Безработица в России: причины, формы, последствия, пути преодоления

2


ЦЕНТРОСОЮЗ РФ

Московский университет потребительской кооперации

Дальневосточный филиал

Кафедра экономических дисциплин, менеджмента и кооперации

Курсовая работа

по экономической теории

на тему: «Безработица в России: причины, формы, последствия, пути преодоления»

Выполнила: студентка I курса

_____________________группы

__________________ отделения

______________________________________________________

Проверил: __________________________________________________________________________________

Хабаровск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2

стр.

  1. Общее состояние рынка труда в России

3

стр.

  1. Причины, формы и последствия российской безработицы

9

стр.

  1. Последствия безработицы. Пути преодоления

16

стр.

Заключение

31

стр.

Список использованных источников

33

стр.

ВВЕДЕНИЕ

Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики. Цель достижения высокого уровня занятости важна как с точки зрения позитивной, так и нормативной экономической теории.

С точки зрения позитивной экономической теории, дополнительное количество рабочих мест подразумевает создание большего количества общественного продукта и более высокий уровень удовлетворения материальных потребностей. Экономическая система, которая не полностью использует предлагаемые на рынке ресурсы рабочей силы, функционирует, не достигая границы своих производственных возможностей. Величина общественного продукта, недополученного вследствие существования безработицы может достигать больших значений.

Безработица - наличие в стране людей, которые способны и желают по работать найму, но не могут найти работу по своей специальности с устраивающим их уровнем оплаты трудоустроиться вообще.

К макроэкономическим проблему безработицы относят потому, что:

1) безработица порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны;

2) безработица сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия - не исключение. Угроза всегда стоит за плечами любого наемного работника и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней можно бороться.

Целью данной курсовой работы является анализ общего состояния рынка труда в России, причин возникновения безработицы, выявление ее последствий и определение путей ее преодоления.

1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Как и на любом другом рынке, на рынке труда существуют спрос и предложение. Ценой в данном случае выступает заработная плата, которая опре­деляется соотношением спроса и предложения.

Рынок труда функционирует на основе общих принципов, свойственных рыночной экономике. В то же время рынок труда обладает определенной спецификой, отличающей его от других ресурсных рынков. Конъюнктура рынка труда опре­деляется не только макро- и микроэкономическими фактора­ми, но и социальными, психологическими предпосылками.

Динамика рынка труда зависит от целого комплекса факторов. К основным из них относятся:

1. Демографические факторы, естественное движение населения (родившиеся, умершие, естественный прирост на­селения); продолжительность жизни. Так, например, в Рос­сии естественный прирост в расчете на 1000 человек населе­ния сократился с 5,9 в 1970 г. до - 5,2 в 1999 г., что оказыва­ет определенное влияние на предложение рабочей силы [9].

2. Участие в экономике отдельных демографических и этнических групп трудоспособного населения. В на­стоящее время в России около 90% женщин трудоспособ­ного возраста заняты в экономике. Это также влияет на предложение рабочей силы.

3. Миграция рабочей силы. Под миграцией рабочей си­лы понимается перемещение, переселение трудоспособного населения, вызванное, как правило, причинами экономичес­кого характера. Различают миграцию внутреннюю и внеш­нюю. Внутренняя миграция не влияет на численность насе­ления страны. Она является лишь формой перераспределе­ния экономически активного населения. Напротив, внешняя миграция оказывает влияние на численность населения страны, увеличивая или уменьшая его на величину мигра­ционного сальдо (разница между количеством людей, пере­селившихся за пределы данной страны (эмигранты) и коли­чеством людей, переселившихся в данную страну из-за ее пределов (иммигранты). Например, в США за счет иммиг­рации обеспечивается в среднем 20% прироста населения страны, что сказывается на предложении рабочей силы. В России за последнее время сохраняется положительное ми­грационное сальдо. Оно обеспечивается в основном за счет въезда рабочей силы из Азербайджана, Казахстана, Украи­ны. Выезжают россияне в Германию, США, Израиль.

4. Фаза экономического цикла, состояние экономи­ческой конъюнктуры. Фаза подъема сопровождается спросом на рабочую силу. Замедление темпов экономического роста приводит к падению спроса на рабочую силу.

5. Научно-технический прогресс. С одной стороны, внедрение достижений НТП приводит к росту спроса на рабочую силу (обслуживание компьютерной техники, электронного оборудования), а с другой — к падению и даже исчезновению некоторых профессий (машинистка).

Эффективное функционирование рынка труда требует определенных предпосылок:

  • отсутствия административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях;

  • свободного передвижения рабочей силы по террито­рии страны;

  • наличия реального рынка жилья.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безрабо­тицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с пре­дотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работ­ников для сохранения рабочих мест: обучение, переподготовку и по­вышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и под­бор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);

организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального посо­бия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу не­дорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.

В зависимости от степени развития рыночных отношений раз­личают неразвитый (частичный), теневой (нерегулируемый), регули­руемый и организованный рынки труда.

Неразвитый, или частичный, рынок труда имел место в социа­листической системе хозяйствования, поскольку фактор реализации спроса и предложения рабочей силы существовал в весьма ограни­ченных рамках.

Теневой, или нерегулируемый, рынок труда подразумевает та­кую систему производственных отношений, при которой системати­чески и сознательно нарушаются соответствующие государственные законодательные и нормативные акты, происходит постоянное несо­блюдение прав человека с целью избежания налогов и контроля со стороны государства и получения сверхприбылей.

Регулируемый рынок формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости до­говорных отношений как коллективных, так и индивидуальных.

Организованный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государствен­ная политика занятости рассматривается в качестве приоритетной со­ставляющей экономической политики и тесно увязана с другими на­правлениями экономической, технической и социальной политики го­сударства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необхо­димой социальной помощи.

Одним из видов структуризации рынка труда является его раз­деление по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают:

  • рынок труда молодежи. Для него характерны высокая мобиль­ность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы;

  • рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая эконо­мическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения;

  • рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных спо­собностей.

Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников, сельхозпроизводителей и др.

Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо за­щищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени. Под гибкими формами занятости понимаются:

  • занятость с различными режимами неполного рабочего вре­мени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых про­должительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах;

  • занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по крат­косрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

  • занятость с нестандартными рабочими местами, в основном это так называемый надомный труд или выполнение производственного задания в домашних условиях;

  • самозанятость граждан. Это такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных тру­довых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые тру­дятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

Помимо ранее рассмотренных видов занятости в государствен­ном и частном секторах экономики, новым явлением в сфере занято­сти населения последних лет является деятельность в неформальном секторе экономики. Под этим подразумевается экономическая дея­тельность граждан, которые не платят налогов и которые трудятся в незарегистрированных хозяйственных структурах. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокуп­ность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, само­стоятельно занятых производителей. Многие из них используют труд членов семьи, нескольких наемных работников или учеников. В раз­вивающихся странах вклад неформального сектора во внутренний ва­ловой продукт колеблется от 5 до 35%, здесь трудится от 30 до 50% занятых городских граждан. Внутри неформального сектора можно выделить следующие, наиболее известные разновидности профессио­нальной занятости: частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой техники, пошив одежды, «челночный» биз­нес, мелкая торговля.

Анализ изменения числа занятых в России по отраслям экономики в 2000 году показывает их увеличение по 0,1 млн. чел в сельском хозяйстве, в бытовом обслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в об­разовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, а также в сфере финансов, кредитовании и страховании.

В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа занятых на 0,6 млн. чел, в основном в промышленности, а так­же на транспорте и в связи.

Наблюдается дальнейшее увеличение числа занятых в негосу­дарственном секторе экономики с 62,2% в 1999 году до 66,7% в 2000 году и, соответственно, сокращение занятых в государственном секто­ре - с 37,8% до 33,1% .

Анализ ситуации на рынке труда России в 2000 г. свидетельст­вует, что из-за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития (дальнейшего падения объемов про­мышленного производства и снижения инвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.

Происходило увеличение масштабов неполной занятости, при которой часть населения вынуждено работала меньше установленной продолжительности рабочего времени. Ежемесячно на крупных и средних предприятиях в режиме неполного рабочего времени труди­лось свыше 3 млн. чел, что в 1,5 раза превысило данный показатель в 1999 г.

2. ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РОССИЙСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Состояние рынка труда непосредственно сказывается на уровне жизни населения того или иного региона, поскольку высокая безработица означает, что значительная часть населения лишается стабильных источников получения доходов (за исключением минимальных пособий по безработице).

При анализе рынка труда наиболее часто используется уровень зарегистрированной (официальной) безработицы, который представляет собой отношение числа зарегистрированных Федеральной службой занятости РФ безработных к общей численности трудоспособного населения. Абсолютные значения этого показателя следует использовать лишь в качестве ориентира, так как далеко не все безработные регистрируются, далеко не все зарегистрированные безработные реально ищут и готовы приступить к работе и далеко не все трудоспособное население является экономически активным. Скрытая безработица выражается в неполной занятости работников и является специфически российским (постсоветским) механизмом удержания рабочей силы в сложное время, избегая увольнений. Взятые вместе, открытая (зарегистрированная) и скрытая безработица формируют общий уровень безработицы, который и определяет положение дел на региональных рынках труда.

Зарегистрированная безработица

Географически ареал наиболее высокого уровня зарегистрированной безработицы охватывает регионы Европейской части страны к северу и востоку от Москвы, а также ряд областей Поволжья и республик Северного Кавказа. В целом ситуация несколько лучше в южной и западной части страны. Это связано со структурными особенностями (низкий уровень официальной безработицы на селе), а также значительным притоком мигрантов и беженцев (которые в большей степени увеличивают трудоспособное население, чем численность зарегистрированных безработных).

Группу наиболее проблемных с точки зрения официальной безработицы регионов образуют области и республики к востоку от Москвы - это и печально известные Владимирская, Ивановская и Кировская области, и республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия. С добавлением менее динамично "развивающихся" Костромской и Ярославской областей этот ареал вырисовывается еще лучше. Кроме того, появляется второй ареал неблагополучия - на востоке Кавказа, включающий Калмыкию и Дагестан. При этом в различных регионах официально зарегистрированная безработица имеет разный генезис: если в старо промышленных областях центральной России она вызвана структурным кризисом (депрессией), то в Северо-Кавказских республиках - общей (хронической) трудоизбыточностью.

Безусловный позитивный лидер как по уровню, так и по динамике официальной безработицы - это столица, где существуют большие возможности по трудоустройству в альтернативных секторах экономики (в первую очередь, в сфере услуг). Аналогичная ситуация воспроизводится и на региональном уровне. Как правило, в областном (краевом, республиканском) центре уровень зарегистрированной безработицы заметно ниже, чем в других городах региона. В наибольшей же степени страдают от безработицы малые и средние города, экономически слаборазвитые районы. Например, в середине 1995 г. самый низкий в Ярославской области уровень зарегистрированной безработицы (около 4,4%) сложился именно в областном центре - крупном городе с диверсифицированной сферой приложения труда. Во втором по значению промышленном центре области - г. Рыбинске - он достигал 10%, а в ряде периферийных районов - 13%.

Особый феномен - сельская безработица. Официально в середине 1999 г. ее уровень лишь слегка превышал городскую безработицу и составлял 2,8%. Однако региональные различия были весьма велики, в некоторых областях Нечерноземья она достигает 7-9% (Ярославская, Ивановская, Псковская области). Повышена она и в Предуралье, и во многих автономиях. На уровне безработицы в сельской местности сильно сказывается ситуация в областных городах, степень развитости маятниковых трудовых миграций. Вычленить собственно сельскую безработицу можно только в периферийных районах, удаленных от городских мест приложения труда. Именно в таких районах она особенно высока. Например, в полностью сельском Некоузском районе Ярославской области, удаленном от областного центра на 150 км, официально фиксируемый службой занятости района уровень безработицы на селе составлял летом 2000 г. 11%.

Причины сельской безработицы различны. Попытки выжить вынуждают некоторых председателей опираться на надежных и малопьющих работников, что неизбежно ведет к резкому сокращению штатов. Некоторые сами уходят из колхозов или АО, так как зарплата там мала и нерегулярна. В любом случае это феномен парадоксальный, поскольку большинство сельских безработных - это люди, ведущие то же личное хозяйство и часто живущие на доходы от него, которые порой значительно превышают пособие по безработице. Таким образом, тезис о нехватке работников на селе явно не соответствует действительности. Статистический анализ показывает, что наибольшие региональные различия в официальном уровне безработицы по регионам РФ имели место в самом начале реформ (в январе - марте 1998 г.); уже к лету того же г. контрасты несколько сгладились. Следующий пик межрегиональных различий пришелся на осень 1993 г., однако уже весной 1999 г. наметилась некоторая стабилизация этого показателя. Таким образом, в последнее время наметилась хотя и слабая, но постоянная тенденция снижения межрегиональных различий в уровне официальной безработицы. Отмечена определенная связь между уровнем безработицы и отраслевой структурой занятости в промышленности (по данным за 2000 г.).

В целом официально регистрируемая безработица в России имеет тяготение к ареалам сосредоточения легкой промышленности, а также машиностроения и металлообработки, уровень ее ниже в регионах с развитой черной и цветной металлургией. Динамика значений соответствующих коэффициентов корреляции неодинакова: прямая связь уровня безработицы с долей занятых в легкой промышленности растет (0,19 в 1998 г., уже 0,36 в 1999 г. и 0,37 в 2000 г.), с долей машиностроения - неустойчива (0,21; 0,28 и 0,25), обратная с долей черной металлургии - усиливается (-0,21; -0,22 и -0,26), обратная с долей цветной металлургии - неустойчива (-0,14; -0,21 и -0,17). Официально регистрируемая безработица все более уходит из крупных регионов (коэффициент корреляции между уровнем безработицы и численностью занятого населения составлял -0,26 в 1998 г., -0,32 в 1999 г. и -0,38 в 1-ой половине 2000 г.). Вероятно, это связано с большим спектром социальных ролей, который характерен для крупных регионов, а значит, и с возможностью трудоустройства в альтернативных секторах экономики. Уровень безработицы и спад промышленного производства имеют ожидаемую, хотя и неустойчивую во времени положительную связь (соответствующие значения коэффициента корреляции - 0,27 в 1998 г., 0,19 в 1999 и 0,35 в 2000 г.) Высокий уровень официально регистрируемой безработицы, как правило, отмечается в более бедных регионах. Однако корреляционная зависимость между уровнем безработицы и покупательной способностью доходов невелика (значения коэффициентов корреляции: -0,26 в 1998 г., -0,31 в 1999 и -0,28 в 2000 г.)

Скрытая безработица.

Два наиболее характерных проявления скрытой безработицы - перевод работников на неполный рабочий день (неделю) или отправление их в отпуска (именуемые вынужденными или отпусками по инициативе администрации) без сохранения, с полным или частичным сохранением заработной платы. Они имеют довольно сходную картину распространения (коэффициент корреляции между долей занятых неполный рабочий день и долей работников в вынужденных отпусках составил 0,69 для 1999 г. и 0,66 для первого полугодия 2000 г.).

В 1994 г. вынужденные отпуска использовались практически повсеместно в средней полосе Европейской части страны и очагами - в Сибири и на Дальнем Востоке. Как правило, чем выше доля вынужденных отпусков, тем чаще они применяются с сохранением или частичным сохранением заработной платы (коэффициент корреляции для 1-ой половины 1995 г. составляет 0,46). Крупнейший ареал распространения перевода работников на неполный рабочий день (неделю) - это территории к востоку и юго-востоку от столицы, в особенности Волго-Вятский экономический район, Урал и Поволжье, обширные территории южной Сибири. В целом скрытой безработицы почти нет на крайнем севере и северо-востоке России, в регионах нового освоения и на Северном Кавказе, а наиболее сложная ситуация - в старопромышленных регионах европейского центра. В аграрных регионах со слабой промышленностью и небольшими предприятиями скрытая безработица, очевидно, не регистрируется, тем более что у работников есть возможность хоть как-то себя обеспечить во время простоев предприятий личным подсобным хозяйством. На Севере же проявления скрытой безработицы сдерживаются высокой ценой содержания работников. В целом: чем ниже уровень скрытой безработицы в данном регионе, тем дальше к северу, востоку или югу от центра он расположен. Практически нигде восточнее Урала (кроме Еврейской АО) уровни скрытой безработицы и вынужденных отпусков одновременно не поднимаются выше среднероссийской величины (относительно часто здесь практикуется лишь перевод работников на неполный рабочий день). Анализ показал, что в региональной динамике скрытой безработицы можно выделить три временных этапа. Так, в 1993 г. перевод работников на неполный рабочий день был довольно малораспространенным явлением с весьма значительными контрастами между регионами. Руководство предприятий гораздо чаще использовало вынужденные отпуска (8,6%), и это явление было более однородным по России (вариация - 32%). В 1994 г. наблюдался всплеск активности в использовании неполного рабочего дня (недели) с одновременным сокращением межрегиональных различий. Вынужденные отпуска также начинают практиковаться более широко, но межрегиональные различия в их использовании снижались не столь резко. В первом полугодии 1995 г. наблюдается серьезный (в 2-4 раза) откат в использовании обоих форм искусственного поддержания занятости. При этом обе формы становятся практически равнозначны как по среднероссийскому масштабу использования (3,9% и 3,7%), так и по региональной вариации их применения (42% и 39%). В результате в 1995 г. неполный рабочей день как форма сохранения занятости использовался в полтора раза чаще, чем в 1993 г., а вынужденные отпуска - напротив, в два раза реже. При этом применение неполного рабочего дня стало более однородным в территориальном разрезе, тогда как вынужденных отпусков - более контрастным.

Общая безработица.

Уровень общей (официальной плюс скрытой) безработицы определяет ситуацию на региональных рынках труда. Четыре области, три из которых смежные и находятся в самом центре России, характеризуются катастрофическим положением с безработицей - это Ивановская (895% от средне российского уровня), Владимирская (568%), Ярославская (550%) и Кировская области (412%). В целом ситуация с безработицей к востоку от Урала более благополучная, чем к западу от него, а в г. Москве и Якутии - абсолютном рекордсмене по отсутствию безработицы - уровень общей безработицы не превышает 1/10 средне российского показателя.

Связь между официальной и скрытой безработицей неуклонно уменьшается со временем (снижение значений соответствующих коэффициентов корреляции с 0,44 в 1998 г. до 0,37 в 1999 г. и до 0,34 в 1-ой половине 2000 г.). В 1997 г. официальная безработица коррелировала с неполной занятостью и вынужденными отпусками на уровне 0,41; в 1998-99 гг. связь с неполной занятостью снизилась до 0,27-0,23, в то время как с вынужденными отпусками практически стабилизировалась (0,37 и 0,41).

Не удалось обнаружить статистически значимой связи между тенденциями изменения уровня официальной и скрытой безработицы в 1998/97 и 1999/98 гг. (коэффициент корреляции составляет -0,05) и -0,08 для сдвигов 1999/97 гг. Таким образом, краткосрочные изменения со скрытой безработицей в региональном разрезе никак не влияют на уровень безработицы официальной.

В целом безработица в России в наибольшей степени поразила (как в открытой, так и в скрытой форме) наиболее экономически и промышленно развитые регионы с преобладанием легкой промышленности и машиностроения (в первую очередь оборонного). Она не столь характерна для северных, слаборазвитых и/или аграрных регионов. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда складывается в г. Москве; на региональном уровне областные (краевые, республиканские) центры также, как правило, находятся в относительно более благополучном положении, чем другие промышленные центры и периферийные районы.

3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулиро­ванию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содей­ствие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.

Государство также предоставляет безработным гражда­нам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдель­ных категорий граждан, в частности инвалидов.

Современное государственное регулирование рынка тру­да включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.

Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством кривой Филлипса.

Английский экономист О. Филлипс, используя эмпири­ческие данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нели­нейную зависимость между уровнем безработицы и зара­ботной платой. Чем выше безработица, тем меньше при­рост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.

Ip , %

8

6

4

2

0 2 4 6 8 Lue,%

Ip – среднегодовой темп роста цен;

Lue – уровень безработицы, %.

Рис. 1 Кривая Филлипса

Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской тео­рии инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кри­вой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило мно­гих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не яв­ляется надежным регулятором в экономике.

Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Подавляющее большинство промышленно развитых стран с со­циально ориентированной рыночной экономикой главной целью в об­ласти политики занятости провозглашают активную политику, на­правленную на содействие полной, продуктивной и свободно избран­ной занятости.

Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

B развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда вы­ступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные ор­ганы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работода­теля на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования инте­ресов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

  • развитие людских ресурсов для труда;

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;

  • обеспечение социальной защиты в области занятости населе­ния, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспе­чению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномочен­ного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в ко­торых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиаци­онных аварий и катастроф);

  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более од­ного года) безработицы;

  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  • сочетание самостоятельности органов власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении за­нятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;

  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно - структурную политик, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

  • обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Феде­ральной целевой программой содействия занятости населения, основ­ными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления:

  • формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стаби­лизацию;

  • повышение качества и конкурентоспособности работников;

  • развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

Механизм государственного регулирования занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путем составле­ния и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

Успешное функционирование рынка труда во многом за­висит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руко­водство государственной службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в об­ласти труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и перепод­готовки кадров, демографической, молодежной и миграци­онной политики. В его систему входят соответствующие ми­нистерства республик в составе Российской Федерации, уп­равления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реа­лизации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.

Специальным органом трудоустройства в России явля­ется Федеральная государственная служба занятости.

Основные направления деятельности государственной службы занятости в России:

  • анализ, прогнозирование спроса и предложения на ра­бочую силу и информация о состоянии рынка труда;

  • ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдель­ных категорий граждан, в частности инвалидов.

  • информирование обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой;

  • оказание помощи гражданам в выборе подходящей ра­боты;

  • организация профессиональной подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости и других учебных центрах;

  • оказание услуг в профессиональной ориентации и тру­доустройстве высвобожденным работникам и другим кате­гориям населения, в обеспечении регистрации безработных;

  • оплата стоимости профессиональной подготовки, пе­реподготовки граждан, трудоустройство которых требует по­лучения новой профессии (специальности), а также предо­ставление им стипендии на весь период обучения;

  • выдача гражданам пособий по безработице и приоста­новление их выплаты;

  • установление надбавок к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Для реализации указанных выше функций государст­венной службе занятости предоставляются следующие пра­ва:

  • запрос у работодателей, предприятий информации о предполагаемых организационных мероприятиях, в итоге которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе;

  • направление работодателям при наличии у них ва­кантных рабочих мест граждан, желающих найти работу;

  • разработка и внесение на рассмотрение местных ор­ганов власти управления предложений об установлении для работодателей минимального количества рабочих мест для граждан, которые нуждаются в особых мерах социальной защиты и испытывают серьезные затруднения в трудоустройстве;

  • по договоренности с работодателями и от их имени заключение с гражданами договора о трудоустройстве, при необходимости оплата им за счет средств работодателей стоимости проезда, суточных за каждый день нахождения в пути, а также выдача им пособия при переезде на новое место жительства и работы;

  • направление безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

  • оказание материальной помощи семьям безработных (ст. 27 Закона о занятости).

Необходимо отметить, что в нашей стране роль государствен­ной службы занятости в трудоустройстве населения за по­следние несколько лет возросла. В 2000 г. органами госу­дарственной службы занятости было трудоустроено 52,3% от числа обратившихся граждан против 29,7% в 1999 г. Го­сударственной службой занятости была выявлена потреб­ность в работниках, заявленных предприятиями и органи­зациями, в размере 369,4 тыс. чел.

Для финансирования мероприятий, связанных с обеспе­чением занятости, создается государственный фонд за­нятости населения. Этот фонд образуется за счет обяза­тельных отчислений работодателей, средств республикан­ских и местных бюджетов и добровольных взносов граж­дан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости. Государственный фонд занятости отно­сится к внебюджетным социальным фондам.

Допускается возможность оказания платных услуг в со­действии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, вы­даваемой местной администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ. Под общественными работами понимаются общественные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную значимость. Их организу­ют местные органы власти по предложению службы занятости.

Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, име­ющих длительный перерыв в работе.

Виды и объем общественных работ определяются мест­ными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в стро­ительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных комму­никаций, некоторые виды неквалифицированных сельско­хозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.

Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор меж­ду органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемы­ми службой занятости для участия в общественных работах.

Трудовой договор, регулирующий общественные работы, является срочным.

Общественные работы оплачиваются. Оплата труда про­изводится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, со­храняется право на получение пособия по безработице. Фи­нансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с раз­ными режимами труда;

  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольне­ния или необоснованного отказа в приеме на работу;

  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудо­устройстве при посредничестве органов службы занятости.

Гражданам, получившим статус безработного, государство га­рантирует:

  • бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональ­ную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-, правлению органов службы занятости;

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безра­ботице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

  • компенсацию в соответствии с законодательством Российской федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы заня­тости;

  • бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освиде­тельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

  • возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, орга­низуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске ра­бочего места (молодежь после окончания школы и других учебных заведений, домохозяйки, лица предпенсионного возраста, граждане, вышедшие из мест лишения свободы, пенсионеры и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии, в частности путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных специализированных рабочих мест, уста­новления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления ус­луг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.

Для лиц, которые высвобождаются из организаций в связи со­кращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жи­лищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, рабо­тающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воен­ной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, кото­рая осуществляется органами службы занятости.

Так, пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в %-ном отношении к среднему заработ­ку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту рабо­ты, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безрабо­тицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с пол­ным рабочим днем (неделей). В этом случае величина пособия по без­работице начисляется:

  • в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их сред­немесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за по­следние три месяца по последнему месту работы (службы);

  • в следующие четыре месяца - в размере 60%;

  • в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не ниже ус­тановленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Рос­сийской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Аналогичные размеры пособия по безработице начисляются ли­цам, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и при­знанным в установленном порядке безработными.

Пособие по безработице во всех иных случаях, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безра­ботицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяца.

Граждане, которые подверглись воздействию радиации вследст­вие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и при­знаны в установленном порядке безработными, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в размере от 50 до 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, в зависимости от степени зараженности зоны проживания.

Если у безработного находятся на иждивении лица, то размер пособия по безработице увеличивается наполовину минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины уста­новленного законом минимального размера оплаты труда. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера посо­бия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей. Из общей численности безработных, примерно 50% имеют иждивенцев и получают соответствующие доплаты к пособиям.

В качестве одного из эффективных направлений поддержки до­ходов безработных граждан явилось дотирование путевок детям без­работных в лагеря отдыха и оздоровительные учреждения. Преимуще­ственным правом на получение этих средств пользовались безработ­ные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители. Так, только на прове­дение летней оздоровительной кампании было израсходовано около 4,0 млрд. руб., что позволило организовать отдых и лечение почти для 11 тыс. детей безработных.

Возраст граждан во многом влияет на успех трудоустройства. Для лиц предпенсионного возраста такие возможности существенно ограничены, что предполагает необходимость направления этих граж­дан. при условии их согласия, на досрочную пенсию.

Наиболее перспективным направлением государственной социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, считается системати­ческое профессиональное обучение населения, что является составной частью активной политики занятости. Проведение широкого круга учебных мероприятий способствует улучшению качества работников и развитию конкурентоспособности неработающего населения путем по­вышения их квалификации, переподготовки и обучения новым про­фессиям, исходя из ситуации на рынке труда.

Федеральной службой занятости России разработана «Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», ко­торая позволяет расширять масштабы и качество профессионального обучения.

Изучение условий выплаты пособий по безработице в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что более чем в 80% стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осу­ществляется на основе систем страхования по безработице. Это нахо­дится в соответствии с рекомендацией МОТ № 67, где говорится, что «пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери зара­ботка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей».

Как правило, национальные законодательства различных госу­дарств определяют следующие условия, дающие право на получение пособия по безработице: вынужденный характер безработицы; способ­ность данного лица заниматься трудовой деятельностью; готовность согласиться на предлагаемое рабочее место; активный поиск работы. Ранее системы страхования по безработице охватывали только лиц наемного труда, но в настоящее время наблюдается тенденция к рас­ширению категорий населения, включая лиц, которые работают не по найму, занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Основ­ным необходимым условием является уплата страховых взносов.

В большинстве развитых государств фонды страхования по без­работице формируются в основном путем взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так до последнего времени в Германки из того и другого 'источников отчис­лялось по 3,15 %; в Канаде - 3,29 % из фонда оплаты труда предпри­ятий и 2,35 % с заработной платы работников; во Франции предпри­ятия платят 4,2 % от величины фонда оплаты труда, а работники -2,31 % от получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости формировался только за счет предприятий в размерах 2,18 и 1,6 % соответственно.

Активное участие в формировании фондов защиты от безрабо­тицы в ряде стран принимает государство. Так, в Японии государство покрывает 25-33% расходов на пособия по безработице. В других странах величина участия государства в расходах на страхование по безработице характеризуется следующими цифрами: Великобритания - 13%, США - 18%, Франция - около 35%, Швеция - в пределах 40%. В Российской Федерации в 1999-2000 годах государственная политика занятости проводилась в основном за счет средств государ­ственного фонда занятости населения Российской Федерации, который формировался и формируется за счет средств предприятий (отчислений 1,5 от фонда оплаты труда), незначительных штрафных санкций и небольшой финансовой поддержки, которая была оказана службе занятости бюджетами некоторых регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость для любой страны стремиться к сокращению безработицы порождается рядом причин.

Во-первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо и при этом - даже не работая - человек должен иметь возможность потреблять жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат дальнейшему развитию экономики страны - они просто проедаются и это большая беда.

Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь самый минимум средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и сам служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Этот порочный круг крайне опасен - с каждым оборотом разомкнуть его становится все труднее.

В-третьих, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свою семью и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.

К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого могут быть использованы различные методы, например, организация переобучения безработных, поощрение индивидуального предпринимательства и т. д. Но повторим вопрос: "Можно ли победить безработицу полностью?" Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под такой победой, а точнее - какой смысл имеет для нас слово "полностью".

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука в конце концов пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы - явление нормальное и не представляют собой угрозы для экономического роста страны. Более того, без них такое развитие просто невозможно. Ведь если на рынке труда нельзя найти незанятых работников, то как создавать новые фирмы или расширять производства тех товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций, безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе (в Древнем Риме, где родилось слово "стимулус", им обозначали заостренную палку, которой вьючных ослов кололи в зад, чтобы они шли быстрее). Поэтому полная занятость - как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран мира - это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. Иначе говоря, это положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Естественная норма безработицы - ситуация, когда в стране существуют только фрикционная и структурная безработица. Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему и единого значения для нее не существует. Например, в середине 70-х годов американские экономисты считали, что для их страны это норма составляет порядка 4%. В середине 80-х годов эти оценки возросли до 6,5-7,0%.

Какова естественная норма безработицы для России? Ответ на этот вопрос сегодня не сможет дать ни один экономист. Нам еще только предстоит экспериментально нащупать величину. Но сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.

Все это свидетельствует о том, что проблемы безработицы в нашей стране еще не скоро сойдут с повестки дня и предстоит приложить немалые усилия ликвидации циклической и уменьшения структурной безработицы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” от 19.04.91 №1032 – 1;

  2. Введение в рыночную экономику: Учебн. Пособие \ А Я Лившиц и др.-М: Высшая школа.,1994;

  3. КэмпбэллР.Макконнелл,СтенлиЛ.Брю.Экономикс;Принципы,проблемы,политика. Пер.с англ. Т.1-Таллинн,1992

  4. Основы экономической теории \ Под. ред. Камаева В.Д.-М.;1996;

  5. Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь-гипертекст-М.;1994.

  6. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 1997;

  7. Сакс Д.Д., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.,1996.