Работа Магдагачинского охотнадзора в борьбе с браконьерством

Содержание

Введение

1. Обзор литературы

2. Собственные исследования

2.1 Материал и методы исследования

2.2 Работа Магдагачинской службы охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты

2.2.1 Организация рейдовых выездов и проверок

2.2.2 Тактика работы отдела. Формы и методы борьбы с браконьерством

2.2.3 Тактика выявления случаев незаконной охоты и лиц их совершивших

2.2.4 Тактика выявления и задержания нарушителей правил охоты

2.2.5 Итоги работы Магдагачинской службы охотнадзора за 2005–2007 г.

2.3 Анализ уровня экономической эффективности работы охотнадзора

3. Безопасность жизнедеятельности

3.1 Безопасность жизнедеятельности на производстве

3.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

4. Охрана природы

Вывод

Предложения производству

Список использованных источников

Введение

Незаконная охота является одним из распространенных экологических преступлений. Хотя она и не относится к тяжким преступлениям, тем не менее, общественную и экологическую опасность незаконной охоты нельзя недооценивать. В результате этого преступления уничтожается большое количество ценных животных и птиц и причиненный природе ущерб вряд ли можно возместить материально.

Все чаще, правонарушители, занимаются охотой с применением: транспортных средств, огнестрельного нарезного оружия, выжигают леса и перепромышляют, для проведения охоты избирают заповедники, заказники и иные запрещенные места.

Чтобы контролировать деятельность человека и пресекать нарушения правил в охотничьих угодьях, существует служба охотнадзора, которая совершенствуют свою тактику вслед за усовершенствованием браконьерских методов.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что единой подробной методики работы борьбы с браконьерством на территории Амурской области нет.

Целью дипломной работы является: изучить работу службы Магдагачинского охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты.

В задачи дипломной работы входило:

1. Проанализировать и установить наиболее эффективные методы работы по выявлению фактов нарушения правил охоты и задержанию браконьеров.

2. По данным протоколов подвести итог работы отдела

3. Определить уровень экономической эффективности работы Магдагачинского охотнадзора.

1. Обзор литературы

Распределение охотничьего фонда на территории Амурской области осуществляется на основании Федерального закона «О животном мире» (1995), Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (1960). Обязательными условиями пользования животным миром служит: охрана угодий, проведение биотехнических мероприятий, ежегодное проведение учетных работ на закрепленной территории. Эти данные необходимы для оценки продуктивности и производительности угодий, а также для составления кадастра охотничьих животных. В случае нарушения охотпользователем этого условия, он лишается права охоты на лицензионные виды, а при повторном нарушении территория может быть изъята.

Ежегодные учеты необходимы для расчета нормы изъятия и если охотпользователи не производят учетных работ, то это приводит к нерациональному использованию охотничьих ресурсов. Следит за качественным и количественным выполнений всех требований на территории Амурской области охотпользователями Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области.

Зейский межрайонный оперативный отдел (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области, осуществляет охрану, воспроизводство, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания на территории Магдагачинского района.

Автотранспорт Зейского межрайонного оперативного отдела (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области на котором оно ведет свою хозяйственную деятельность, представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Автотранспорт отдела на 2007 г.

Марка транспортного средства

Количество машин, ед.

УАЗ-432

УАЗ-31512–10

1

1

Служба Магдагачинского охотнадзора занимается охраной, которая включает в себя автопатрулирование охотничьих угодий и заказников с пресечением нарушений правил охоты. Также ведет борьбу с охотнарушениями через средства массовой информации.

Контроль включает в себя широкий спектр работ: проверяет выполнения должностных обязанностей и обязательств охотпользователями на территории района.

На территории Магдагачинского района 1 общество охотников и рыболовов, за ними закреплены, соответственно, 3 хозяйства, кроме того, пользованием животным миром осуществляет Шимановское промысловое хозяйство. На территориях всех хозяйств осуществляется охота, охрана, биотехния и учетные работы.

Контроль за выполнением всех работ осуществляют служба Магдагачинского охотнадзора.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира, регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира бывает административной (предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №150-ФЗ) и уголовной (предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации 1996 г.)

Как дополнительной мерой ответственности, наступающей одновременно с административной или уголовной, может выступать материальная ответственность – возмещение причиненного ущерба в соответствии с действующим законодательством.

Неотвратимость наступления ответственности за совершенные правонарушения (преступления) в области охоты обеспечивается правильным оформлением первичной документации, правильным и в соответствующие сроки применением норм законодательства. (Краев Н.В. 2002)

С 1 июня 2002 года вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. До этой даты для привлечения нарушителей законодательства об охоте к административной ответственности на территории России применялись Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года (ст. 85) и Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года (ст. 84), которые утратили силу всвязи с принятием нового КоАП.

По сравнению с ранее действующим законодательством, предоставлявшим только две статьи в двух нормативных правовых актах, которые служба госохотнадзора применяла в практике привлечения нарушителей Правил охоты и законодательства о животном мире к административной ответственности, новый Кодекс существенно расширил права должностных лиц государственных органов, в том числе и органов госохотнадзора. Так, в новом административном Кодексе существуют уже семь статей (ст. 7.2, ст. 7.11, ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37), в которых прописаны 8 составов административных правонарушений, за совершение которых служба госохотнадзора вправе налагать административные взыскания. Следует отметить, что наряду с административными правонарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37 КоАП, органам госохотнадзора подведомственно также рассмотрение двух административных правонарушений в области охраны собственности, предусмотренных ст. 7.2 и ст. 7. 11 КоАП.

В Кодексе также содержится четыре статьи (ст. 19.4, ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7), предусматривающие ответственность за совершение административных правонарушений против порядка управления, за совершение которых должностные лица госохотнадзора не вправе привлекать к административной ответственности, а вправе лишь составить протоколы с последующей передачей их в суд, как орган, уполномоченный рассматривать дела и налагать административные взыскания за совершение этих правонарушений.

Необходимо особо отметить введение в практику работы органов госохотнадзора такого института как административное расследование, существенное расширение, по сравнению с ранее действующим законодательством, прав сотрудников органов госохотнадзора по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений; четкое определение круга лиц, обладающих правом составления протокола об административном правонарушении.

Ю.Н. Ерофеев в своей работе «Ответственность за незаконную охоту по уголовному законодательству России» дает следующее определение незаконной охоты: «Незаконная охота – запрещенная, хищническая, наказуемая в соответствии с уголовным законом деятельность лиц, заключающаяся в извлечении из естественной природной среды обитания диких зверей и птиц в целях последующего присвоения мяса, шкур либо иной продукции, либо их продажи и незаконного обогащения». Он считает, что термин «незаконная охота» в узком смысле слова связан только с уголовно наказуемыми, а «нарушение правил охоты» – административно наказуемыми нарушениями. Незаконная охота всегда предполагает нарушений правил охоты, только одни нарушения влекут за собой уголовную ответственность, а другие – административную.

Признаки уголовно наказуемой незаконной охоты указаны в ст. 258 УК РФ. В части первой указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Вторая часть предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Среди административных правонарушений, наиболее распространены нарушения правил охоты. Характер правонарушений и степени его общественной вредности, определяется, прежде всего, законодателем, устанавливающим административную ответственность за его совершение и соответствующую меру взыскания. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. (Харченко Н.Н. 2002 г.).

Грубыми нарушениями правил охоты считаются; охота без членского охотничье-рыболовного билета или с недействительным билетом; охота вне сроков на данный вид животного; охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках); охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя; охота без договора на лицензионные виды пушных зверей. (Каледин А.П. 2000 г.).

Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.

На территории России правила охоты устанавливаются отдельно в каждой республике, крае, области на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации.

Согласно статьи 22 Правил охоты на территории Амурской области запрещается:

22.1. Применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, а также для добычи бурого медведя и копытных животных (кроме кабарги).

В районах промысловой охоты охотникам, заключившим договор на добычу лицензионных видов пушных зверей, разрешается при добыче зайцев и боровой дичи в любительских и промысловых целях использовать самоловы и применять малокалиберное оружие под патрон бокового огня.

22.2. Добыча диких копытных животных и бурого медведя в спортивных целях при переправе через водоемы или с применением самоловов.

22.3. Применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, ловчих ям, настороженных ружей, других общеопасных самоловов.

22.4. Применение на охоте незарегистрированного в органах МВД охотничьего оружия.

22.5. Стрельба дробью по диким копытным животным и бурому медведю, а также стрельба картечью по бурому медведю, изюбрю, лосю.

22.6. Использование сетей, вентерей, петель, шатров, крючьев при любительской и спортивной охоте, а также использование петель при охоте на медведя и диких копытных животных (кроме кабарги)

22.7. Применение любых видов химических препаратов, взрывчатых веществ при добыче диких животных за исключением пахучих приманок.

22.8. Применение магнитофонов и других воспроизводящих звук электронных устройств.

22.9. Применение световых устройств для добычи птиц.

22.10. Применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором.

При промысловой охоте на диких копытных животных бригадам охотников, зарегистрированным в установленном порядке и штатным работникам охотничьего хозяйства разрешается стрелять из наземных и водных автотранспортных средств и использовать их для преследования животных

22.11. Сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей и барсука.

При производстве законной охоты разрешается: частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавчики, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсука в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть засыпаны грунтом.

Необходимо помнить, что охотник несет административную ответственность за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушений Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, а также умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством, имеет важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира. (Улитин А.А. 1987 г.)

Основными формами борьбы с браконьерством являются:

– выявления случаев совершения нарушений правил охоты и лиц их совершивших и принятие к ним мер общественного, административного, правового либо уголовного и материального воздействия (Краев Н.В. 1999 г.);

– совершенствование законодательства по охране и регулированию использования животного мира (Краев Н.В., Краева В.Н. 2001 г.);

– массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике охотнарушителей.

В зависимости от региональных условий существует много методов и способов борьбы с браконьерством:

– маршрутный метод охраны угодий, представляющий собой выход, выезд или вылет бригады по заранее разработанному плану в определенные охотничьи угодья для их охраны, как в дневное, так и в ночное время. Маршрутный метод охраны охотугодий может осуществляться в виде объезда, облета и поиска. Объезд (обход) является типичной профилактической формой борьбы с браконьерством. Поиск представляет собой действие поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых известно. Одной из разновидностей поиска является погоня.

– метод скрытного патрулирования, засад и секретов – когда бригада или несколько бригад, действует по заранее разработанному плану. Каждой из групп ставится конкретная задача, заранее оговариваются условные сигналы и условия связи между группами одной бригады непосредственно с местом дислокации основной бригады или стационарным пунктом охотнадзора, милиции и др. Скрытое патрулирование или засада осуществляются в местах концентрации дичи.

– среди других методов охраны охотугодий можно назвать выставление стационарных постов, пикетов на железнодорожных станциях, лодочных и паромных переправах, причалах, пристанях, постах ГАИ.

– бригадный (групповой) метод выполнения надзорных функций. Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный, обеспечивающий более полное выявление фактов нарушений правил охоты и других требований охотничьего законодательства, быстрое обнаружение и задержание браконьеров. Группе доступны полное обнаружение и изъятие ружей и других орудий браконьерства и продукции незаконной охоты, правильная их фиксация, а в необходимых случаях – доставка в ближайшее отделение милиции.

Важным средством профилактики нарушений Правил охоты и успешной борьбы с браконьерством является проведение широкой разъяснительной работы среди охотников и иных граждан об охоте и рациональном использовании животного мира, пропаганда охотничьего законодательства, знаний о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, а также о сохранении среды обитания диких животных. (Улитин А.А. 1987).

2. Собственные исследования

2.1 Методы и материалы исследований

Основной объем работы приходился на обработку протоколов, сборы данных по тактике и системе работы службы Магдагачинского охотнадзора, расчет его эффективности. В ходе исследования были использованы протоколы о нарушении правил охоты, составленные работниками отдела в период с 2005 г. по 2007 г. а так же данные бухгалтерских ведомостей, отчетов. Для сравнительного анализа были взяты опубликованные материалы Н.В. Краева по охотничьему законодательству (1999). Используя его принципы по методике работ с браконьерством, описываю работу службы Магдагачинского охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты. Чтобы проследить количество и качество протоколов составленных отделом были составлены таблицы.

Так же для написания дипломной работы были использованы: личный опыт по борьбе с браконьерством работников отдела Мысака А.П., Кузнецова А.М., Пивовара С.А., материалы Н.В. Краева и В.Н. Краевой по охотничьему законодательству, они описали организацию работы по борьбе с браконьерством и ответственность за нарушение охотничьего законодательства (1999, 2001), В.Н. Тихомиров описал организацию борьбы с браконьерством в Московской области (1986), В.В. Егошин описал методику расследования незаконной охоты (2002), В.Н. Краев занимался созданием материалов по правовому обеспечению охотничьего хозяйства (1996).

Эти данные позволили описать единую подробную систему работы отдела по выявлению нарушений правил и сроков охоты.

2.2 Работа Магдагачинской службы охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты

Зейский межрайонный оперативный отдел (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области, осуществляет охрану, воспроизводство, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания на территории Магдагачинского района.

Осуществление возложенных на отдел функций распространяется на территории охотничьих угодий, включая особо охраняемые природные территории.

Задачи и обязанности отдела.

Основными задачами отдела являются:

– надзор за соблюдением правил охоты;

– охрана объектов животного мира и среды их обитания;

– контроль за ведением охотничьего хозяйства;

– организация и проведение государственного учета охотничьих животных;

– соблюдение режима особо охраняемых природных территорий в части, касающейся охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания;

– выдача удостоверения на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами обязан:

– вести борьбу с нарушителями правил охоты. Оформлять соответствующие документы (протоколы, объяснения, схемы места происшествия и т.п.) для привлечения нарушителей правил охоты к ответственности в установленном порядке;

– проводить разъяснительную работу среди населения о бережном отношении к объектам животного мира и среде их обитания;

– осуществлять охрану охотничьих животных и среды их обитания;

– участвовать в проведении государственного учета охотничьих животных;

– следить за эпизодической обстановкой среди диких животных, принимать участие в профилактических и экстренных мероприятиях по предотвращению, пресечению распространения эпидемий среди диких животных;

– контролировать выполнение условий пользования охотничьими животными, определенных долгосрочной лицензией на пользование животным миром, юридическими лицами, которым предоставлено право осуществления этого пользования;

– осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Управления, органами исполнительной власти на территории осуществления полномочий, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и гражданами.

– направлять уполномоченным на то должностным лицам (по территориальности) материалы о нарушении правил охоты (протоколы, объяснения, схемы мест происшествия, изъятые оружие и орудия незаконной охоты, незаконно добытую продукцию, вещественные доказательства, документы и т.п.) для применения решения по факту нарушения.

Права и обязанности должностных лиц.

Должностные лица отдела при исполнении служебных обязанностей на территории района имеют право:

– проверять у юридических лиц и граждан документы разрешающие осуществлять пользование животным миром, а также разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

– задерживать нарушителей законодательства, составлять протоколы о нарушении правил охоты на совершенные ими правонарушения и доставлять нарушителей в правоохранительные органы;

– производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

– изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

– применять при необходимости в установленном порядке физическую силу.

Во время рейда по охране животного мира сотрудники отдела строго и точно выполняют указания начальника отдела или старшего группы, обращают внимание на тактику и этику индивидуального поведения каждого с нарушителями правил охоты, на необходимость проявления активности и принципиальности во время рейда, строгое соблюдение законности и добросовестности при осуществлении своих функций.

Сотрудники отдела при проведении рейдовых мероприятий должны быть в форменном обмундировании со знаками различий, знать и строго руководствоваться правилами применения оружия и специальных средств оснащения: транспортными средствами, автомобилями повышенной проходимости. Служащие отдела при обращении со служебным оружием и специальными средствами должны руководствоваться Федеральным законом «Об оружии», постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №133 «Правила использования и применения служебного оружия, специальных средств и служебных собак должностными лицами, выполняющих задачи по охране объектов животного мира». Применение оружия разрешено при необходимой обороне или крайней необходимости. О каждом случае применения служебного оружия служащий обязан незамедлительно, в течение суток, сообщить в территориальные органы внутренних дел по месту применения оружия и в Управление Россельхознадзора по Амурской области, в отдел охотничьего надзора.

На службу в отдел охотнадзора, приняты следующие служащие, представлены в таблице 2.1, у каждого имеются свои должностные обязанности:

Таблица 2.1 – Служащие отдела

Ф.И.О.

Должность

Мысак А.П.

Кузнецов А.М.

Пивовар С.А.

Старший государственный инспектор

Государственный инспектор

Государственный инспектор

а) Должностные обязанности старшего государственного инспектора:

– осуществляет общее руководство отделом;

– проверяет работу всех охотпользователей по вопросам ведения охотничьего хозяйства;

– организует и отвечает рейды по борьбе с браконьерством в охотничьи угодья района;

– осуществляет в охотничьих угодьях контроль за ходом учетных работ;

– осуществляет контроль за выполнением законов и законодательных (актов) документов по борьбе с незаконной охотой;

– несет ответственность за имущество и технику отдела;

– следит за техническим состоянием автомобиля и несет ответственность за его сохранность;

– отвечает за своевременную отчетность по горюче-смазочным материалам, приобретаемым запчастям;

– по поручению руководства осуществляет проведение других мероприятий, касающихся работы управления.

б) Должностные обязанности государственных инспекторов:

– участвуют в выездах и принимают участие в проверке охотпользователей;

– выезжают в рейды по борьбе с браконьерством в охотничьи угодья района;

– следят за техническим состоянием автомобиля, осуществляют его ремонт;

– осуществляют контроль за ходом учетных работ с проверкой маршрутов и непосредственно участвуют во всех видах учетов;

Всю работу по охране и контролю инспектора ведут на автомобилях повышенной проходимости УАЗ-31512–10, УАЗ-432. Если же приходиться осуществлять контроль в непроходимых местах для автомобиля УАЗ (реки, мари, болота) так как дело приходиться иметь с браконьерами по всему району во всех типах угодий, то на сотрудничество охотно идут, работники Шимановского ГПХ, егеря, охотоведы ООПТ и реже охотники любители, предоставляя свой транспорт для работы отделу.

Также помощь в охране охотугодий оказывают и другие охранные и природоохранные структуры (работники милиции, лесоохраны, прессы) выезжая на патрулирование вместе с инспекторами, группа становиться комплексной и более пластичной по отношению к браконьерам, нарушающим законодательство.

2.2.1 Организация рейдовых выездов и проверок

По организации контроля в охотничьих угодьях рейды подразделяются на: текущие и экстренные.

1. Текущий: организует рейд по борьбе с браконьерством начальник отдела Мысак А.П., значительная роль в организации рейдов лежит на нем, он вызывает инспекторов и указывает им, куда и на какой срок выехать; после разрешения (приказа) на выезд группа отправляется в охотничьи угодья.

2. Экстренный: также бывает и экстренный (внезапный) выезд, когда в отдел Магдагачинского охотнадзора поступил сигнал о незаконной охоте, он по возможности проверяется и если сигнал положительный, то дается распоряжение о немедленном выезде отдела.

В основном все рейды проводятся не только по месту их назначения, но и по пути следования, ведется патрулирование охотугодий (профилактика), что дает еще более положительные результаты.

Помимо рейдовой работы в обязанности инспекторов отдела входят полномочия осуществлять проверки охотпользователей.

При проведении проверок инспекторами составляются акты проверок, в которых отражаются: кто проводит проверку, при чьем участии, описывается реальное состояние проверяемого имущества, ведения документации, состояние охотничьих угодий на предмет аншлаговки, посещаемость браконьеров, что отлично видно по дорогам, ведущим в угодья, также состояние аншлагов и биотехнических мероприятий проводимых проверяемыми. В зимнее время производится контроль хода учетных работ. Затем отмечаются все замечания и сроки исправления. В дальнейшем акты проверок сдаются начальнику отдела, осуществляется повторная проверка, и тогда принимаются меры вплоть до лишения пользователей охотничьими угодьями.

2.2.2 Тактика работы отдела. Формы и методы борьбы с браконьерством

Основными формами борьбы с браконьерством являются:

– выявления случаев совершения нарушений правил охоты и лиц их совершивших и принятие к ним мер общественного, административного, правового либо уголовного и материального воздействия (Краев Н.В. 1999 г.);

– совершенствование законодательства по охране и регулированию использования животного мира (Краев Н.В., Краева В.Н. 2001 г.);

– массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике охотнарушителей.

В результате обобщения и изучения практике борьбы с незаконной охотой отделом, были проанализированы и установлены наиболее эффективные методы работы по выявлению фактов нарушения правил охоты и задержанию браконьеров.

При инспектировании угодий применяются два основных метода: активный и пассивный.

Пассивное инспектирование заключается в устройстве наблюдательного пункта (засады) на таежных дорогах, по которым может происходить оживленное передвижение охотников. Засады организуются в любое время суток и года. Эффективность этого метода зависит от умения выбрать место для наблюдения. При умело выбранном месте для пассивного инспектирования, результаты оперативной группы могут быть гораздо выше, чем в случае активного инспектирования.

Активное инспектирование – это наиболее часто применяемый маршрутный метод охраны угодий. При этом способе группа обследует в первую очередь места обитания и возможного скопления дичи. Непосредственно в угодьях направление движения определяется, главным образом, по выстрелам и следам охотников, а также голосам, лаю собак и другим признакам.

У отдела всегда есть место назначения, где будет происходить охрана угодий. После того как разрешение на выезд в охотничьи угодья получено, служащие отдела решают, какой дорогой будет проходить маршрут, при этом учитывается расстояние выбранной дороги, время следования, характер угодий и количество выделенных горюче-смазочных материалов, также учитывается, где чаще всего действуют браконьеры.

Если следовать к пункту назначения по главной дороге (шоссе) днем, то вероятность увидеть нарушителя будет равной нулю, только в отдельных случаях – нет.

Если же следовать к пункту назначения по проселочным дорогам (дорогам не общего пользования) днем, то вероятность, по сравнению с прямой шоссейной дороге, резко увеличится. Во-первых, курс следования будет лежать в первую очередь в местах концентрации диких зверей и птиц и рядом с населенными пунктами. При таком способе нужно пользоваться биноклем и время, от времени останавливаясь, просматривая угодья. Можно обнаружить охотников, охотившихся пешком или на транспорте. Обнаружив таких охотников нужно приступать к их задержанию.

Маршрутный метод охраны охотугодий на транспортном средстве может осуществляться и ночью. При ночном следовании по охотничьим угодьям в первую очередь берется во внимание тип угодий, выбирается такой тип, где чаще всего браконьеры выбирают транспортное средство с выносной мощной фарой. Если следовать ночью, то тактика обнаружения и задержания меняется, на передние осветительные фары надеваются СМУ, все же остальные осветительные приборы просто выключаются и все члены группы ведут наблюдение, выискивая лучи от лампы-фары нарушений. Этот метод очень эффективен в обнаружении браконьерства. Если луч обнаружен, то сразу же обдумываются пути подъезда или подхода. Тут важно все правильно и быстро распланировать, чем и занимается начальник отдела или старший группы. На машине сотрудники отдела стараются, как можно ближе подъехать, чтобы не обнаружить себя, затем, рассчитав направление, расстояние и скорость браконьеров, догоняет, обгоняет и перекрывает возможные пути объезда.

При этом методе используется эффект неожиданности. Внезапность появления, резкий свет осветительных приборов, сразу психологически подавляет нарушителей правил охоты. Задержав нарушителей, оформляются протоколы о нарушении правил охоты на территории Амурской области.

Если же до нарушителя никак нельзя подъехать (высокий снег, болото, падь, марь), то приходится, также подъехав как можно ближе, действовать пешком. При таком способе старший группы оговаривает, кто какие позиции должен занять. Один служащий всегда остается за рулем автомобиля и перекрывает, по мере возможности, пути охоты, если это возможно, остальные, высчитав скорость и направление нарушителя делая упреждение, пытаются догнать быстрым бегом, что зачастую всегда получается кроме случаев, когда охотятся с применением лампы-фары на лошади. Такие случаи почти всегда оканчиваются ничем. Кто первым догоняет транспортное средство, тот в первую очередь пытается остановить автомобиль.

Другие инспектора подбегая, обезоруживают нарушителей с дальнейшим составлением протоколов. Эффективность такого способа (пешком) – 100%, кроме случаев охоты с лошади или за ИТС (инженерно-техническое сооружение). Опасность при вскрытии таких нарушений очень велика, так как способ охоты на транспортном средстве лампы-фары запрещенный, нарушители хорошо экипированы, кроме того, часто охота проходит в запрещенные сроки, и поэтому они настроены очень агрессивно, в лучшем случае пытаются скрыться, в худшем – стреляют по транспорту. При таких задержаниях работники отдела используют максимум осторожности, соблюдая все правила по технике безопасности.

Осуществляя контроль над охотничьими угодьями тремя способами указанными выше, плюс пассивный способ (засада). При таком способе маршрутного патрулирования, выбирается маршрут работниками отдела по ходу рейда.

Добравшись до места назначения инспектора, проводят рекогносцировку (оценивают обстановку). И тут начинается еще один из маршрутных способов – поиск. Он представляет собой действия поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых порой бывает неизвестно. Поводом к поиску могут быть заявления очевидцев незаконной охот, обнаружение следов браконьерства, остатки животного, кровь, следы транспортных средств, самих браконьеров. В этих случаях поиск ведется по ориентировочным сведениям: по следам, уликам, сведениям граждан и с учетом накопленных данных подобного рода браконьерстве. Поиски ведут в любое время суток способами указанными выше, ночью с выключенным светом автотранспорта, а днем с биноклем.

От инспекторов требуется быть специалистами по наблюдениям постоянно фиксировать в памяти все, что встречается на пути. Днем, обнаружив нарушителей на транспортном средстве очень тяжело их задержать, так как они часто начинают скрываться. Одной из разновидностей поиска является погоня, то есть преследование браконьеров по «горячим следам».

Наиболее результативной погоня бывает при наличии более быстроходной техники, чем у нарушителей и отличным знанием местности инспекторами. Порой погоня заканчивается поломкой одной из машин, но часто бывает, что нарушитель просто скрывается. Этот метод эффективен тогда, когда нарушитель ни куда не двигается, находясь на зимовье, отдыхая в автомобиле, перекусывая или находясь на месте преступления добирают, разделывают незаконно добытую продукцию.

Одним из активных методов охраны угодий являются маршрутное патрулирование пешком, большой эффективности метод достигает при количестве патрульных более трех. При этом способе группа обследует в первую очередь места обитания и возможного скопления дичи, солонцы и т.д. Непосредственно в угодьях направления движения определяется, главным образом, по выстрелам и следам охотников, а также по голосам, лаю собак и другим признакам (Тихомиров В.Н. 1986 г.). При движении на выстрел, направление выстрела обязательно пеленгуется по компасу, а если его нет, то главный группы объясняет каждому свои ориентиры и направление. Во время движения необходимо соблюдение строгой дисциплины. Группа идет контактно, не растягиваясь, часто останавливаясь и прислушиваясь без разговоров. Дойдя примерно до места, где был произведен выстрел. Все члены группы осматривают внимательно местность, затем растягиваются цепью так, чтобы каждый член рейда видел или слышал рядом идущего.

Очень важно обнаружить нарушителей первыми, поэтому каждый инспектор ведет себя очень осторожно с каждым шагом всматриваясь и вслушиваясь, чтобы не подшуметь нарушителя (нарушителей) служащий начинает задержание сам, так как порой нет возможности сообщить коллегам об обнаруженном. Скрадывая по возможности как можно ближе сокращая расстояние, затем внезапно начинает задержание, быстро встав с земли, бегом приближается к нарушителю и обезоруживает его, затем сообщает находившимся неподалеку коллегам инспекторам, что нарушитель задержан.

Если же удалось обнаружить нарушителей сразу несколькими сотрудниками, то задержание происходит проще, окружив их и задержать с дальнейшим оформлением протоколов. Результативность такого способа очень высока, так как почти всегда удается обнаружить и задержать нарушителей. Нарушители никогда не ожидают, что инспекция будет патрулировать пешком, и поэтому ведут себя в охотничьих угодьях естественно и расковано не слыша никакой техники.

Сотрудники отдела применяют и бригадно-групповой метод охраны охотугодий. Он заключается в следующем: выезд в охотничьи угодья не одного экипажа, как это описывалось выше, а несколькими экипажами, иногда используется и вездеходная техника. В начале все тщательно планируется, кто каким маршрутом едет, во сколько выезд и где встреча.

Такой способ позволяет захватить более обширный фронт охотугодий и качественней проверить на факт нарушений правил охоты и других требований охотничьего законодательства, быстрое обнаружение и задержание браконьеров. Метод характеризуется сильным психологическим воздействием на браконьеров, подавлением, как правило, желания нарушителей к сопротивлению и иным негативным действиям. Оперативным группам доступны полное обнаружение и изъятие оружия и других орудий браконьерства и продукции незаконной охоты, правильная их фиксация, а в необходимых случаях – доставка в отделение милиции.

Наиболее мобильной и хорошо управляемой является рейдовая бригада, состоящая из четырех человек. Успех рейда во многом зависит: от решений принимаемых старшими бригады, от знания местности охраняемых угодий, расположение и направления общеиспользуемых дорог, лесных дорог и тропинок, мест обитания диких зверей и птиц, расположение населенных пунктов. Также, когда в состав группы входит штатные работники охотхозяйств, работники лесоохраны, представители органов власти. В составе бригады желательно иметь одного внештатного работника ГИБДД, что способствует при техническом осмотре транспорта выявлению нарушений правил охоты (провоз незаконно добытой продукции).

Перед выездом (выходом) бригады на охрану охотугодий с ее участниками проводится устный инструктаж. Его проводят работники охотнадзора. Успех и конечный результат работы во многом зависит от качества проведенного инструктажа;

Инструктирующий должен:

– подробно ознакомить членов бригады с особенностями охраняемых охотугодий;

– рассказать о намеченном маршруте, указав при этом начальные и конечные ориентиры маршрута, его дальность и продолжительность;

– ознакомить бригаду с ее составом;

– ознакомить с техническим оснащением бригады;

– ориентировать членов бригады о поступивших сигналах о браконьерстве или возможных нарушениях правил охоты или признаках, свидетельствующих об имевших место фактах браконьерства.

Тактика борьбы с браконьерством показывает, что наиболее распространенны и применимы на практике в Магдагачинском районе все вышеуказанные способы, но наибольшей эффективности они достигают, когда наряду с активными способами используются и пассивные способы работы с нарушителями. Смена способов зависит: от времени суток, от характера угодий и от самого выбора способа задержания браконьеров.

Пассивные способы охраны охотугодий службой охотнадзора (засада) организуется в тех случаях, когда поступило сообщение с указанием точного места незаконной охоты. В дальнейшем по маршруту следования на это место обдумывается, где лучше установить засаду. Выбирается дорога по которой возможно будет выезжать нарушитель, выбирается место более скрытое и невидимое для нарушителей, в то же время удобное, чтобы сразу перекрыть дорогу и задержать.

При таком способе задерживается более крупный нарушитель, но если неизвестно по какой дороге будет возвращаться нарушитель, то процент вероятности его задержания не велик, но зато в засаде можно задержать других нарушителей охотничьего законодательства. Засады могут устанавливаться на несколько дней, это зависит от решений старшего группы на месте засады.

Причем ночью в засаде назначается дежурный, который наблюдает, чтобы никто не проехал мимо, дежурный сменяется через два часа дежурства другим инспектором. Если дежурный увидел или услышал какой-либо транспорт, то он быстро будит всех и преступают к задержанию.

Засады устанавливаются при любых остановках автомобиля в охотничьих угодьях, когда ведется активное патрулирование (при ночлегах или приготовлении пищи). В таких случаях выбираются места, откуда видно следующий в угодья или из угодий транспорт (сопки, увалы и всевозможные возвышенности), также выбираются перекрестки, где чаще всего проезжают охотники. Этот метод наиболее эффективен в ночное время, особенно своей неожиданностью, возможностью скрытно изучить динамику браконьерских действий. Однако до направления на скрытное патрулирование или засаду, еще днем или заранее определяется место патрулирования, засады (Краев Н.В. 1999 г.).

Используются и другие методы охраны охотугодий. В зависимости от особенностей охраняемых охотугодий, количества лиц осуществляющих охрану и других факторов, для выявления случаев браконьерства и задержания нарушителей правил охоты выставляются стационарные посты, на постах ГИБДД, где с помощью госавтоинспектора останавливается и досматривается автотранспорт. При взаимодействии с работниками милиции указанным методом охраны нередко выявляются злостные браконьеры, доставляющие домой продукцию и орудия незаконной охоты (мясо, пушнину, оружие и другие средства охоты). Этот метод, имеет огромную эффективность, позволяет, получить информацию о количестве прибывающих охотников, местах производства ими охоты, вести с ними разъяснительную и предупредительную работу.

Одним из важных средств профилактики и успешной борьбы с нарушителями правил охоты, является массово-разъяснительная и воспитательная работа среди охотников и иных граждан, проводимая работниками отдела своими усилиями и с помощью прессы. Пропаганда охотничьего законодательства, знаний о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также по сокращению среды обитания диких животных.

Особое внимание уделяется индивидуальной беседе с лицами, ранее нарушившими правила охоты. Эффективность массово-разъяснительной работы достигается, прежде всего, за счет привлечения к этой работе широких кругов охотничьей общественности и средств массовой информации. К мерам профилактического характера относятся сообщения о допущенных нарушениях по месту работы или учебы, а также жительства браконьеров. Этот метод очень эффективно действует на браконьеров подавляя их психологически.

2.2.3 Тактика выявления случаев незаконной охоты и лиц их совершивших

Накопленная практика показывает, что особая активность нарушения правил охоты имеет место за несколько дней до открытия сезонной охоты. Для совершения незаконных действий против госохотфонда, как правило, браконьеры избирают места концентрации животных, отдельные места, недостаточно охраняемые места охотничьих угодий, выходные дни службы охотнадзора, дни отсутствия охотоведов и егерей в охотничьих угодьях.

На копытных браконьеры активизируют свои действия осенью, до выпадения снега по чернотропу, когда легче скрыть следы преступления.

Для совершения браконьерства злостные нарушители правил охоты берут на вооружение современные достижения науки и техники. Они используют автоматическое оружие, укорачивают стволы и переделывают приклады, чтобы оружие можно было легче скрыть, устраивают в лесу тайники, где прячут оружие и другие орудия браконьерства, применяют вставные стволики малых калибров в гладкоствольные ружья, используют мощные электроосветительные приборы.

Тактика выявления случаев нарушения правил охоты зависит от ситуации обнаружения признаков браконьерства. Чаще всего признаки незаконной охоты обнаруживаются охотниками. При получении заявления (сообщения) об обнаружении признаков незаконной охоты, инспектора охотнадзора уточняют место и время обнаружения признаков браконьерства, фиксируют эти данные, по возможности проверяют их достоверность и отправляются в охотничьи угодья. Во всех случаях обнаружения нарушений правил охоты отделом принимаются меры к обнаружению и задержанию охотнарушителей и оформления протоколов.

2.2.4 Тактика выявления и задержания нарушителей правил охоты

В процессе охраны охотугодий приходиться иметь дело с лицами разными по возрасту, характеру, образованию и должностному положению, впервые совершившими нарушение правил охоты и систематически занимающихся браконьерством.

В этой связи, тактика представителя охотнадзора строится в зависимости от личности нарушителя (Н.В. Краев, 1999 г.). Лица, совершившие нарушение впервые, обычно не убегают, по требованию предъявляют необходимые документы, сообщают правдивые сведения о себе и о допущенном охонарушении. Лица, систематически занимающиеся браконьерством, ведут себя иначе. Чтобы избежать ответственности, они используют различный арсенал уловок. Как правило, говорят, что документы забыли дома, в машине, утеряны и т.д., отказываются добровольно сдать оружие, а при его изъятии пытаются оказать сопротивление. Нередко стремятся оказать психологическое воздействие на представителей отдела, называют своих знакомых, занимающих ответственное должностное положение, которым они будут жаловаться на действия охотнадзора.

Вежливость, тактичность, спокойный тон, настойчивость и суетливости дают понять нарушителю, что проверяющая оперативная группа исполняет свой служебный и общественный долг, защищают интересы общества. В обращении с нарушителями также не допускают: высокомерный тон, заносчивость, иронические или невежливые комментирование нарушения, оскорбительные выражения либо физические или иные действия, реплики, бестактные нравоучения, угрожающие слова и жесты. К проверяемым сотрудники отдела обращаются только на «Вы».

При проверке документов и задержании старший группы представляется, предъявляет свой документ в развернутом виде, после чего предлагает нарушителю разрядить оружие. После этого осуществляют проверку документов.

2.2.5 Итоги работы Магдагачинской службы охотнадзора за 2005–2007 г.

Итоги работы Магдагачинской службы охотнадзора можно проследить по отчетам о проделанной работе с 2005 г. по 2007 г. в таблицах 2.2, 2.3, 2.4.

Таблица 2.2 – Отчет о проделанной работе за 2005 г.

Наименование

Итого

1

Проведено проверок охотничьих хозяйств

2

2

Количество выездов на борьбу с браконьерством, всего в том числе:

– с участием служащих других отделов управления

– с участием работников милиции

– с участием работников заказников

223

2

35

2

3

Выявлено лиц, нарушивших законодательство, всего в том числе нарушения выявлены:

1) служащими отдела охотничьего надзора, всего из них с участием:

– служащих других отделов Управления

– работников милиции

– работников обществ охотников

– прочих организаций

2) работниками милиции

3) иными лицами

175

116

8

48

13

2

2

7

В результате проведения рейдовых работ в 2005 г. по составленным протоколам были приняты меры:

– по 5 протоколам были возбуждены уголовные дела;

– предупреждено – 2 чел.;

– предъявлено исков за ущерб госохотфонду – 37000 руб.;

– наложено штрафов за нарушение законодательства – 97000 руб.;

– предъявлено конфискатов – 27846 руб.;

Общая предъявленная сумма составила 161846 руб.

Было изъято 15 единиц гладкоствольного оружия, 5 единиц нарезного.

Была осуществлена проверка деятельности; ход учетных работ Магдагачинского РООиР. Проведено 227 лекций и бесед, выпущено 4 печатной информации в СМИ.

Таблица 2.3 – Отчет о проделанной работе за 2006 г.

Наименование

Итого

1

Количество выездов на борьбу с браконьерством, всего в том числе:

– с участием работников милиции

– с участием работников заказников

– с участием работников обществ охотников

216

39

58

6

2

Выявлено лиц, нарушивших законодательство, всего в том числе нарушения выявлены:

1) служащими отдела охотничьего надзора, всего из них с участием:

– служащих других отделов Управления

– работников милиции

– работников обществ охотников

– работников заказников

2) служащими других отделов Управления

3) работниками милиции

214

198

2

44

23

72

11

5

По составленным протоколам приняты меры:

– по 11 протоколам были возбуждены уголовные дела;

– предъявлено исков за ущерб госохотфонду – 39300 руб.;

– наложено штрафов за нарушение законодательства – 117600 руб.;

– предъявлено конфискатов – 12656 руб.;

Общая предъявленная сумма составила 169556 руб.

Было изъято 11 единиц гладкоствольного оружия, 5 единиц нарезного. Проведено 686 лекций и бесед, выпущено 8 печатной информации в СМИ.

Таблица 2.4 – Отчет о проделанной работе за 2007 г.

Наименование

Итого

1

Проведено проверок охотничьих хозяйств

3

2

Количество выездов на борьбу с браконьерством, всего в том числе:

– с участием работников милиции

– с участием работников заказников

– с участием работников обществ охотников

209

51

80

12

3

Выявлено лиц, нарушивших законодательство, всего в том числе нарушения выявлены:

– служащими отдела охотничьего надзора, всего из них с участием:

– служащих других отделов Управления

– работников милиции

– работников обществ охотников

– работников заказников

187

187

7

53

32

80

По составленным протоколам приняты меры:

– предъявлено исков за ущерб госохотфонду – 26300 руб.;

– наложено штрафов за нарушение законодательства – 128800 руб.;

– предъявлено конфискатов – 15902 руб.;

– по 9 протоколам были возбуждены уголовные дела.

Общая предъявленная сумма составила 174002 руб.

Было изъято 26 единиц гладкоствольного оружия, 6 единиц нарезного. Был осуществлен контроль за ходом учетных работ на территории Магдагачинского района. Проведено 420 лекций и бесед, выпущено 6 печатной информации в СМИ.

Проанализировав таблицы 2.2., 2.3, 2.4 можно сделать выводы, что количество протоколов в среднем по годам сильно не меняется. Это зависит от: технико-технической базы, своевременного финансирования и стимулирования труда, а по существу нарушений варьируют: «охота в запрещенные сроки», «охота без документов», поэтому можно предположить, что основная масса населения не хочет осознавать правила охот на территории Амурской области от 16.09.88 г. Для браконьеров эти нарушения в порядке вещей.

В ноябре, декабре было составлено инспекторами наибольше количество протоколов о нарушении правил охоты, что можно увидеть из таблицы 2.5.

Таблица 2.5 – Количество составленных протоколов за ноябрь-декабрь

Месяц

Год

2005

2006

2007

Ноябрь

Декабрь

45

25

16

56

21

31

Итого

70

72

52

Проанализировав данные таблицы 2.5 и сравнив их с годовыми показателями работы Магдагачинской службы охотнадзора можно сделать вывод, что наибольшее количество выявленных правонарушений на территории Магдагачинского района приходится на осенне-зимний период, что связано с увеличением числа охотников в связи с открытием сезона охоты, а также с повышением проходимости автотранспорта в охотничьих угодьях.

2.3 Анализ уровня экономической эффективности работы Магдагачинского охотнадзора

Экономическая эффективность деятельности отдела – это экономическая категория, характеризующая в конечном итоге сопоставление полученного результата с задействованными при этом ресурсами и затратами на производственную деятельность.

Для овладения методикой измерения результатов работы отдела, были сгруппированы исходные данные: площадь охотугодий, на которой работает отдел; сумма исков, штрафов и конфискатов, предъявленных браконьерам в результате работы; сумма всех затрат на содержание отдела. По этим данным проведены расчеты по формулам:

Кос =

ЛПЭО

х 100%,

НПЭО

где Кос – показатель уровня эффективности работы отдела;

ЛПЭО – локальные показатель фактической эффективности отдела за 2007 г.;

НПЭО – нормативный показатель эффективности работы отдела в среднем за 2005–2007 г.

НПЭО =

ОН + ОПД – ОЗС

ОП

где ОН – сумма исков, штрафов, конфискатов, предъявленные браконьерам в общем;

ОПД – сумма экономического эффекта от действий отдела;

ОЗС – общие затраты средств на содержание отдела;

ОП – общая площадь охотничьих угодий, на которых ведет работу отдел.

Экономический эффект – это отдача от работы отдела в денежном выражении. По аналогии с расчетом нормативного показателя рассчитывается локальный показатель эффективности работы отдела:

ЛПЭО =

ЛН + ЛПД – ЛЗС

ОП

Наглядно затраты на отдел можно проследить в таблице 2.6, а полученный результат в таблице 2.7.

Таблица 2.6 – Затраты по отделу

Вид затрат, руб.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

ГСМ

Запасные части

Командировочные

Заработная плата

Спецодежда

72384

14893

2770

324810

8400

29987

16923

2760

396920

4200

73050

12114

3247

432132

4380

Итого:

423257

450790

524923

Таблица 2.7 – Результаты деятельности отдела

Результаты

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Начислено к уплате штрафов, исков, конфискатов

Взыскано с нарушителей штрафов, исков, конфискатов

161846

138540

169556

161078

171002

146378

Сопоставив полученные результаты с задействованными при этом ресурсами и затратами на производственную деятельность можно проанализировать экономическую эффективность работы отдела. Что представлено в таблице 2.8.

Таблица 2.8 Анализ экономической эффективности работы отдела в 2007 г.

Показатели

В общем по отделу за 2005–2007 гг.

В общем по отделу за 2000 г.

Иски, штрафы, конфискаты, руб.

502404

171002

Затраты на содержание отдела, руб.

1398970

524923

Площадь угодий, охраняемых отделом, тыс. га.

1580

1580

НПЭО руб./тыс. га.

-285

-

ЛПЭО руб./тыс. га.

-

-131

Кос, %

-

45

Судя по показателю уровня эффективности работы службы Магдагачинского охотнадзора можно сказать, что экономические затраты на деятельность отдела выше, чем экономический эффект, но при этом нужно помнить, что эффект от работы отдела был и остается во много раз больше, чем экономическая эффективность. Нужно отметить что, уже распространение информации о работе службы охотнадзора в охотничьих угодьях, приводит к снижению выездов нарушителей охотзаконодательства, тем самым, поднимая уровень эффекта на порядок.

Еще большую роль в эффективности играют затраты, которые складываются из затрат на бензин, запасные части, ведь отдел работает по всему району.

3. Безопасность жизнедеятельности

3.1 Безопасность жизнедеятельности на производстве

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – гигиенические, лечебно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Целью охраны труда, следуя из определения, является обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Эти положения отражены в конституции РФ и находятся в центре внимания. В соответствии с положением об охране труда и технике безопасности в организациях, учреждениях, и на предприятиях все мероприятия по охране труда на производстве проводит администрация.

К работе следует допускать лиц физически здоровых, прошедших медицинское освидетельствование и признанных годными по состоянию здоровья к данному виду деятельности, хорошо знающих производственные процессы, свои обязанности и имеющие глубокие теоретические знания в области охраны труда и владеющие безопасными методами труда.

Каждый случай производственного травматизма должен подлежать расследованию и учёту на местах, так как одна из самых главных задач охраны труда, в том числе и в охотоведении – это создание здоровых и безопасных условий труда и ликвидации причин, вызывающих травматизм.

Меры предупреждения травматизма на предприятии:

– систематически проводить инструктаж по технике безопасности среди работников;

– не допускать использования неисправного оборудования, следить за техническим состоянием зданий;

– не допускать привлечения людей для выполнения работ не по специальности;

– своевременно проводить медицинское обследование на предмет профзаболеваний.

Работа в отделе напрямую сопряжена со многими трудностями. К работе допускаются только граждане (далее служащие), которые прошли инструктаж по охране труда и технике безопасности: при поступлении на гражданскую службу – вводный инструктаж, до начала работ – первичный инструктаж непосредственно на рабочем месте, а затем повторный, не реже двух раз в год, инструктаж по охране труда и технике безопасности в том объеме, который требуется для безопасности выполнения работ.

Инструктаж по охране труда и технике безопасности проводит начальник отдела или ответственное лицо, назначенное приказом.

Со всеми вновь поступающими на гражданскую службу, связанную с надзором и контролем в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, проводится вводный инструктаж, о чем делается соответствующая отметка в приказе о приеме на работу и запись в журнале регистрации вводного инструктажа с подписью инструктирующего и инструктируемого. Журнал пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.

При проведении вводного инструктажа служащий знакомится с основами законодательства в части охраны труда, с правилами внутреннего распорядка, требованиями личной гигиены, правилами поведения служащих в аварийных ситуациях, о порядке расследования несчастных случаев.

В программе первичного и повторного инструктажа на рабочем месте служащегося подробно знакомят с безопасными приемами и методами работы в отделе.

Внеплановый инструктаж проводится при изменении должностного регламента, при введении новых правил и инструкций, по требованию органов надзора, при перерывах в работе 60 дней и 30, при дополнительных требованиях безопасности труда.

В случае нарушения правил по охране труда и технике безопасности, немедленно принимаются меры по их устранению.

Служащие отдела охотничьего надзора обязаны хорошо знать должностной регламент, правила внутреннего служебного распорядка, меры пожарной безопасности, правила и инструкции по охране труда и техники безопасности, а также правила охоты и законодательства по охране природы, правил пользования служебным оружием и правил использования служебных собак, применительно к условиям своей работы.

Требования безопасности при проверке.

При выезде на проверку служащий должен получать задание (приказ, распоряжение) с указанием времени проверки, (убытия и прибытия), маршрута следования и указанием необходимости соблюдения безопасных способов и приемов выполнения работ, с правилами пользования индивидуальными средствами защиты и правилами поведения внештатных ситуаций (встреча со зверем, пожаре, наводнении и т.д.).

Перед выходом в лес командированный служащий должен ознакомится с общей схемой местности (реки, ручьи, распадки, перевалы) и уяснить направление конкретного маршрута туда обратно, проверить целостность обуви, одежды, необходимого снаряжения, при использовании транспорта – его готовность.

При температуре воздуха – 45 С и ниже, выезд необходимо отменить.

Каждый служащий обязан знать и соблюдать правила пожарной безопасности, в том числе при нахождении вне здания, а также способы тушения возгорания подручными средствами, уметь обращаться с огнетушителем. Курение допускается только в специально отведенных местах.

Правила безопасности во время контакта с правонарушителем.

Нельзя становится к задержанному спиной, отходить от него на большое расстояние, занимать неудобное для прямого общения положение. Почувствовав небрежность и невнимательность проверяющего, браконьер может попытаться избавиться от незаконно добытой продукции охоты, оружия, патронов со снарядом, предназначенным для запрещенной к отстрелу дичи, выбросить другие предметы, уличающие его в браконьерстве и других противоправных действиях.

При захвате нарушителя в лодке на воде следует принять меры к тому, чтобы лодка причалила к берегу, так как нарушитель может перевернуть лодку проверяющего, сделать в ней пробоину, поджечь, отобрать весла и др. и самому скрыться.

Если группа захваченных нарушителей по численности больше группы служащих, то и в этом случае необходимо действовать смело, быстро, решительно и в тоже время быть спокойным и корректным. Если задержанные почувствуют неуверенность и признаки трусости со стороны служащих, они не подчинятся требованиям.

При изъятии оружия у нарушителей необходимо следить, чтобы стволы были направлены вверх или в сторону от людей. Разряжая оружие необходимо соблюдать меры по технике безопасности.

При встрече группы нарушителей, необходимо по возможности изолировать их друг от друга, выявить организаторов браконьерства и личность каждого нарушителя.

При изъятии оружия у задержанных, следует учитывать возможность наличия у них другого, не замеченного оружия (нож и др.).

Если при задержании и освобождении нарушителей кто-то из нарушителей сумел скрыться, то следует иметь ввиду, что сбежавший может организовать освобождение соучастников браконьерства.

Требования безопасности при обращении со служебным оружием и специальными средствами.

Главным условием безопасности пользования служебным оружием является твердое знание и четкое выполнение правил обращения с оружием и строгая дисциплина.

Служащий отдела при обращении со служебным оружием и специальными средствами должен руководствоваться Федеральным законом «Об оружии», постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №133 «Правила использования и применения служебного оружия, специальных средств и служебных собак должностными лицами, выполняющих задачи по охране объектов животного мира». Применять оружие в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости следует для:

– отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью служащего, членов семей или граждан, исполняющих возложенные на них законом обязанности по охране объектов животного мира;

– задержание лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлениях, или оказывающих вооруженное сопротивление, или отказывающихся выполнять законные требование служащих или граждан, исполняющих возложенные на них законом обязанностей, о сдаче оружия;

– отражение вооруженного или группового нападения на служебные, жилые или иные помещения, принадлежащие должностным лицам;

– подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Запрещается выезд в командировку (проверку) с неисправленным оружием.

Запрещается стрельба и нахождение с заряженным оружием населенных пунктах. Пристрелка оружия должна производится в местах, специально отведенных для этой цели, либо организованном порядке в месте с естественным ограждением (овраги, рвы и т.п.) или в местах, хорошо просматриваемых, с обязательным выставлением сторожевого охранения.

При заряжении и разряжении оружия стволы его должны направляется вверх или к земле.

При передвижении на всех видах транспорта оружие должно быть разряженным.

При посадке в автомобиль, лодку, убедится в отсутствии патрона в патроннике.

Не когда не брать оружие за ствол при выходе из лодки и других видов транспорта.

На привале оружие следует разредить и вешать на надежную опору, предварительно убедившись в ее крепости.

В случае отсечки нужно выждать 7–8 секунд, так как может произойти «затяжной выстрел» и при открытом затворе привести к несчастному случаю.

В случае падения оружия следует тот час же разредить его и убедится, что в канале стволов не попали земля, снег и другие предметы, так как при забитых стволах во время выстрела может произойти разрыв или раздутие стволов.

Не когда не следует использовать приклад оружия как ударный инструмент, ибо при этом от удара может произойти выстрел, направленный в самого служащего или рядом стоящего человека.

Если патрон не входит в патронник ствола некогда не следует его дожимать или заколачивать, так как при этом может произойти выстрел.

Крайняя осторожность должна соблюдаться при передвижении на лодке:

– недопускается стрельба с лодки над головами людей находящихся в ней;

– на лодке нельзя стрелять стоя, а также в направлении поперек ее борта;

– при перемещении в лодке оружие должно быть разряженным и надежно уложено в носовой части лодки или в корме.

Служебное оружие и боеприпасы должны храниться в условиях исключающих доступ к нему посторонних лиц. Оружие должно быть исправным и незаряженным при хранении.

О каждом случае применения служебного оружия служащий обязан незамедлительно, в течении суток сообщи в территориальные органы внутренних дел по месту применения оружия и в Управление, в отдел охотничьего надзора.

Предупреждение несчастных случаев при встрече со зверем.

Главное – не терять самообладание и помнить, что в большинстве случаев звери боятся человека.

Нельзя бежать от зверя, т. к. при виде бегущего человека у зверя может возникнуть рефлекс преследования. Кроме того, самки зверей могут напасть на человека в случае мнимой и реальной опасности для их детенышей.

Недопустимо резко и истерично кричать, имея в виду, что старые особи могут воспринять это как вызов или агрессию со стороны человека и совершить нападение.

Без крайней необходимости не стрелять в зверя, зачастую его можно остановить выстрелом в воздух, а также сигнальной ракетой, фальшфейером и т.п.

При явном нападении зверя важно укрыться за дерево и не торопиться с выстрелом, подпуская поближе и стрелять наверняка.

Не следует торопиться подходить к упавшему после выстрела зверю, необходимо убедиться, что он мертв. Если уши прижаты и шерсть на загривке поднята, значит, зверь еще жив, нужно сделать контрольный выстрел.

Не преследовать раненого зверя, помня, что раненый и преследуемый зверь более агрессивен и может напасть.

При выполнении служебных обязанностей служащий должен руководствоваться техникой безопасности на охоте.

Меры безопасности при выборе лагеря и проживание в нем.

Для разбивки лагеря необходимо выбирать по возможности сухие места, защищенные от ветра. Разбивать лагерь в чаще леса не рекомендуется.

Выбранные для ночлега (привала) место должно находиться на таком удалении от берега, ручья, чтобы исключалось затопление его во время возможного подъема воды.

Оружие, топоры, пилы, прочий инвентарь и походное имущество нужно располагать в отведенном легкодоступном месте во избежание травм.

Перед уходом с ночлега, костер необходимо тщательно залить водой или засыпать землей.

Меры безопасности при эксплуатации автомобилей.

К управлению транспортом допускаются служащие, имеющие водительское удостоверение и категорию (А, В, С, Д), на право управления данного автотранспорта, приказ о закреплении за соответствующим автомобилем и другие документы, предусмотренные «Правилами дорожного движения».

Во время стоянки запрещается отдыхать или спать в кабине или крытом кузове при работающем двигателе.

При запуске двигателя пусковой рукояткой водитель обязан предварительно перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз.

Перед началом движения убедиться с помощью зеркал заднего вида в отсутствии помех, препятствующих движению (люди, транспорт, животные, строения и т.п.).

Предупреждение и действия при потере ориентировке.

Перед выходом в лес служащие обязан ознакомиться с общей схемой местности (реки, ручьи, распадки, перевалы) и уяснить направление конкретного маршрута туда и обратно.

При себе иметь компас и периодически контролировать направление движения, если компаса нет, необходимо запоминать местность по ходу движения (характерные ориентиры), на случай возвращения по ним.

В случаи потери ориентировки не терять самообладания и обдумать обстановку, проанализировать пройденный путь и предполагаемое местонахождение. Заблудившись и двигаясь по лесу, оставлять затесы и следы (для себя и тех, кто ищет вас). При выходе на тропу, идти по ней в понижающуюся сторону. В снежное время возвращаться «обратным следом».

3.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника опасной ситуации на объекте, определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносятся ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

Чрезвычайные ситуации классифицируются:

– по природе возникновения – природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

– по масштабам распространения последствий – локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;

– по причине возникновения – преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

– по скорости развития – взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

– по возможности предотвращения чрезвычайной ситуации – неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.

К чрезвычайным ситуациям в охотничьих угодьях относятся: лесные пожары, резкий подъем уровня воды (наводнение).

Лесные пожары происходят очень часто и представляют большую проблему, как для охотника – промысловика, так и для служащего. Причиной их служат, в основном, антропогенные факторы. Пожары наносят огромный ущерб охотничьему хозяйству и представляют опасность не только для животных, но и для людей. При проведении рейда ответственность за пожарную безопасность несет старший рейдовой группы.

При остановке в лесу и в степи территория лагерных стоянок должна быть очищена от сучьев, хвороста, валежника, прочего материала и окружена двухметровой полосой, с которой полностью удалены травяная и лесная подстилки. Очистка территории путем выжигания запрещается. Запрещается разводить костры и дымокуры в хвойных молодняках, на торфяниках, в подсохших камышах, под кронами деревьев и в других пожароопасных местах.

Если пожар только начался, охватил незначительную территорию и есть реальная возможность его потушить (наличие воды, человеческих и технических ресурсов), следует немедленно приступить к тушению пожара.

Если пожар уже занял значительную площадь, и нет возможности его локализовать, следует отходить за водные преграды, минерализованные полосы, дороги, и только оттуда организовать мероприятия по тушению пожара.

Если пожар окружил или двигается с большой скоростью, и нет возможности успеть выйти из очага поражения, следует искать водоем (озеро, речку, болото), в котором, укрывшись, можно переждать пожар.

Резкий подъем уровня воды в реках – это чрезвычайная ситуация может возникнуть при нахождении людей на временной стоянке или отдыхе на берегу рек. Во время даже незначительных осадков уровень воды в горных реках резко возрастает до одного метра и более, что влечет за собой опасность лагерю быть смытым потоком воды. Чтобы избежать этой опасности не следует:

– устанавливать бивуаки, лагеря, зимовья на берегу рек в непосредственной ее близости;

– устанавливать бивуаки, лагеря, зимовья на островах этих рек.

4. Охрана природы

Охрана природы – это система мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

В последнее время наблюдается необычный рост интереса к охране природы, ее проблемам и задачам. Причиной этого является то, что человечество столкнулось с нарастающим по масштабам разрушительным воздействием на природу своей хозяйственной деятельностью. Это влияние сказывается на окружающей человека среде и на нем самом.

Влияние хозяйственной деятельности человека хорошо заметно на территории Магдагачинского района. Обеднение фауны связано не только с прямым истреблением охотничье-промысловых зверей, но и с сокращением массивов хвойных, мелко- и широколиственных лесов. Это отражается на изменении биоценозов и составе образующей их фауны, падает численность охотничье-промысловых животных. Многие типичные представители леса представляют большую редкость, сохранились лишь в малом количестве.

На территории района, несмотря на снижение хозяйственной активности, в последние годы природе угрожают серьезные антропогенные факторы.

Самый опасный враг леса – лесные пожары. Отрицательные последствия их огромны. Пожар полностью или частично уничтожает деревья и всё живое в лесу (травяной покров, зверей, птиц и т.д.). Повреждённый пожаром лес теряет водоохранные, полезащитные и другие полезные функции. В нём возникают благоприятные условия для массового размножения вредных насекомых и развития грибных болезней. На лесных гарях, как и после вырубки, формируется иной тип растительности, что приводит к смене животного населения. Большие потери несёт охотничье-промысловая фауна, гибнет побочная продукция леса. Едкий дым долго горящего леса разносится ветром, загрязняет атмосферу.

Причины возникновения лесных пожаров разнообразны, но 90% их происходит по вине человека.

На территории Магдагачинского района расположено два лесхоза: Тыгдинский и Магдагачинский, которые выполняют мероприятия по лесовостановлению, охране и защите лесов от пожаров и вредителей леса, осуществляющие государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством лесов. К мероприятиям, предупреждающим распространение пожаров в лесах, относятся создание противопожарных барьеров, устройство дорог, водоёмов, обеспечивающих успешное тушение очагов загорания.

Главными причинами сокращения численности охотничьих животных является браконьерство и разрушение местообитаний вследствие пожаров, палов, рубок леса.

Одним из наиболее эффективных способов сохранения биоразнообразия является организация особо охраняемых природных территорий, действие которых регулируется Федеральным Законом (№33 – ФЗ от 14 марта 1995).

В Магдагачинском районе расположены Толбузинский и Магдагачинский областные зоологические заказники, а также памятники природы: Сосновый бор по реке Тыгда – ботанический, Гонжинский минеральный источник – гидрологический, Участок реки Ольга – гидрологический, Водохранилище Курган – гидрологический, Участок реки Буринда – гидрологический, Буриндинский утес – геологический.

Для осуществления охраны охотничьих угодий, учета численности охотничьих животных, регулированию их численности и надзора за соблюдением правил охоты на территории района существует служба Магдагачинского охотнадзора, которая охраняет угодья не только своими силами, но и параллельно с другими природоохранными организациями и милицией, что дает огромный эффект.

Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушителей Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, знание уголовного законодательства и иных правовых актов, а также умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством, имеет важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира.

За три предыдущих года служащими отдела было выявлено 576 случаев нарушений правил охоты не территории района. Общее количество выездов на борьбу с браконьерством 648.

В результате проведения рейдовых работ по составленным протоколам были приняты меры:

– по 25 протоколам были возбуждены уголовные дела;

– предъявлено исков за ущерб госохотфонду – 102600 руб.;

– наложено штрафов за нарушение законодательства – 343400 руб.;

– предъявлено конфискатов – 56404 руб.

Было изъято 52 единицы гладкоствольного оружия, 16 единиц нарезного. Проведено 1333 лекций и бесед, выпущено 18 печатной информации в СМИ.

Для улучшения охраны природы необходимо провести ряд мероприятий:

– усилить работу по пропаганде населения направленную на сохранение окружающей нас природной среды через средства массовой информации, установлением соответствующих аншлагов на дорогах общего пользования.

– ужесточить меры наказания к нарушителям охотничьего, рыбного, лесного и экологического законодательства;

– больше создавать различных ООПТ.

Вывод

Состояние отдела на сегодняшний день оставляет желать лучшего. При патрулировании маршрутным методом на двух и более автомобилях нет современных средств связи, что доставляет большие неудобства.

При постоянном патрулировании охотничьих угодий автомобили очень слабо оснащены вспомогательными средствами (лебёдка, люк).

Однако, наряду с неполной укомплектованностью автотранспортных средств отдела, инспектора ухищряются вести борьбу с браконьерством на должном уровне.

Подведя итог дипломной работе можно сделать следующие выводы:

1. Служащими отдела было выявлено 576 случаев нарушений правил охоты не территории района. По составленным протоколам были приняты меры: по 25 протоколам были возбуждены уголовные дела; предъявлено исков за ущерб госохотфонду – 102600 руб.; наложено штрафов за нарушение законодательства – 343400 руб.; предъявлено конфискатов – 56404 руб.; изъято 52 единицы гладкоствольного оружия, 16 единиц нарезного проведено 1333 лекций и бесед, выпущено 18 печатной информации в СМИ.

2. Количество протоколов по годам сильно не меняется, по существу нарушений варьируют: «охота в запрещенные сроки», «охота без документов».

3. Наибольшее количество составленных протоколов приходится на осенне-зимний период.

4. Экономические затраты на деятельность отдела выше, чем экономический эффект.

Предложения производству

Для улучшения работы отдела по количеству и качеству протоколов, необходимо:

  1. усовершенствовать техническую базу, сокращение сроков ремонта автомобилей, путем своевременного финансирования;

  2. при работе в глубокоснежных, заболоченных, непроходимых районах необходим автомобиль повышенной проходимости типа ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УРАЛ, специально оборудованный;

  3. повысить эффективность работы отдела за счет стимулирования оплаты труда;

  4. для более результативной работы отдела необходимо увеличить количество рейдовых выездов за счет более полного обеспечения горюче-смазочными материалами, запасными частями к автомобилям;

  5. вести пропаганду проблем охраны животного мира и разъяснительную работу, через средства массовой информации;

  6. при бригадном (групповом) выезде службы охотнадзора с работниками природоохранных структур на охрану охотничьих угодий, группа становится более пластичнее по отношению к браконьерству, поэтому необходимо увеличить количество совместных выездов с другими природоохранными организациями, милицией;

  7. чтобы доказать виновность некоторых лиц в совершении незаконной охоты с заведением уголовного дела и дальнейшим положительным результатом, отделу необходимо ввести штатную единицу – дознавателя;

  8. так как браконьеры постоянно усовершенствуют свое оружие, технику и способы охоты, нужно усовершенствовать правила охоты на территории Амурской области.

Список использованных источников

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Арустамова Э.А. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 496 с.

  2. Ведомость выдачи талонов ГСМ на месяц за 2005–2007 гг.

  3. Государственный доклад. О состоянии и об охране окружающей среды в Амурской области за 2003 год. Благовещенск, 2004. – 157 с

  4. Егошин В.В. Методика расследования незаконной охоты. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – 136 с.

  5. Ерофеев Ю.Н. Ответственность за незаконную охоту по уголовному законодательству России. М., 1994. – 45 с.

  6. Журнал регистрации охотнарушений за 2005–2007 гг.

  7. Инструкция о порядке рассмотрения материалов по охотнарушениям, применяемых административных и других правовых актах, связанных с охотнадзором. – Главохота, М., 1978. – 47 с.

  8. Инструкция о порядке добычи диких копытных животных по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР. – Главохота, М., 1984. – 79 с.

  9. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., Юридическая литература, 2002. – 254 с.

  10. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. – Васильев Г.Р. и др. – М., Юридическая литература, 2002. – 321 с.

  11. Краев Н.В. Правовое обеспечение охотничьего хозяйства. Киров. ВНИИОЗ, 1996. – 432 с.

  12. Краев Н.В, С.П. Матвейчук. Ответственность за незаконную охоту. – Киров: ВНИИОЗ, 2002. – 496 с.

  13. Лицевой счет каждого работника по заработной плате за 2005–2007 гг.

  14. Накладные на отпуск спецодежды и обмундирования 2005–2007 гг.

  15. Нечаев А.В. Основы правил безопасности и оказания первой медицинской помощи при проведении рейдовых выездов по охране животного мира и борьбе с браконьерством. М.: Наука, 1985. – 74 с.

  16. Особо охраняемые природные территории Амурской области (справочник). Благовещенск, 2000. – 42 с.

  17. Охотник, рыболов и закон: Сборник нормативных документов. – М.: «ПрессЮрЛит», «Издательский Дом Рученькиных», 2004. – 247 с.

  18. Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов/ Сост. Н.В. Краев, В.Н. Краева. ВНИИОЗ. – Киров, 2001. – 451 с.

  19. Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов/ Сост. Н.В. Краев, ВНИИОЗ. – Киров, 1999. – 436 с.

  20. Организация работы по борьбе с браконьерством – М., Издательство Московского университета, 1986. – 105 с.

  21. Охотничий минимум/ Калядин А.П., Тихонов АА., М., Наука, 2000. – 47 с.

  22. Улитин А.А. Охота и закон. – М.: Агропромиздат, 1987. – 239 с.

  23. Уголовный Кодекс РФ. – М., Юридическая литература, 2002

  24. Харченко Н.Н. Охотоведение: Учебник. – М.: МГУЛ, 1996. – 364 с.