым. Он исходил из того, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей назван пассионарностью (от лат. passio страсть).

Пассионарность – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленой на достижение какой-либо цели. ”Так, в 8 в. в Италии вокруг Ромула собрались 500 бродяг, положивших начало римлянам; так же собрались сподвижники вокруг царя Давида в 11 в. до н.э., а люди “длинной воли” – вокруг Чингисхана, бароны – вокруг Карла Великого и т.д.” – Л.Н. Гумилев [4].

Пассионарность – это непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.[4]

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека “героем”, ведущим “толпу”, так как большинство пассионариев находится в составе “толпы”.

Пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения – к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает настолько силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность – атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.

Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Из этого следует вывод, что работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения.

Как “необратимая сила” пассионарность находится в основе глобальных коллизий – миграций народов, культурного роста человечества. Именно пассионарность делает безграничными ресурсы человеческой воли и умов. Объяснить это можно тем, что каждый организм обладает энергетическим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. Применяя эту этноэнергетическую модель к проблемам развития человека, можно сделать вывод, что индивид, этнос выступают в качестве системы колебаний определенного энергетического поля. Разные “Я” отличаются частотой колебания поля, особым характером ритмов разных этнических групп. Чувство “своего” означает унисон ритмов, чувство “чужого”несовпадение ритмов. После пика пассионарности следует период диссипации. Они возникают в далеких от равновесия системах и существуют благодаря обмену энергии и вещества. Выдающееся в людях уступает место обычному (принцип дополнительности Н. Бора). В пределах системы есть выдающееся и обычное. Когда внутри социальной системы воцаряется беспорядок, то в ней выживают те, кто не принимал участия в историическом процессе, жил в гомеостазе, в равновесии с природой. Например, наиболее сильные и здоровые уходили на войну, где погибали. Новый толчой все начинает сначала.

Данная модель имеет ряд достоинств. Л.Н. Гумилев делает вывод, что не может быть никаких ограничений для прогресса, изменяются только лидеры социогенеза (антропосферы). “Угасший” этнос после выполнения своих авангардный функций уступает место вошедшему в состояние активности. Человеческий путь объясним; если изменить подход – что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций это и есть проявление высших мыслей и эмоций, но уже следствие, а причина – образование “условных и экстраполяционных рефлексов”.

Негэнтропийный максимум в системе “Я” человека служит причиной отказа от достигнутых результатов, если они начинают давить на него, превращаться в самоценнность. Движение к новому является проявлением энтропийного качества, поскольку усугубляется положение ищущего ответ “Я” человека. Но именно в этом случае конфликтность (проблемность) бытия служит лучшим средством повышения творческой активности. Так формируются великие характеры и делаются открытия. Эффект энтропности в жизни человека может быть объяснен с помощью феномена “отклоняющегося поведения”. Норма уступает место антинорме, обычное в мотивах поведения – необычному. Нестандартность, нешаблонность поступков обнаруживает отклонение от нормы для наилучшей самоорганизации. Это значит, что наиболее общим средством обеспечения сохранения равновесия творческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичней система, тем большее значение приобретают изменения системы, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффективных результатов.

В едином мировом процессе самодвижение материи и самоорганизация равнозначны убыванию энтропии, самодезорганизация – возрастанию негэнтропии. Организациия и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийные и энтропийные процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственновременном континууме Вселенной. Земля, самоуправление являются областью организационных, информационных, негэнтропийных процессов. В таких условиях порождаются информационногенерирующие процессы – геогенез, антропосоциогенез. Противоречие между порядком и беспорядком объективно служит необходимым источником развития физических, биологических и социальных систем.

Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они вновь обретают свое традиционное природное поведение. Это обстоятельство применяется чаще всего военными, так как два-три пассионария могут поднять боевой дух целой роты. Нередко те же военнные формируют из пассионариев элитные ударные части. Здесь суть не в том, что пассионарий руководит воинской частью, а в том, что благодаря наличию среди солдат нескольких пассионарных, но более ничем не примечательных особей сама часть приобретает порыв, что подчас выручает даже бездарного полководца. Такое явление было названо пассионарной индукцией.

Главное в явлении пассионарной индукции состоит в следующем. Любой процесс этногенеза начинается героическими, а иногда и жертвенными поступками небольших групп людей, к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне. Конечно, тот или иной человек может быть настроен скептически или просто эгоистичен, но после того, как он вошел в возникающую на его газах систему, его настроенность большого значения не имеет.

Способы утраты пассионарности. Любой этногенез – это более или менее интенсивная утрата пассионарности системой, иными словами, гибель пассионариев и их генов, особенно это проявляется во время тяжелых войн, так как пассионарные воины часто погибают молодыми, не использовав своих возможностей полностью и не передавших своих качеств по наследству. Но самое интересное то, что не только во время войн снижается пассионарное напряжение. Это было бы легко объяснимо гибелью особей, слишком активно жертвующих собой ради торжества своего коллектива. Но пассионарность столь же активно падает во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. И самое страшное для этноса – переход от спокойного существования к обороне перед натиском другого этноса; тогда, если не наступит гибель, обязательно произойдет надлом, никогда не проходящий безболезненно. Объяснить это явление социальными причинами невозможно, но если рассматривать повышенную пассионарность как наследуемый признак – все становится ясно.

Во время войн женщины ценят героев, идущих в бой, благодаря чему те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем не всегда в законном браке. Дети вырастают и совершают такие же поступки, как их отцы. И наоборот, в тихие эпохи идеалом становится аккуратный семьянин, вследствие чего пассионарий не может найти себе достойного места в жизни.

Пассионарность – не просто дурные наклонности, а важный наследственный признак, вызываюший к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в суперэтнические системы (человечество – суперэтнос). Пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому как жить повседневными заботами для них не представляется возможным. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединяться и действовать согласно. Именно таким образом возникает первичная консорция. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев в древности просто изгоняли из племени либо убивали.

Если бы пассионарии всегда погибали, не успев ничего сделать, то люди до сих пор ели бы тела врагов, приносили в жертву младенцев. И жили бы на Земле не современные украинцы, англичане, итальянцы, а шумеры, пикты и другие, имена которых давно забыты.

Образы пассионариев. Л.Н. Гумилев приводит множество примеров пассионариев. Возьмем, к примеру, Александра Македонского. Всем известны его походы на Беотию, Иллирию, Фракию, Среднюю Азию, Индию.в этом случае интересуют мотивы этих войн, которые придется искать в характере полководца. Два качества, доведенные до крайности, отмечают у Александра и Ариан, и Плутарх: честолюбие и гордость, т.е. проявление пассионарности. Этого избытка энергии оказалось достаточно не только для победы, но и для того, чтобы принудить своих подданных вести войну, которая была им не нужна. Ситуация Александровских времен была интересна еще и тем, что не он один был пассионарием. Многие его соратники: Клит, Селевк, Птолемей и другие обладали пассионарностью и искренне соучаствовали в деле своего царя, благодаря чему удалось взять в поход простых македонян и греков. Не один человек, а целая группа пассионарных людей определила судьбу похода, который был обречен на победу.

Выводы

Синергетика (от греч. – согласованное действие) – область научных исследований коллективного поведения частей сложных систем, связанных с неустойчивостями и касающихся процессов самоорганизации. Синергетика является теорией самоорганизации систем различной природы, изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией, информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.

Пассионарность (от греч. passio – страсть) – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленной на достижение какой-либо цели.

Распространяя знания синергетики, пассионарности на деятельность и жизнедеятельность человека, можно предполагать, объяснять и делать выводы. В человеке (персонале организации) как нелинейной, неравновесной системе в определенных условиях жизни образуются внутренние связи, начинают “работать” системообразующие факторы, организующие, мобилизирующие его и позволяющие совершать действия, поступки, которых он сам и его окружающие не ожидали. Это свидетельствует, что каждый человек сам себя не знает; в условиях кризиса в каждом из нас появляются (могут проявляться) характеристики, способности, дающие ему возможность выйти на новый уровень развития. Проявление этих закономерностей в жизни дало возможность Ф. де Ларошфуко написать следующее: “Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими воспользоваться”. “О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется”.

Список использованной литературы

    В.М. Колпаков. Управление развитием персонала. – К.: МАУП, 2006.

    Book.ru/ Snivenkovi 01. html.

    В.М. Колпаков. Организация труда менеджера. – К.: ИД ”Персонал”, 2008.

    Л.Н. Гумилев. География этноса в исторический период. – Л.:ЛГУ, 1990.

    О теории пассионарности Гумилева. // Республика №1, декабрь2002.

1