Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности (работа 2)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра «Управление персоналом и новые

информационные технологии в управлении»

Пояснительная записка

к курсовому проекту на тему

«Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности »

Студент ____________

подпись, дата

Специальность _____062100______

Отделение _____дневное___

Работа защищена «­___»_________200_4_

Оценка ___________

Руководитель работы_________ _______________

подпись, дата инициалы, фамилия

Члены комиссии _________ _______________

подпись, дата инициалы, фамилия

_________ _____________

подпись, дата инициалы, фамилия

Москва

2006

Задание на курсовой проект

Отделение ____дневное___ Специальность __062100_

    Тема курсового проекта: «Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности»

    Срок предоставления проекта к защите «__»____200_

    Исходные данные для проектирования___________________________

_______________________________________________________________

    Содержание пояснительной записки:

Введение

Глава 1.

1.1.

1.2.

1.3.

Глава 2.

2.1.

2.2.

Заключение

Список литературы

    Перечень графического материала:_______________________________

________________________________________________________________

Руководитель работы ___________ _________________

подпись, дата инициалы, фамилия

Задание принял к исполнению_______ «___» _____________200_

подпись

План

Введение

Глава 1

Бизнес планирование на предприятие

1.1. Функции и принципы планирования на предприятии

1.2. Этапы разработки бизнес-плана

1..3. Процесс и организация планирования на предприятии

Глава 2

Методика составления разделов бизнес-плана

2.1. Меморандум предприятия, резюме, описание отрасли

2.2 Характеристика и выбор деятельности предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1

Бизнес планирование на предприятие ………………………...…………….5

1.1.

Функции и принципы планирования на предприятии ……………………..7

1.2.

Этапы разработки бизнес-плана ………………………………………………8

1..3.

Процесс и организация планирования на предприятии …………………….13

Глава 2

Методика составления разделов бизнес-плана……………………………….15

2.1.

Меморандум предприятия, резюме, описание отрасли ……………………..15

2.2

Характеристика и выбор деятельности предприятия ……………………….18

Заключение …………………………………………………………………….19

Список использованной литературы …………………………………………21

Введение

Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышение его степени, который уменьшает неопределённость или энтропию в данном случае системы предпринимательства.

Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий: крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое1 самопланирование, но и детальная разработка оперативных2 планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Он также даёт возможность:

    определить пути и способы достижение поставленных целей;

    максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

    предотвратить ошибочные действия;

    отследить новые тенденции в экономике, технике и технологи и использовать в своей деятельности;

    доказать и демонстрировать обоснованность, надёжность и реализуемость проекта;

    смягчить влияние слабых сторон предприятия;

    определить потребность в капитале и денежных средствах;

    своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

    полнее использовать инновации в своей деятельности;

    объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

    обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

Одновременно план является руководством к действию и исполнению. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путём корректировок соответствующих показателей.

Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями даёт возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учёте не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организованна различным образом:

    самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;

    командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;

    сторонней специализированной компанией за определённую плату.

В каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в качественном и особенно количественном отношении – ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.

Глава 1

Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности.

В самом общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

    рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;

    развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;

    документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

    результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.

Схема 1.1 Назначение бизнес-плана и его основные элементы

[источник №1 в списке литературы]

Что делать?

Оценка затрат ресурсов и финансовых результатов



Оценка современного состояния предприятия (ситуация)


Бизнес-план

Способы достижения цели



-Внешняя макро - и микросреда

- Внутреннее состояние и возможности

-инвестиции

-инновации

-менеджмент

-маркетинг


Направ. развития

(желаемое состояние)


Что производить?

(товары, услуги)

-миссия

-цели и задачи

-основные параметры

-преимущества


Сколько производить?

(размер производства)


Как производить?

(техника, технологии, организации, ресурсы)

Для кого производить?

(потребители)


Какая доходность проекта? (прибыльность, окупаемость затрат)


1.1. Функции и принципы

планирования

на предприятии.

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

    Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

    Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.

    Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

    Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.

    Безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий.

    Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.

    Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки.

    Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.

    Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).

      Этапы разработки бизнес-плана.

Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея – форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.

Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил – желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества (схемы 1.2. и 1.3[источник №3 в списке литературы]).

Схема 1.2 Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане.

идея

Бизнес-план

Социальное развитие.


Сбыт товаров (услуг)


Рынок (товар)


Предприниматель: анализ и разработка


техника

Система партнёрских связей


технологии


Ресурсы

Организации и управление производством


Схема 1.3. Основные субъективные факторы возникновения предпринимательских идей

Мотивация идей предпринимателя.


Радость творчества

Удовлетворение (неудовлетворение) своим положением

Ценность своей личности

Радость риска

эгоизм

Свобода и независимость

Постоянному обновлению производства

Специальные:

Престиж, уважение и самоуважение, признание.

Политические:

Власть и господство, влияние

Интеллектуальные:

Самовыражение- реализация личного потенциала, рост, саморазвитие

Психологические:

Комфорт в общении, внимание окружающих

Физиологические:

Высокий уровень потребления жизни.

Успеху

Достижением в процессе соревнования с соперниками

Славе, богатству

Новым знаниям


Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя

Удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем – в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).

Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (таблица 1.1.).

таблица 1.1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане.

№ п\п

Наименование фазы

Основание содержание

1.

Поиск новой идеи и

факторы ее возникновения.

Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п.

2.

Анализ потенциальной и

реальной ценности идеи

Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и

социальных возможностей реализации идеи (потребность)

в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель)

3.

Оценка риска

Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь.

4.

Разработка бизнес-плана проекта

План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д.

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:

Схема 1.4. Этапы формирования бизнес-плана

[источник №1 в списке литературы]

1 этап

Определение миссии

2 этап

Формулирование целей и задач проекта

3 этап

Установление общей структуры бизнес-плана


4 этап

Сбор необходимой информации, разработки нормативов


5 этап

Составление бизнес-плана (процесс планирования)


На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:

    Этика фирмы

    Основопологающие принципы

    Внешний образ фирмы

    Ценности организации

    Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели

    Авторитет предприятия

    Культура предприятия

    Нормы поведения фирмы

Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия.

В системе бизнеса выполняет следующие пять функции:

    Инициативы – сопоставление существующего желаемого состояния фирмы, мотива действий.

    Критерия принятия решения - оценка информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе.

    Инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса.

    Координация – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений.

    Контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (таблица 1.2.).

Показатели

Миссия

цели

1. Временной критерий

Устремлена в будущее, но не имеет

временных определении и не зависит

от текущего состояния

Всегда

предполагает

сроки

их достижения

2. Направленность информации

На внешнюю среду предприятия – на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания.

Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов.

3. Особенности формулировки

Выражаются в общих терминах, и освещает образ предприятия, его марку, стиль и т.п.

Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности

4. Измеримость

Преобладает качественные характеристики и относительный масштаб выражения

В основном количественно измеримы и могут быть однозначным и множественным.

На третьем этапе, после определения миссия, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структуру бизнес плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.

Примерная структура бизнес-плана должна состоять из:

    Меморандум и конфидициальности

    Резюме

    Описание отрасли

    Характеристика предприятия

    Выбор деятельности

    План маркетинга

    Производственный план

    Организационная структура предприятия

    Финансовый план и бюджет предприятия

    Анализ рисков

    Организационный план

    Приложения

Конечно, применительно к конкретному проекту структуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, детализировать.

Четвёртый этап бизнес планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана.

Последний пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.

      Процесс и организация планирования на предприятии.

В практике планирование – это важнейшая функция управления. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:

    Определение целей планирования – желаемого состояния предприятия и его положения на рынке

    Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планового периода

    Поиск альтернатив – выявление возможных вариантов развития по различным сценариям

    Определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объёмов производства и др.

    Оценка – проведение оптимизационных расчётов и обоснование экономических показателей

    Оформление плана в виде единого документа

При организации разработки бизнес-плана предварительно определяются:

    Объекты планирования – предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий.

    Разработчиков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определённая их комбинация.

    Порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект.

    Методы планирования – обычные традиционные приёмы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.

Глава 2

Методика составления разделов бизнес-плана

При обосновании положении положений бизнес-плана целесообразно:

      Акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому представляет интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнером или другим внешним потребителям.

      Представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана.

      Аргументировать все расчёты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.

Бизнес план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:

    Наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»

    Метод подготовки плана

    Авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны

    Имена и адреса учредителей

    Назначение бизнес-плана и его пользователя

После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

2.1. Меморандум конфиденциальности, резюме, описание отрасли.

Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использование ее исключительно в интересах фирм, представивший проект.

Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:

    Идеи, цели и суть проекта

    Особенности предполагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов

    Стратегии и тактика достижения поставленных целей

    Квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров

    Прогноз спроса, объёмы продаж товара (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.)

    Планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования

    Ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат

    Основные факторы успеха – описание способов действий и мероприятий.

Описание отраслианализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:

    Её сырьевой базы

    Сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нём

    Потенциальных клиентов их возможности

    Региональной структуры производства

    Основных фондов и их структуры

    Инвестиционных условий

Анализ инвестиционный привлекательности сферы бизнеса состоит из трёх этапов:

    многофакторного анализа уровня интенсивности отраслей конкурентности

    Определение стадии развития избранной отрасли

    Непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли

При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а так же производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (схема 2.1.)

Схема 2.1. Основные факторы выбора сферы предпринимательской деятельности.

[источник №1 в списке литературы]

Экономическая конъюнктура

Правовые и экономические ограничения.



Факторы производства

Сферы деятельности


Целесообразность сотрудничества и кооперации

Знание, опыт, умение и способности предпринимателя


Цели бизнеса

Анализ рыночной ситуации

Внешняя и внутренняя среда бизнеса


В любой стране существуют запрещённые сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.).

Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:

    Высокий уровень начального капитала

    Длительный срок окупаемости вложенных средств

    Неопределённость в достижении прибыли (сфера образования и др.)

Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.

Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве – по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из пяти основных видов деятельности (таблица 2.1.)

Вид бизнеса

Основные функции

Организационные формы

Производственный

Производство товаров, работ, оказание услуг

Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании)

Коммерческий

Купля-продажа товаров и услуг

Торговые организации, товарные биржи

Финансовый

Купля-продажа валют, ценных бумаг, инвестирование

Банки, фондовые биржи, финансовые компании, трастовые и др. организации

Посреднический

Оказание услуг

Коммерческие организации

Страховой

Страхование и перестрахование

Страховые компании

В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным способом

2.2. Характеристика и выбор деятельности предприятия.

Полный перечень сведений о компании кроме краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями включает в себя следующие данные:

    Идентификационный номер, код ИНН

    Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО

    Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие

    Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т.д., код ОКАТО

    Подчиненность предприятия – вышестоящий орган, код ОКОГУ

    Вид деятельности (основной), код ОКОНХ

    Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ

    Форма собственности, код ОКФС:

    доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %

    Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов:

    республиканский

    региональный

    Банковские реквизиты

    Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие

    Организационная структура предприятия, дочерние компании

    Фамилия, имя, отчество, телефоны, факсы администрации предприятия

    Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия:

    возраст

    образование

    квалификация

    предыдущие три должности

    срок работы на предприятие

Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги).

Прежде всего, необходимо дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:

    Какую именно потребность он удовлетворяет

    Как реализуется этот товар или оказывается услуга

    Уровень цены и группа покупателей, которой он доступен

    Характеристика спроса на предлагаемый товар

    Каким образом товар продаётся

    Слабые стороны товара

    Каковы постоянные издержки, связанные с производством товара

    Кто должен освоить производство данного товара

    Перспектива смены данного товара другим

Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, а, следовательно, и расчётов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предполагаемого товара.

Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объём продаж, а следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского проекта.

Заключение

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур.

В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определённых структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции – бизнес планирования.

В современной быстроменяющийся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Бизнес планирование – это определённые цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдалённую перспективу.

Бизнес планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Бизнес планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в будущем.

Процесс планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана – непрерывный процесс.

Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления.

Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трёх элементов:

    Понимание общего состояния дел на данный момент

    Представление того уровня, который вы собираетесь достичь

    Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план позволяет решить эти проблемы.

Литература

    М.М. Алексеев, Планирование деятельности фирмы (учебно-методическое пособие), М, Финансы и статистика, 1999

    Н.Ю. Горохов, В.В. Малев, Бизнес-планирование и инвестиционный анализ, М, Филинъ, 1999

    В.А. Горемыкин, Э.В. Бутулов, Планирование на предприятии, М, Филинъ, 1999

    В.А. Горемыкин, Н.В. Нестерова, Энциклопедия бизнес планов, М, Ось-89, 2003

    А.С. Пелих, Бизнес-план или как организовать собственный бизнес, М, Ось-89,2002

1 стратегическое - долгосрочное

2 оперативные - текущие