Анализ системы управления ОАО "Киренский речной порт"

Министерство образования РФ

Иркутский государственный технический университет

Кафедра экономики и менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине: менеджмент

«Анализ системы управления ОАО «Киренский речной порт»»

Выполнил: студент

гр. ЭУП-01-2

ф-та Бизнеса и управления

С.М. Шатило

Научный руководитель:

И.В. Гимельштейн

2004 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Обоснование выбора объекта управления……………………………………4

1.1 Вид деятельности……………………………………………….........………..4

1.2 Организационно-правовая форма и характер собственности организации.4

1.3 Масштабы деятельности организации………………………………........…6

1.4 Территориальное размещение, юридический адрес…………………..........7

2. Характеристика миссии и основных целей организации................................8

2.1 Миссия организации……………………………………........……………….8

2.2 Ключевые цели организации………………………….……..........………….9

2.3 Цели и задачи подразделений и функциональных подсистем организации………………………………………………....................................10

2.4 Построение «дерева» целей организации…………………………….........11

3. Структура управления организацией………………………………………..13

3.1 Принципы построения структур управления………………………...........13

3.2 Существующая ОСУ организации…………………………………….........14

3.3 Анализ достоинств и недостатков существующей системы управления..14

Заключение……………………………………………………………………….16

Использованная литература…………………………………………………….18

Введение

Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения – возможная потеря собственности. Чтобы этого не произошло необходимо эффективное управление процессами производства в условиях использования ограниченных природных ресурсов с использованием труда людей и финансов.

Эффективное управление фирмой должно вести к эффективности работы фирмы и отдельных сторон ее деятельности.

Деятельность по управлению в условиях рынка носит название менеджмента.

Сегодня слово «менеджмент» знают все, ибо оно за короткое время прочно вошло в словарный запас русского языка. В буквальном переводе с английского это слово (management) звучит как «управление». Если же дать более полное определение этому понятию, то менеджмент – это управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Руководство различного уровня есть и в правительстве, и в армии и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от прочих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и задачей его управления является производство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок.

1. Обоснование выбора объекта управления

1.1 Вид деятельности

Общая характеристика ОАО «Киренский речной порт» и основные направления ее деятельности.

Как самостоятельное коммерческое предприятие ОАО «Киренский речной порт» ведет свою историю с момента с июля 1993 г., когда оно было преобразовано из государственного в акционерное общество открытого типа.

Среди основных видов деятельности ОАО «Киренский речной порт» значатся:

грузовые перевозки;

Пассажирские перевозки;

Погрузработы.

В качестве производимой продукции данной организации является предоставление услуг по грузо- и пассажироперевозкам, а также выполнение погрузо-разгрузочных работ.

Также ОАО «Киренский речной порт» ведет деятельность по лесозаготовке и последующей лесоразделке, т.е. приготовление делового леса (в т.ч. на экспорт) и его переработка на пиломатериал.

1.2 Организационно-правовая форма и характер собственности организации

Организационно-правовой формой коммерческого предприятия ОАО «Киренский речной порт» является открытое акционерное общество.

Согласно ГК РФ (часть первая) от 30. 11. 1994 №51-ФЗ, статья 96, акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Финансовое управление Иркутской областной администрации 12 августа 1993 г. зарегистрировало первичную эмиссию акций ОАО «Киренский речной порт» на сумму 8020 тыс. руб., номинальной стоимостью 1 тыс. руб. в количестве 8020 штук.

По данным реестра зарегистрировано 150 акционеров, среди которых наиболее крупными являются:

Минимущество России, количество акций – 2045 штук;

2. Российский фонд федерального имущества, количество акций – 2045 штук.

Обыкновенные акции, приобретенные членами трудового коллектива и имеющими право на льготы в соответствии с государственной программой приватизации при первичной эмиссии, составили 51% от уставного капитала. В государственной собственности были закреплены 25,5% обыкновенных акций на срок 3 года с момента регистрации акционерного общества. Для свободной продажи на чековом аукционе были направлены 23,5% акций.

Создание акционерного общества может осуществляться в результате его учреждения или реорганизации уже существующего юридического лица. В качестве учредителей общества могут выступать граждане и юридические лица, в том числе одно лицо. Однако в качестве единственного учредителя акционерного общества не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению общего собрания акционеров или суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Реорганизация акционерного общества в форме слияния, присоединения или разделения порождает много проблем, связанных с погашением прежних и выпуском новых акций, увеличением уставного капитала, защитой прав акционеров, которые могут быть нарушены в результате реорганизации и т.д.

Акционерное общество может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

Различают открытые и закрытые акционерные общества. Их акции отличаются элементами открытой или закрытой подписки.

Так как ОАО «Киренский речной порт» является открытым акционерным обществом, то:

1.Основной критерий для различия - способность свободно обращаться. Акции открытого акционерного общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров.

2.Второй критерий - способ первичного размещения среди инвесторов. Акции открытого акционерного общества эмитируются в форме публичного размещения ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов с публичным объявлением эмиссии рекламной программой, регистрацией проспекта эмиссии.

1.3 Масштабы деятельности организации

Предприятия, по масштабам своей деятельности (размеру предприятия и производства), можно группировать как: малые, средние и крупные.

Если относить какую-либо организацию к одной из этих групп необходимо учитывать:

стоимость основных производственных фондов;

объём выпуска продукции в стоимостном выражении;

численность рабочих.

Штат ОАО «Киренский речной порт» составляет 614 рабочих, что в свою очередь указывает на его размер, т.е. предприятие является крупным, исходя из показателя - численность рабочих.

1.4 Территориальное размещение

В настоящее время данное юридическое лицо имеет наименование открытое акционерное общество «Киренский речной порт», зарегистрировано в городе Киренске Иркутской области расположенной на территории Российской Федерации.

Юридический адрес: г. Киренск, ул. Заводская, д. 15.

Подразделения организации разбросаны, но находятся на территории города Киренска. К ним относятся:

Док;

Гараж;

Лесоучасток;

Пилорама.

2. Характеристика миссии и ключевых целей организации

2.1 Миссия организации

Каждая организация осуществляет некую деятельность, выполняет особую миссию: производит автомобили, предоставляет кредиты, оказывает услуги и т.д. Со временем некоторые менеджеры могут утратить интерес к исполнению миссии компании, либо сама она в изменившихся условиях рынка утрачивает актуальность. Миссия компании может «выйти из фокуса» по мере того, как организация добавляет в свой бизнес-портфель новые виды продукции или выходит на новые рынки.

Если менеджеры осознают, что организация начинает отклонятся от когда-то принятой миссии, необходимо попытаться определить ее новые задачи, а значит, наступило время задуматься над некоторыми основополагающими вопросами: Что представляет собой ваш бизнес? Кто ваш клиент? Что является ценным для ваших потребителей? Чем будет ваш бизнес? Что должен быть ваш бизнес? Высшее руководство преуспевающих компаний постоянно ставит перед собой эти вопросы и старательно ищет на них ответы.

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия

Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?

Миссией ОАО «Киренский речной порт» является улучшение качества и комфорта пассажироперевозок, надежность транспортировки и доставка грузов в срок, а также изготовление высокосортного пиломатериала.

2.2 Ключевые цели организации

После выбора миссии предприятия, необходимо перейти к формулированию целей.

Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа.

Цели должны обладать рядом характеристик:

Конкретность (сформулировать результат);

Обозримость (срок выполнения);

Реальность, реализуемость (достижимость);

Количественная определенность;

Логичность (одна не противоречит другой);

Эффективность (результативность и прибыльность);

Построение по иерархическому принципу.

Постановка целей – это очень важный момент в деятельности организации, ведь участники производства должны знать, к чему стремятся.

У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будут те, что направлены на:

Выживание;

Прибыль;

Перспективы.

Действительно, фирма может выжить, только найдя свое место в системе рыночных отношений. Значение прибыли в бизнесе трудно переоценить: это источник роста и процветания фирмы, средство увеличения благосостояния ее владельцев и ее работников. Не следует забывать о перспективе развития фирмы: проблемы сегодняшнего дня не должны заслонить перспективу – возможность существовать в будущем.

Эти три главные в жизни фирмы цели тесно между собой связаны, менеджеры должны обеспечить их выполнение.

Ключевой целью ОАО «Киренский речной порт» является систематическое извлечение прибыли в результате своей деятельности. А также удовлетворение потребности населения в переправе.

3. Цели и задачи подразделений и функциональных подсистем организации

Цели каждой функциональной подсистемы зависят от деятельности организации, и её конкретной стратегии.

Если брать в общем смысле, то цель организации образует основу для разработки стратегий развития, и установления целей во всех направлениях, которые определяют дальнейшее существование организации, эти направления называются функциональными подсистемами.

Цели функциональных подсистем:

Цель производства – повышение производительности труда и эффективности производства;

Цель маркетинга – производство потребителей;

Цель финансов – рационализация использования всех финансовых ресурсов;

Цель инноваций – поиск новаторских идей и решений, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм;

Цель управления персоналом – мотивирование рабочего персонала к работе и их заинтересованность в ней;

Цель менеджмента – искусство достижения компромиссов и снятия противоречий.

Цели ОАО «Киренский речной порт»:

Улучшение услуг по перевозке пассажиров;

Создание соответствующего имиджа;

Быть на шаг всегда впереди конкурентов;

Уменьшение издержек производства;

Повышение финансового состояния предприятия и т.д.

Задача – это работа, серия работ или их часть, которая должна быть выполнена заранее установленным образом в заранее установленные сроки.

Задачами ОАО «Киренский речной порт» являются:

Стать для потребителей лучшим поставщиком;

Стать для своих работников лучшим работодателем;

Стать лучшим партнером для оптовиков;

Стать лучшей компанией для инвесторов;

Применение более совершенных технологий производства и т.д.

2.4 Построение «Дерева» целей организации

«Дерево» целей представляет собой иерархию всех целей организации. Основополагающая цель организации находится в самой его вершине. Для целей более низкого уровня приоритетными являются цели соответствующего высшего уровня.

«Дерево» целей ОАО «Киренский речной порт» можно представить в виде схемы (рис 1).

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

Рис.1. «Дерево» целей

3. Структура управления организацией

3.1 Принципы построения структуры управления

Структура управления (организационная) – логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено: сначала – цели, а затем – механизм их достижения.

Системность самого подхода к формированию структуры проявляются в следующем:

Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;

Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;

Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;

Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.

3.2 Существующая ОСУ организации

Открытое акционерное общество «Киренский речной порт» обладает следующим составом и структурой органов управления (рис.2).

Рис.2. Структура органов управления

Из рис.2 видно, что структура органов ОАО «Киренский речной порт» довольно проста и относится к линейной бюрократической структуре управления, т.к. во главе каждого структурного подразделения находится руководитель единый начальник, сосредоточивший в своих руках все функции управления.

3.3 Анализ достоинств и недостатков существующей системы управления

При линейной структуре управления, такой как у ОАО «Киренский речной порт», каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя. Все решения передается по цепочке сверху вниз, а сам руководитель нижнего звена подчинен руководителю более высокого над ним уровня.

Линейная структура является самой логически стройной и формально определенной, но вместе с тем эта структура более гибкая.

Преимущества существующей ОСУ:

Единство и четкость распорядительства;

Согласованность в действиях исполнения;

Простота управления;

Четко выраженная ответственность;

Оперативность принятия решений;

Личная ответственность руководителя за конечный результат.

Недостатки:

Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне;

Отсутствие звеньев в подготовке и планировании решений;

Перегруженность информацией и контактами с подчиненными;

Концентрация власти в управляющей верхушке;

Затруднительные связи с инстанциями.

Исходя из достоинств существующей структуры управления, при прочих равных условия, если не учитывать, что руководителю необходимо быть достаточно квалифицированным и профессионально подготовленным соответственно занимаемой должности, она является наиболее эффективной для данной организации.

Заключение

Все организации, осуществляя свою деятельность, сталкиваются с целым рядом постоянно наваливающих проблем, и бывает очень трудно вести ее эффективно, но все таки немалое большинство выживает.

За период с 2000 по 2002 г.г. выручка от реализации ОАО «Киренский речной порт» выросла более чем в два раза (с 18831 до 38847 тыс. руб.). При этом балансовая прибыль за этот же интервал времени увеличилась в 7,9 раза (с 580 до 4570 тыс. руб.). Это означает, что предприятие динамично развивается и экономическая эффективность его деятельности достаточно высока. Кроме того, значение коэффициента фондоотдачи выросло с 1,641 до 2,948, т.е. один рубль основных фондов приносит теперь 2.948 рубля выручки.

Руководству ОАО «Киренский речной порт» удалось существенно сократить оборачиваемость средств в расчетах (со 159 дней до 92 дней), а также оборачиваемость кредиторской задолженности (со 357 дней до 226 дней). В то же время оборачиваемость производственных запасов выросла почти в два раза (с 44 дней до 83 дней). в целом продолжительность операционного цикла снизилась с 203,66 до 176,33 дней, что является положительным фактом.

Как следствие, снизилось значение показателя погашаемости дебиторской задолженности (с 0,442 до 0,257), т.е. средняя дебиторская задолженность по отношению к выручке сократилось.

Подводя итог экспресс-анализу деятельности предприятия можно сказать следующее. В начале рассматриваемого периода предприятие имело значительные трудности. Однако в последующие годы структура баланса имеет устойчивую тенденцию к нормализации. Все основные показатели ликвидности и финансовой устойчивости также демонстрируют положительную динамику. Можно с большой долей вероятности предполагать, что в ближайшей перспективе ОАО «Киренский речной порт» не будет угрожать перспектива банкротства.

Выше сказанное свидетельствует о том, что руководителю организации удается вести правильную политику и справляться с поставленными перед ним задачами управления, т.е. нет ни каких причин вносить изменения в систему управления данной организации.

Использованная литература

    А.С. Пелих. Экономика предприятия. 100 экзаменационных ответов. Ростов н/Д: издательский центр «МарТ». 2002 – 352 с.

    Янковский К.П.,Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001. – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

    Ф. Котлер. Маркетинг от А до Я / Пер. с англ. под ред. Т.Р. Тэор. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 224 с.

    Краткий экономический словарь / Под ред. Азрилияна А.Н. М.: Институт новой экономики, 2001. 1088 с.

    Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 496 с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»).

    Руденко В.И. Менеджмент. Пособие для подготовке к экзаменам. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 192 с. (Серия «Зачет и экзамен»).

    Менеджмент / Автор-составитель Г.Б. Казначевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 352 с.

    Основные кодексы и законы Российской Федерации. – СПб.: ИД «Весь», 2002. – 992 с.

    Уткин Э.А. и д.р., «справочник менеджера», М. 1998 г.