Организационное проектирование (работа 1)

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

/г. Симферополь/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Организационное проектирование

Выполнил:

Студент пятого курса

Факультета управления

Заочной формы обучения

57 группы

Держицкий Александр Геннадьевич

Проверил:

Дьяков Игорь Михайлович

Работа поступила на кафедру: «___»_________ г.

Дата рецензии: «___»_________ г.

Оценка: _______________

Методист: ________________________

1. Современная система материально- технического обеспечения.

Функции предприятия определяются видом его деятельности. Вполне естественно, что описание МТО предприятия заключается в перечислении относящихся к нему задач.

Функции МТО деятельности предприятия заключаются в коор­динации спроса и предложения на конкретный товар при миними­зации издержек как в стратегическом, так и в тактическом от­ношениях, а также в поддержании на должном уровне отношений фирмы с конкретными поставщиками и клиентами.

Из данного определения вытекают по крайней мере 2 задачи МГО - диалог и выбор. Под диалогом понимаются отношения пред­приятия с поставщиками сырья и материалов и с потребителями выпускаемой продукции. Различаются внутренний и внешний диа­логи - т. е. передача службам фирмы поступивших от внешних партнеров (как поставщиков, так и клиентов) пожеланий, и ог­раничений касательно использования материальных, технологи­ческих и трудовых ресурсов.

Очевидно также, что деятельность по МТО охватывает дли­тельный период; в то же время МТО должно обеспечить быстрое и эффективное занятие фирмой тактических позиций. А главное здесь является сбор и обработка информации. Именно в этом заключается будущее МТО как целостной системы по управлению информацией , состыковке ее элементов и задействованию их для достижения целей фирмы, контролю за использованием средств, постоянному отслеживанию движения вперед.

Таким образом, МТО находится в самом сердце осуществляе­мого компанией в различных областях выбора, в центре предпри­нимаемых действий; несомненно, оно представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы. При этом, выполняя функцию контроля, МГО утрачивает материальный характер.

Перед МГО всех компаний, организаций стоит одна и та же важнейшая задача: ликвидация производственных сбоев, обуслов­ленных нестыковкой движения товаров, материалов, информации и компетенций. МТО - это способ организации деятельности предп-риятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, про­изводящих и реализующих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей. 3. Планирование материально-технического обеспечения.

3. Планирование материально-технического обеспечение.

Для осуществления МТО необходимо разработать определен­ный инструментарий, позволяющий управлять уровнем предлагае­мой услуги, а также уровнем соответствующих затрат. В этой связи первоочередной интерес представляют системы планирова­ния информации.

Планирование - процесс принятия решений на основании ожиданий - позволяет достичь ожидаемых результатов путем воз­действия на сложную совокупность взаимонезависимых механизмов.

В процессе стратегического планирования принимаются ре­шения, касающиеся структуры сети товародвижения либо капита­ловложений, необходимых для придания большей гибкости системе материального обращения.

Оперативное планирование МТО представляет собой средство регулирования и контроля задействованного в производстве сырья и готовых изделий. Его цель состоит в развитии контак­тов между различными службами компании, усилении координации их деятельности и повышении их мотивации по отношению к зада­чам МТО.

Стратегическое планирование деятельности в сфере МТО должно помочь компании научиться приспосабливаться к измене­ниям в окружающей среде. Примерами стратегических решений, вызванных изменениями среды, можно считать решение о переме­щении центра реализации в связи со сдвигами в территориальном распределении клиентуры, а также разработку гибкого производ­ства. нацеленного на более быстрое удовлетворение постоянно усложняющихся требований рынка.

Таблица N1.

2. Три аспекта материально-технического обеспечения

Информ. источники

Мероприятия по

планированию

Управленческие мероприятия

Мероприятия по прием. товаров

матер. потоки

Прогнозирование спроса конечной продукции

Корректирока по поступившим заказам.

Календарное планирование транспортных пере-возок готовых заказов.

Управление пото-ками гот. про- дукции.

Оперативное пла-

нирование продук-ции.

Оперативное плани-рование производ-ства.

Календарное плани-рование снабжения.

Управление пото-ток. п/фабрикатов

Составление пла-нов снабжения.

Управленческая обраьотка заказов клиентов.

Контроль за рейса-ми с товаром

Учет и инвентариза-

ция запасов товаров

Заказы регион. складов центр. складам.

Заказы произв. подразделениям.

Контроль за предоставл. услуг.

Учет полуфабрика-тов и запасов.

Управленческая об-работка заказов поставщикам.

Контроль за предос-тавлением услуг.

Подготовка заказов к реализации.

Осуществление пос-тавок.

Размещение и со-держание товаров на складе.

Поствка с центр. складов на регион.

Перевозки и перег-ки товаров до поступ. на центр. склады.

Упаковка товаров.

Межцеховые и меж-завод. перевозки.

Перевозки сырья и комплектующих.

Поставка сырья из пункта добычи в пункты переработки.

Подготовка постав-щиками заказов к отгрузке.

Задача оперативного планирования МТО состоит в обеспече­нии максимально эффективного использования ресурсов и средств, направляемых на удовлетворение сиюминутных потребнос­тей. Типичными вариантами планирования этого типа являются разработка программы выпуска некоторого оборудования или раз­работка календарного графика отправки продукции потребите­лю. Порой методологический инструментарий МТО разрабатывается одновременно для принятия решений стратегического характера и для планирования текущих потребностей. Так, представленная модель производства и реализации может обеспечить разработку оптимального сценария размещения заводов и складов с точки зрения глобальной стратегии компании. Зачастую эта же модель может способствовать решению оперативной задачи - оптимизации оборота сырья и товаров с целью сокращения запасов и времени складирования.

Ведущие специалисты теории экономики и логистики предла­гают следующую модель многоэтапного планирования МТО:

1) Стратегическое планирование. Основано на долгосрочных прогнозах спроса, движения издержек, изменений хозяйственной среды и пределов загрузки производст­венных мощностей. Это позволяет осуществить оптимальную стра­тегию в области маркетинга, производства и Финансирования.

2) Тактическое планирование. Применяется в пределах временного периода от нескольких меся­цев до одного года. Она помогает сформулировать взаимоувязан-

ные задачи по получению годовой прибыли для службы компании. а также разработать совокупность частных планов для оператив­ных служб закупки, производства, перевозок, содержания техни­ки. и т.п. Тактическое планы легко поддаются пересмотру в те­чение года, по мере выявления реального спроса.

3) Оперативное планирование. Дает возможность распределить полученные заказы между различ­ными производственными подразделениями так, чтобы обеспечить конкретное удовлетворение текущих потребностей. Физическое распределение готовых изделий улучшается благодаря внедрению схемы "склад-поставки". Разработка подобного интегрированного подхода к оптимизации управления материальными потоками пред­ставляет собой один из основных способов использования потен­циала МТО в целях увеличения обшей конкурентоспособности.

4. Оперативное планирование МТО.

Теоретически планирование операций по МГО можно предста­вить в виде схематичного деления на 5 в основном не связанных друг с другом элементов:

1) прогнозирование спроса;

2) планирование производства;

3) планирование физического распределения продукции;

4) планирование снабжения:

5) система оценок результатов функционирования

системы МТО.

Сюда же относятся две подсистемы : 1) учета и контроля выполнения заказов, поступающих от клиентов, и 2) учета и контроля выполнения заказов фирмы ее поставщиками. Элементы перечислены в хронологическом порядке выполнения соответству­ющих задач. Чем ниже место элемента ( см. рис. 1 ), тем короче временной горизонт осуществляемых данной службой операций.

Рассмотрим кратко каждый элемент.

Подосистема учета заказов Прогнозирование Подсистема учета заказов

клиентов и контроля их выполнения спроса поставщикам компании и контроля их выполнения


Планирование

сбыта


Планирование

производства


Составление

программ выпуска

на рынок


Составление программ потоков

и определение средств


Календарное Планирование

планирование снабжения



Составление программ

заказов


Календарное планирование

складских и транспортных

операций


Оценка результатов

функционирования

системы МТО


Рис. 1. Общая схема планирования МТО (распределение - производство-снабжение)

Прогнозирование спроса. На этом этапе производится ана­лиз ретроспективы спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных фирмой ранее ( в течение как можно более длитель­ного срока). При этом следует параллельно произвести два вида работ: установить различия в типах продукции и, возможно, потребителей, а также выбрать из всей широкой гаммы существу­ющих методов прогнозирования те, которые могут быть исполь­зованы в конкретных условиях. Третий этап сводится к тестиро­ванию и отбору подходящих методов составления прогноза с уче­том полученных знаний о ретроспективе спроса и о типах това­ров. Здесь также проводится сопоставление полученных резуль­татов с реальным спросом, зафиксированным в течение данного периода.

Планирование производства. Специалисты в области автома­тизации управления производством предлагают подход, вписываю­щийся в схему "планирование - исполнение - контроль". Суть его состоит в том, что система готовит планы, исполнение ко­торых возлагается на различные службы: службу закупок, службу производства, службу оборудования и т. п. Затем реальные пока­затели сравниваются с плановыми для выявления и ликвидации расхождений. Этот метод основывается на двух основных принци­пах: 1) управление осуществляется на основе запланированных показателей, а не на экстраполированных данных: 2) в управле­нии учитывается взаимозависимость составляющих одного и того же готового изделия.

Планирование Физического распределения продукции (или МТО сбыта). Под системой МТО сбыта следует понимать сеть про­изводящих услуги единиц , деятельность которых направлена на удовлетворение торгового спроса при заданном уровне издержек и качестве товаров. Эта деятельность осуществляется в рамках системы оперативного планирования , увязанной с производством товаров и с материальным снабжением.

Прежде всего на основе данных, полученных при прогнози­ровании спроса и в ходе учета заказов, разрабатывается общий план МТО сбыта. При этом устанавливается объем наличных ресурсов у внешних и внутренних поставщиков. Полученные цифры позволяют убедиться в том, что движение материальных потоков в должном объеме действительно может быть обеспечено в тече­ние рассматриваемого периода.

Следующий этап процесса - разработка программ движения потоков изделий по всей распределительной сети, от производс­твенных единиц до центров конечной продажи, даже до клиенту­ры. Эта стадия сопряжена с определением потребностей в скла­дировании . Здесь же учитываются потребности в транспортных средствах.

На этой стадии составляется программа массовых перемеще­ний товаров, а затем оптимизируются масштабы складских поме­щений и их географическое размещение. Календарный график под­готовки товаров к отгрузке и поставок потребителю может быть разработан на основании рабочих программ, применяемых регио­нальными центрами реализации.

Планирование транспортных операций способствует сокраще­нию их издержек при одновременном поддержании заданного уров­ня услуги. Это достигается благодаря следующим мерам:

- оптимальное распределение перевозок по различным типам и видам товародвижения, отбор наиболее квалифицированных пе­ревозчиков;

- оптимизация структуры парка транспортных средств, кон­троль над их использованием и содержанием;

- разработка маршрутов, позволяющих максимально полно использовать транспортные средства и рабочее время с соблюде­нием действующего социального законодательства;

- разработка ежедневного оптимального календарного гра­фика маршрутов с составлением отчетов-прогнозов и отбором среди различных типов транспортных средств.

Планирование снабжения. Заключается в составлении за­каз-нарядов на закупки с уточнением данных относительно коли­чества закупаемых товаров, а также периодически заказов и штрафных санкций вследствие просроченных поставок. Типичный вариант оперативного планирования - составление программы снабжения под имеющиеся заказы с учетом ограничений со сторо­ны наличных запасов в производстве и в торговой сети.

Оценка результатов функционирования системы МТО. Пели оценки результатов заключаются в следующем:

- информирование всех заинтересованных представителей руководства о достигнутых результатах, оцененных с точки зре­ния уровня производительности и издержек, а также окупаемости вложенных средств; соотнесение реальных показателей с плано­выми с целью осуществления необходимых корректировок;

- обеспечение руководства и функциональных служб компа­нии методом количественного выражения поставленных целей. До­ведение соответствующих целевых показаний до каждого уровня управления:

- усиление взаимоувязки отдельных компонентов общего процесса планирования МТО на основе координации задач, стоя­щих перед различными участниками физического оборота;

- улучшение взаимодействия представителей различных уровней и эшелонов управления, а также развитие системы их стимулирования путем внедрения принципов управления по целям;

- обеспечение научно обоснованного принятия решений на базе моделирования основных возможных вариантов.

5. Планирование МТО на фирме "ПРИОР".

Фирма "ПРИОР" оптовое торгово-посредническое предприятие по продаже бытовой техники, кухонного оборудования и других хозяйственных товаров . Она занимается закупкой, доставкой до оптового склада, хранением, сбытом и доставкой проданного то­вара до потребителя указанных видов выше товаров. Товаро­оборот фирмы довольно высок, что составил зa 1994 год свыше 7 млрд. руб. Фирма имеет несколько отделов, таких как :

отдел закупок,

отдел маркетинга и прогнозирования сбыта. отдел рекламы и продаж, складское хозяйство, транспортно-экспедиционное хозяйство, финансовый и бухгалтерский отдел, отдел охраны фирмы.

Различные модели, применяемые в планировании и осуществ­лении МТО в фирме "ПРИОР" в значительной мере способствуют решению разнообразных задач в деятельности. Предприятие опи­рается на достаточно развитую и гибкую систему обработки дан­ных и высококвалифицированный персонал. Фирма имеет на своем балансе 6 высокоэффективных персональных компьютеров марки IBM 486 PC/ AT, необходимого количества современной организа­ционной техники и самое главное, молодых высококвалифициро­ванных специалистов с высшим и средним специальным образованием в области экономики и торговли, желающих с наибольшей отдачей применять полученные знания на практике.

В настоящее время отечественный рынок бытовой техники как никогда очень насыщен, покупательная способность населе­ния невысока, поэтому конкуренция среди продавцов каждым днем становится все жестче. В этих условиях главными факторами вы­живания торгующих фирм становится повышение прибылей от масш­табов деятельности и снижения общефирменных затрат путем оп­тимизации материальных, денежных, транспортных и информацион­ных потоков.

Всего лишь два-три года назад главная задача фирмы сос­тояла в поисках и закупке более- менее "ходового товара", а в покупателях не испытывали недостатка и не было проблем с пе­ревозкой товаров из-за низких транспортных тарифов. Поэтому в то время Фирма не уделяла должного внимания проблемам, кото­рые ставит наука логистика. Но последующие годы нас столкнули с теми проблемами, которые являются обычными в нормальных ры­ночных условиях. Во-первых, возникла необходимость оперативного учета товарных запасов на складе, отгруженных потребителям, отгружен­ных поставщиками товаров нам и самое главное, оперативный учет всех заявок от наших клиентов на поставку товаров. Опе­ративный учет невозможен без компьютеризации в складском хо­зяйстве, которая способствует в свою очередь улучшению взаи­модействия складского предприятия с аппаратом управления и от­делами закупки и продаж фирмы. Но в нашей стране, хотя и мно­жество поставщиков компьютеров и прикладных компьютерных программ, большое количество самих ЭВМ, у нас совершенно не развиты локальные вычислительные сети, не созданы банки баз данных и самое неприятное, это практическое отсутствие модем-ных связей между компьютерами из-за плачевного состояния те­лефонных каналов. Из-за плохого состояния телефонных кабелей отвратительно работают факсимильные связи между абонентами, что сильно затрудняют и затягивают процессы заключения конт­рактов и соглашений. Космическая телефонная связь с цифровой передачей информации, сотовая телефонная сеть в последнее время имеет место быть, но такие виды услуги настолько дороги, что большинству фирмам они просто не по карману.

Во-вторых, возникли проблемы с перевозками товаров. Раньше четко работала государственная железнодорожная служба: цена перевозок была довольно низкая при небольших сроках дос­тавки. Но в последнее время железнодорожные тарифы выросли непропорционально инфляции, появились значительные задержки доставки грузов и потери, повреждения грузов из-за безответс­твенности перевозчика. Поэтому в последние годы фирма больший объем перевозок осуществляет автомобильным транспортом. В дальнейшем планирует полностью перейти на этот вид транспор­та. При высоких затратах на топливо, амортизационные отчис­ления и заработную плату водителей, фирма выигрывает в опе­ративности доставки товаров и от поставщиков, и покупателям, маневренности, надежности, что в конечном итоге приводит к ус­корению оборачиваемости оборотных капиталов, росту репутации фирмы перед клиентами, к увеличению товарооборота и следова­тельно, прибылей.

В-третьих, в последние годы фирма довольно часто сталки­вается с неритмичной работой производителей. Мы заранее зак­лючаем договора с заводами -изготовителями сложнобытовых при­боров, таких как холодильники, кухонные плиты и др. Из-за тя­желого экономического и финансового состояния, предприятия работают неритмично, приостанавливая на время выпуск той или другой продукции; за товар требуют предоплату, хотя это не является стопроцентной гарантией отгрузки товара. Иногда пе­речисленные средства фирмы надолго замораживаются на счетах недобросовестных производителей-монополистов, быстро инфлируя и выходя из оборота предприятия. При этом происходит рассог­ласование связей между поставщиками и потребителями, частично парализуется работа в отделах закупок и продаж. Фирма терпит убытки, включая и упущенные выгоды (что мы еще толком не нау­чились считать).

В-четвертых, в стране качество банковских услуг невысо­кое. Банки перечисляют средства клиентов неоперативно, неред­ко в их деятельности случаются задержки денежных средств кли­ентов и разного рода нестыковки, что приводят к затягиванию процесса поставок и продаж товаров, выполнения и даже срыва условий контрактов.

В-пятых, последние годы в отечестве ознаменованы жесто­чайшей инфляцией, что приводит к хаосу в экономике и практи­чески невозможности ни только стратегического, но и более менее достоверного оперативного планирования. Более всего мешает работе непредсказуемость и неуверенность в завтрашнем дне.

Как видно из вышеприведенных причин, в нашей фирме, нес­мотря на усилие оптимизировать всех процессов и экономить ма­териальные, финансовые, трудовые ресурсы, полученные резуль­таты невысокие. Логистика, формы и методы которой наиболее полно отвечают задачам глубокой и всесторонней интеграции производственно-хозяйственной деятельности и поиску оптималь­ных управленческих решений на различных этапах и уровнях управления, у нас еще не заняла свое должное место.

Но мировая практика создания логистических систем управ­ления показала, что логистические принципы в управлении про­изводством и предприятиями в настоящее время являются одним из магистральных направлений нормализации развития предприя­тий с целью усиления режимов экономии трудовых, материальных, денежных, энергетических ресурсов, повышения эффективности управления на разном уровне, обеспечения требуемого качества потребительских благ. Со временем и у нас логистика станем движущим фактором в экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордон M.П. ,Тишкин Е.М. ,Усков Н.С. Как осуществить эко­номическую доставку товара отечественному и зарубежному поку­пателю. Москва. "Транспорт" 1993.

2.Эрв Мате, Даниель Тиксье. Материально-техническое обес­печение деятельности предприятия. Москва. Прогресс. 1993