Местонахождение и размещение предпринимательства

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

на тему:

«Местонахождение и размещение предпринимательства»

МИНСК, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. Факторы выбора местонахождения.

2. Размещение предприятия. Экономическое обоснование.

3. Размещение предприятий оптовой и розничной торговли.

1. Факторы выбора местонахождения.

При рассмотрении вопроса о местоположении необходимо учитывать затраты на поставки сырья и на распределение готовой продукции потребителям. Предпринимательство может рассматриваться как логическая система: поставщики (сырьё и материалы) – процесс производства (готовая продукция) – потребители.

Где конкретно будет расположен производственный процесс между поставщиком и потребителем, зависит в значительной мере от того, что происходит в ходе этого процесса.

Если производственный процесс добавляет вес или количество основного исходного сырья, то, вероятно, он будет расположен ближе к рынку, т.к. затраты на распределение готовой продукции будут относительно выше, чем затраты на поставку сырья (из расчёта на тонно-км).

Например, пивовары и изготовители прохладительных напитков располагаются ближе к рынку, т.к. связаны с источниками воды, добавляемым к сухим ингредиентам.

В хлебопекарной, пивоваренной отрасли и других аналогичных вес готовой продукции превышает вес основного сырья. Сроки хранения продукции резко ограничены - такие предприятия тяготеют к потребителю.

К таким предприятиям относят также предприятия швейные, трикотажные, молочные, мясные и др.

Кроме того, есть малотранспортабельная продукция. Это продукция предприятий строительных материалов. Она малотранспортабельна ввиду значительного веса и объёма и, , требует больших затрат на транспортировку.

Например, транспортные расходы при перевозке кирпича на расстояние 100 км, а песка, щебеня, гравия – на 30-60 км становятся равными издержкам их производства. Поэтому предприятия этой отрасли размещаются и в районах сосредоточения строительства.

Если же производственный процесс сокращает вес или количество исходного основного сырья, то он, вероятно, будет ближе к сырью (например, изготовители сухих пищевых концентратов). На 1 т. сахара – 5-7 т сахарной свеклы, на 1 т масла – 20-25 т. молока.

Однако местонахождение зависит не только от относительных затрат на транспортировку материалов или готовой продукции. Полезно рассмотреть проблему расположения как сеть разнонаправленных сил с помощью схемы 1.

Схема 1

Возможности обеспечения РС

Транспортные возможности



Возможности обеспечения материалов и сырья

Рынки


Местоположение



Возможности обеспечения обслуживания

Правительственные льготы



Оптимальным местонахождением будет то, которое обеспечивает компромисс между преимуществами и недостатками.

Любое решение должно приниматься с учётом перспективы развития технологии, транспорта.

В числе принципиальных факторов, воздействующих на выбор местонахождения предприятия, следует указать:

1) Возможности обеспечения РС (рабочей силой). Существуют трудоёмкие отрасли, требующие относительно больших затрат труда и высококвалифицированных кадров.

Например, выпуск высокоточных и сложных станков и оборудования, приборостроение, электронная промышленность, переработка полимерных материалов. Такие предприятия тяготеют к высокоразвитым индустриальным научным и культурным центрам.

2) Возможности обеспечения сырьём и материалами. Сюда включаются преимущественно материалоёмкие отрасли – металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая и др., которые располагаются вблизи источников сырья.

3) Возможности обслуживания. Производственные услуги: газ, электричество, вода, дренаж, утилизация отходов, энергообеспечение.

К энергоёмким – относится: выплавка алюминия, титана, магния, цветных металлов и др. в больших размерах, потребляющие электроэнергию и топливо.

Утилизация отходов (например, химической промышленности). Общественное мнение о защите окружающей среды. Побочные продукты  к готовому рынку. Отходы производства одной компании могут быть сырьем для другой.

Коммерческие услуги (банковские, рекламные и прочие).

4) Транспортные возможности учитываются, если производятся товары на экспорт или импортируется сырье (близость к аэродрому, железной дороге, водному транспорту).

5) Рынки. Это важно для скоропортящихся грузоёмких и сыпучих товаров, для субпоставщиков поближе к крупным предприятиям, которым они поставляют всю или большую часть продукции.

6) Правительственные льготы (на примере Великобритании).

1. Дотации для новых сооружений и рабочих мест в случае осваиваемого района.

2. Займы на благоприятных условиях.

3. Освобождение от налогов.

4. Доплаты работникам в некоторых регионах.

5. Скидки за обучение определённых категорий работников.

6. Определённые субсидии даются для перевода предприятий или складов на новые территории.

2. Экономическое обоснование размещения предприятия

Задача размещения предприятия состоит в том, чтобы из всех возможных вариантов отобрать наиболее эффективный.

Такая задача решается путём сопоставления и сравнительного анализа технико-экономических и социально-экономических показателей по вариантам размещения и отбора из них наиболее оптимального.

Выявление сравнительной эффективности вариантов размещения требует учёта полных капитальных вложений и себестоимости продукции.

Размер полных капитальных вложений исчисляются по следующим видам затрат:

, (1)

а) затраты на создание ОПФ размещаемого предприятия ();

б) затраты на образование оборотных фондов предприятия ();

в) капитальные вложения в развитие транспорта ();

г) капитальные вложения в развитие сопряжённых отраслей ();

д) затраты на подготовку кадров для вновь строящихся предприятий ();

е) капитальные вложения на создание непроизводственных основных фондов;

ж) затраты на возмещение потерь, вызываемых строительством ().

Себестоимость готовой продукции в районах её потребления складывается из:

1) полной себестоимости выпуска продукции;

2) себестоимости доставки (транспортировки) продукции в районы потребления.

Для расчёта затрат на доставку сырья, топлива, основных материалов и готовой продукции в районы потребления по каждому из сравниваемых вариантов устанавливается вид транспорта, дальность перевозки, возможность загрузки транспорта в обратном направлении, стоимость единицы транспортной работы.

Оптимальный вариант размещения должен обеспечить минимум приведенных затрат:

, (2)

где – полная себестоимость производства промышленной продукции в конкретных условиях соответствующих районов;

– транспортные расходы на доставку готовой продукции до потребителя;

– нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений;

– капитальные вложения, необходимые для создания производственных фондов.

Экономико-математическая модель размещения

Для выбора оптимального варианта размещения предприятий отрасли используется экономико-математическая модель транспортной задачи:

, (3)

где – приведенные затраты на изготовление единицы продукции в i-м пункте или районе размещений;

– затраты на транспортировку единицы продукции из i-го пункта производства в j-й пункт потребления;

– искомый объем поставок продукции из i-го пункта производства в j-й пункт потребления.

При решении задачи должны быть соблюдены следующие ограничения:

1)  0, т.е. объём поставок из i-го пункта размещения производства в j-пункт потребления не может быть отрицательной величиной;

2) , т.е. сумма поставок из всех пунктов размещения производства i во все пункты потребления j не должна превышать объём производства или быть равной ему;

3) , т.е. сумма поставок из всех пунктов размещения в пункты потребления должна быть равна потребности продукции;

4) , т.е. расход сырья на всю продукцию не должен превышать лимита или быть равным ему;

5) , т.е. капитальные вложения на всю продукцию, поставляемую из всех пунктов производства во все пункты потребления, не должен превышать выделенный лимит или быть равными ему.

На основе решения этой задачи производство продукции размещается по всем возможным пунктам таким образом, что общая величина приведенных затрат на выпуск и доставку продукции в пункты потребления будет минимальной.

Приведенная модель не учитывает всего многообразия факторов размещения. Поэтому полученные на основе её решения пункты размещения предприятий должны быть скорректированы с учётом действий, не вошедших в модель факторов, в частности, факторов социального порядка.

3. Размещение предприятий оптовой и розничной торговли

Розничные торговцы стремятся размещать свои точки ближе к населённым центрам. Количество потребителей и их средняя покупательная возможность будут определять размер магазина, а следовательно, и величину инвестиций.

Оптовики снижают свои расходы, размещаясь в сельской местности. Одним из наиболее интересных моментов развития розничной торговли является появление «гипермаркетов», часто размещённых на окраинах городов.

Этот тип торговли обеспечивает значительную экономию, но его недостатком является зависимость от той части населения, которая владеет автомобилями.

Это же относится к придорожному сервису (питание, гостиницы и т.д.). Размещая предприятие в пригороде, обычно привлекают квалифицированную РС из города и неквалифицированную – из сельских районов.

Розничная торговля – деятельность, связанная с продажей товаров и услуг конечным потребителям для их личного использования. Это заключительный этап каналов товародвижения.

Розничная торговля многообразна по своим формам. Она осуществляется через магазины, различающиеся по характеру собственности, по стратегии (часы работы, месторасположение, ассортимент, обслуживание, уровень цен и т.п.), и минуя магазины (немагазинная розничная торговля).

Немагазинная форма представлена торговыми автоматами, торговлей вразнос (прямые продажи на дому с непосредственным контактом продавца и покупателя), и прямым сбытом (на основе заказа по почте или телефону и доставки товара по почте).

Персональные продажи – стимулирование покупки в результате личного контакта торгового агента с покупателем.

Оптовая торговля – деятельность по перемещению товара от производителя к потребителю, который использует его в производственных целях, или к предприятию, приобретающему его с целью перепродажи.

В оптовой торговле действуют предприятия трёх категорий участников:

1) оптовые предприятия производителей;

2) коммерческие оптовые организации (оптовики-купцы);

3) агенты и брокеры.

В случае наличия у производителя предприятий оптовой торговли операции между ним и покупателем осуществляются без участия независимых посредников.

1) Предприятия оптовой торговли производителей могут быть двух видов: сбытовые отделения и сбытовые конторы.

Сбытовые отделения (филиалы) не только реализуют товары, но и хранят их, имея соответствующие условия.

Сбытовые конторы в отличие от отделений не занимаются хранением продукции и поэтому располагаются в производственных помещениях или вблизи рынка.

Коммерческие оптовые организации – независимые торговые предприятия, которые приобретают вместе с продукцией право собственности на неё. Это самая многочисленная группа оптовиков, которая осуществляет основную долю операций.

Среди коммерческих оптовых организаций выделяются оптовики с полным обслуживанием и оптовики с ограниченным обслуживанием (предоставляющие более узкий круг услуг).

Оптовики с полным обслуживанием предоставляют своим поставщикам и клиентам такие услуги, как хранение товарных запасов, их доставка, установка и ремонт проданного оборудования, предоставление продавцов, кредитование, оказание содействия в области управления, исследований, планирования и т.п.

Размещение коммерческих оптовых организаций связано с предоставляемыми ими услугами. Если количество услуг небольшое, то они могут тяготеть по расположению к производителям. Если же установка и ремонт оборудования и др. услуги, то к потребителю.

Агенты и брокеры в отличие от коммерческих оптовых организаций не получают вместе с товаром право собственности на него. Они выполняют посреднические функции по купли-продажи за комиссионное вознаграждение (обычно от 2 до 6 % от цены товара). Агенты используются на постоянной основе, брокеры – на временной.

Коммерческие оптовики, агенты и брокеры специализируются по типу предлагаемого товарного ассортимента или типу обслуживаемых клиентов и размещаются соответственно.

Тенденцией развития оптовой торговли в современных условиях является возрастание роли коммерческих оптовых организаций и снижение значения оптовых предприятий производителей, агентов и брокеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Гуманитарное знание, 2006.

3. Рыночная экономика. Основы бизнеса. Т. 2, ч. 1 / Под ред. А.Д.Смирнова. – М.: Соминтэк, 2000.