Социально-экономическая модель развития США

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Экономический факультет

Кафедра международной экономики

Социально-экономическая модель развития США

Выполнила: Студентка 4 курса

гр. ЭМ-41 Е.Ю.Чурай

Научный руководитель Т.И.Ким

Харьков – 2005

Содержание

Введение

Раздел 1. Общая характеристика модели социально-экономического развития США

1.1 Особенности природно-ресурсного потенциала США, экономической политики США

1.2 Важнейшие отрасли экономики США

Раздел 2. Эволюция экономической политики США

2.1 История развития политики США в довоенный период

2.2 Экономическая политика США в послевоенный период

2.3 «Новая экономика» как модель развития США

Заключение

Список использованных источников

Введение

Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются США. Уже в начале 20 века США выделилась как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. И несмотря на то, что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна, как прежде американская экономика все же является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированного на высокие стандарты потребленияСейчас США является безусловным лидером не только в военной и экономической, но и в научной и культурной сферах. Хорошо это или плохо, но американский образ жизни становится образцом для подражания всему миру. великая американская мечта захватывает молодежь в разных концах света, а английский язык фактически стал мировым. Поэтому данная тема является довольно актуальной и своевременной. Степень изучимости довольно высока, многие авторы занимались изучением модели развития экономики США, потому что она имеет достаточно большое влияние на экономику других стран. Объектом данной работы является социально-экономическая модель развития США.

Целью данного исследования является оценка состояния национальной конкурентоспособности США в условиях глобализации и определение путей оптимизации.

Задачей исследования является рассмотрение экономики США, истории развития экономической политики США, структуры экономики, а также обратим внимание на ее особенности.

В данной работе были использованы труды таких авторов как Мовсесян, Николаева, Кудров, Колесов, Булатов и др.

Раздел 1. Общая характеристика модели социально-экономического развития США

1.1 Особенности природно-ресурсного потенциала США

США - четвертая по величине страна в мире. Ее площадь 9,5 млн. кв. км>, >а население – около 270 млн. чел. Она простирается от берегов Атлантического океана до побережья Тихого океана и пересекает восемь часовых поясов. Государство состоит из пятидесяти двух штатов, два из которых изолированы от прочих: это Аляска, лежащая к северо-западу от Канады, и Гавайи - цепь тропических островов в Тихом океане. Страна простирается от снежных пространств Аляски и выжженных пустынь юго-запада до широких равнин Среднего Запада и субтропических лесов юго-востока.

Население на 72% - белое, 12% составляют афроамериканцы. Около 30 млн. населения сохранило родной язык и используют его наряду с американским.[9,с.374]

Климатические условия благоприятствуют развитию сельского хозяйства, оно является самым эффективным в мире. США располагает более чем 100 видами полезных ископаемых. Из природных ресурсов наибольшую долю в объеме продукции добывающей промышленности в стоимостном выражении составляют энергоресурсы (90%). Страна хорошо обеспечена энергоносителями - нефтью, углем, газом, ураном, гидроресурсами, - хотя и импортирует их, консервируя часть собственных месторождений. Около 75% добычи металлов приходится на железную руду и медь. Вместе с тем около 50% потребностей экономики в минеральном сырье удовлетворяется за счет импорта. В частности, США не располагает запасами таких стратегических металлов как хром, марганец, вольфрам и кобальт.[8,с.446]

Американская нация также совершенно уникальная. Миллионы отважных людей почти изо всех стран мира пересекли океан, навсегда порвали со своей старой родиной и стали частью нового мира. Американский melting pot (плавильный котел) "переплавлял" и "перемалывал" представителей различных наций и цивилизаций, быстро и эффективно "выплавляя" из них единую американскую нацию. Конечно, сюда ехали люди, уже отличающиеся большей решительностью и самостоятельностью мышления, чем оставшиеся за океанами соплеменники. И все-таки удивительно, как быстро православные и католики, буддисты и синтоисты, мечтательные славяне, созерцательные индусы и легкомысленные итальянцы становятся прагматичными и деятельными американцами. Оказывается, американский ритм жизни и американская производительность труда посильны всем народам. Китайцы, индусы, арабы, русские, африканцы почти сразу начинают работать в несколько раз более производительно, чем на своей недавно покинутой родине. И дело здесь не только в ином технологическом уровне производства. Америка умеет заставить быстро перенять свои жизненные стандарты и трудовую мораль. Ей удалось создать настолько универсальную и естественную идеологию, что она при желании легко воспринимается представителями всех наций и культур.

США - федеральное государство, и компетенции правительств и центра строго разграничены. Штаты лишены внешнеэкономических полномочий, не имеют прав отделения и изменения формы правления.

Американская система цивилизационных ценностей и мощные, устойчивые формальные институты оказались идеальной средой для экономического развития, основанного на знаниях и инновациях. Свобод ощущающий себя центром политической и экономической системы, человек, права и собственность которого надежно защищены, лучше всего, ответствует требованиям инновационного типа экономического роста. Американская политическая и экономическая системы позволяют предприимчивым, талантливым и, конечно, удачливым людям достичь вершин богатства, славы и благополучия.

Великая американская мечта побуждала и побуждает миллионы американцев к действию, к дерзанию. Им с детства известно, что "мечты сбываются, когда желание становится действием". Они ощущают себя участниками гонки за богатством, живущими в постоянно меняющемся мире. Этот мир настойчиво требует новых идей, новых подходов, лидеров, изобретений, систем обучения и маркетинга, новых книг и сценариев для телевидения и кино. И в этом состоянии потребностей во всех новых и лучших вещах побеждает тот, у кого есть определенная цель и жгучее желание успеха. Настоящими лидерами этого мира всегда становились люди, которые превращали это желание в небоскребы, города, фабрики, аэродромы и разного рода удобства, делающие жизнь более комфортной. Духом дерзаний американская цивилизация обязана своей жизнеспособностью, помогающей выявлять и развивать таланты. Томас Эдисон мечтал об электрической лампочке. Он сразу же приступил к опытам и не отступился от своего, несмотря на тысячи неудач, пока его мечта не обрела реальные очертания. Мечтатели-практики дела не бросают! Уэлан мечтал о сети табачных магазинов, и сейчас магазины его компании в Америке – на каждом углу. Братья Райт мечтали о летательном аппарате. Сегодня каждый может убедиться, здравой ли была их мечта. Конечно, экономическая эффективность потребовала от американцев от многого отказаться в духовной сфере. Прагматичный американец не склонен к углубленным размышлениям о смысле жизни, о вечных вопросах, смерти и бытия. По распространенному мнению, американская духовная культура не так глубока и богата, как европейская. Она излишне технократична и ориентирована на потребление. Американцы спокойно относятся к таким утверждениям. Несомненно, современный мир идет их путем.

Их цивилизационные ресурсы оказались наиболее пригодными для использования в современных условиях, когда экономика пошла по постиндустриальному пути развития и резко возросла роль самостоятельной, творческой личности. Это количественно выразилось в том, что темпы роста производительности труда в США с начала 90-х годов выросли почти вдвое, в то время как в других странах они замедлились (таблица 1)[8,с.450]

Таблица 1

Темпы роста производительности труда (%)

Страны

1977-1995 г.г.

1997-200- г.г.

США

Япония

Германия

Франция

Великобритания

1,4

2,0

1,9

1,6

1,9

2,2

2,0

1,8

1,8

1,5

1.2 Важнейшие отрасли экономики США

США имеют самый большой ВВП в мире, превышающий 9,3 трлн. долл. На душу населения приходится более 34 тыс. долл. По этому показателю США также относится к богатейшим странам мира и превосходит всех своих основных экономических конкурентов.

США стали первой страной, прочно ставшей на путь постиндустриального развития. В сельском хозяйстве создается только 2% ВВП, в промышленности - менее 23%, а сфера услуг уже составляет более 75% американской экономики. По этому показателю США уступает только Израилю (81%) и Нидерландам (78%). Высокие темпы развития американской экономики и более медленный прирост ВВП стран, являющихся основными торговыми партнерами США, ведут к увеличению внешнеторгового дефицита Соединенных Штатов. В 2000г. он увеличился на 23% по сравнению с предыдущим годом и достиг 430 млрд. долл.[7, c. 454 – 455]

Удельный вес сельского хозяйства обманчив. Само сельское хозяйство является вершиной гигантского айсберга - агропромышленного комплекса США, производящего продукции на 1 трлн. долл. Американский фермер находится в центре обслуживающей и обеспечивающей его системы. Мелиорацией, химическим обслуживанием, ремонтом техники, сбытом занимаются специализированные организации. Вопреки общераспространенному мнению, в США велик процент убыточных ферм (около 800 тыс. ферм из 1900 тыс.). Основу сельского хозяйства США составляют 70 тыс. крупных ферм, дающих 67% всей товарной продукции. Объем реализации 1,5 млн., малых ферм составляет только 15%.

Последние годы сельское хозяйство США переживает кризис, связанный с низкими ценами на продукцию и, соответственно, низкими доходами фермеров. В 2000 г. цены на большинство сельскохозяйственных товаров продолжает снижаться. Главная причина их снижения - увеличиваются запас зерновых вследствие высокого урожая этих культур четвертый год подряд. Одной из причин падения цен на зерновые является также растущая обеспокоенность потребителей широким использованием генной инженерии в процессе выращивания этих культур. [7, c. 455]

Для скотоводческих ферм, особенно тех, которые занимаются разведением крупного рогатого скота, 2000 г. стал более удачным, чем предыдущий, что связано с продолжающимся повышением спроса на говядину в США.

Пищевая промышленность дает около 60% ВВП АПК и занимает третье место среди отраслей американской промышленности. Американцы тратят лишь 15% своих доходов на продовольственные товары. В последнее время в США растет спрос на полуфабрикаты. Из каждых 15 долл., затрачиваемых на продукты питания, лишь 8 долл. приходится на пищу, которую необходимо готовить в домашних условиях. Такая ситуация стимулирует развитие ресторанного бизнеса, доходы которого в 2000 году достигли 365 млрд. долл.[2,с.185]

Неплохо обстоят дела в традиционных отраслях промышленности. Доходы автомобильных компаний США в 2000 г. несколько снизились. Продажи автомобилей после роста в 1999 г. на 7% в 2000 г. сократились 4% - до 16,1 млн. машин, что, однако, является одним из самых высоких показателей за всю историю автомобильной промышленности США. Стимулом к развитию автомобильной промышленности США явилось увеличение количества новых моделей, разрабатываемых автомобилестроителями.

Продолжающийся экономический подъем в США будет способствовать сохранению высокого внутреннего спроса на продукцию металлургической промышленности, хотя темпы прироста доходов в этой отрасли 2000 г. несколько замедлились и составили 3,2%. Доля импорта в общем объеме потребления продукции металлургической промышленности в США уменьшилась в 2000 г. до 21% благодаря введению торговых барьеров, которые приостановили ввоз дешевой иностранной стали в страну. [3, c. 472]

В 1999 г. вследствие слияния ряда крупных алюминиевых компаний и стабильного экономического роста в США цены на алюминий повысились. Это благоприятно отразилось на развитии металлургической промышленности США в 2000 г. Негативную роль играют повышение стоимости рабочей силы этой отрасли, рост цен на металлический лом и довольно низкий уровень компаний.

Высокие цены на нефть были очень благоприятны для роста энергетической промышленности США в 2000 г. Доходы нефтяных компаний возросли почти на 20%. Стимулом к развитию энергетической промышленности США служит также растущее число слияний и приобретений компаний, действующих в этом секторе экономики. Основной причиной ускорения процесса объединения энергетических компаний в 1999г., по мнению экспертов, послужили низкие цены на нефть в 1998 г. Образование крупных корпораций способствовало резкому сокращению затрат энергетических компаний. Слияние фирм облегчает диверсифицирование их деятельности, способствует повышению эффективности. Негативным фактором для развития энергетической отрасли США будет продолжающийся отток инвестиций и перемещение производства американскими энергетическими компаниями за пределы страны.[7,с.457] Компьютерная промышленность является одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики США. Объем производства компьютеров 2000 г. достиг 266 млрд. долл. (для сравнения: в 1995 г. - 85,7 млрд.). съем продаж компьютеров в 2000 г. увеличился на 19%. Спрос на микропроцессоры повысился на 14,4% (в 1999 г. - на 14,8%). Однако в связи с продолжающимся снижением цен на компьютеры доходы от их продажи сократились на 100 млн. долл. Многие компьютерные компании увеличили свою прибыль за счет расширения спектра услуг, предоставляемых покупателям. Доходы американских фирм, действующих в этой отрасли, в 2000 г. возросли на 8,1%.

Объем производства программного обеспечения в 2000 г. увеличился до 129,6 млрд. долл. Темпы прироста продаж этой продукции в 2000 г. ускорить до 20% против 12,2% в 1999 г.. Планируемый широкомасштабный запуск в производство программы "Windows 2000", по подсчетам экспертов, приведет к повышению доходов крупнейшей компании отрасли - "Microsoft" на 20,5%. Прибыль компании возрастет на 11%.

В телекоммуникационной отрасли обостряется борьба между компаниями, осуществляющими местную и междугородную связь. В результате стоимость местных телефонных переговоров снизится примерно на 20%. Темпы прироста американского сектора телекоммуникационных услуг в 2000 г. составляет 9%. Объем предоставляемых услуг достиг 250 млрд. долл. Расширился спектр услуг. Мобильные телефоны все чаще используются для передачи информации из Интернета, что компенсирует уменьшение прибылей телекоммуникационных компаний вследствие снижения стоимости междугородных переговоров.

Занятость в области увеличилась до 11,1 млн. чел. (0,93 млн. в 1995 г.), производительность труда возросла до 281,74 тыс. долл. на одного занятого (195,23 тыс. в 1995 г.). Доходы телекоммуникационных компаний США в 2000 г. увеличились на 4,8%.

Последние годы быстро развиваются фармацевтическая промышленность и медицинские фирмы. Здравоохранение в целом стало крупнейшей отраслью экономики с ВВП, превышающем 1 трлн. долл. Доходы американских медицинских фирм в 2000 г. возросли в среднем на 5,9%, а фармацевтических - на 6,9%. На положении в фармацевтической промышленности негативно отразится замена многих лекарственных средств более дешевыми генетически разработанными аналогами. [10,c.159]

Сфера услуг, основная отрасль американской экономики, развита практически во всех направлениях. Это традиционные: туризм, банковское дело и торговля, медицина, образование. В последнее время особый приоритет получило развитие консалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новые быстропрогрессирующие информационные технологии. Сфера услуг обеспечивает подавляющее большинство рабочих мест в экономике, дает 80% всего прироста занятости в стране. Одновременно с ростом числа занятых в сфере нематериального производства происходит высвобождение высокооплачиваемых рабочих мест в промышленности по причине повышения производительности труда, автоматизации и механизации рабочих мест.

Американская торговля, продемонстрировавшая в 1999 г. рекордные темпы роста (7,6%), сумела сохранить их на довольно высоком уровне и в 2000 г. (5,5%).

Большое значение для экономики имеют транспортные услуги. В США развиты все виды транспорта, страна обладает прекрасной современной транспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт (см. таблицу 2), а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.

Таблица 2. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте американской экономики в 1996 г., %

Железные дороги

Автомобильный транспорт

Внутренний водный транспорт

Морской транспорт

Воздушный транспорт

Трубопроводы

33,5

22,1

11,2

18,3

0,4

14.5

Источник: Российский статистический ежегодник. М.1998,с. 787.

Доходы транспортного сектора, составили по данным “Standard & Poor’s”,в 1999г. составили 443 млрд. долл., что на 6,2% больше, чем в 1998 г. В 2000 г. они достигли 464 млрд. долл. Предположительною роль в развитии этой отрасли играет экономический подъем в странах Азии, который будет способствовать росту мировой торговли и, соответветственно, стимулировать увеличение объема морских перевозок [7,c.458]

Образование стало важной составной частью экономики США. Государство тратит на него 780 млрд. долл. в год. В последнее время увеличивается объем частных инвестиций, вкладываемых в образование: 1999г.он взрос в 4 раза - до 3,3 млрд. долл., в 2000 г. этот показатель достиг 4 млрд. долл. Расширение использования Интернета будет способствовать развитию фирм, предлагающих заочно, обучение. Темпы прироста американских компании, специализирующихся в сфере образования, в 2000 г. составили в среднем 6%.

Туризм важная составляющая сфера услуг. Благодаря улучшению положения в экономике многих стран Европы и Азии доходы туристского бизнеса США в 2000 г. возросли на 7,9%. Объем авиаперевозок туристов увеличился на 4%, в результате прибыли крупнейших американских авиакомпаний повысились на 13% - до 4,8 млрд. долл.

И, наконец, последняя по очереди, но отнюдь не по значению, сфера, финансовых услуг. [17,c.57]

Положение в банковском секторе США достаточно благоприятно. Продолжающийся экономический подъем в 1999 г. способствовал резкому повышению спроса (на 7%) на банковские кредиты, как со стороны американских компаний, так и со стороны частных лиц. Благодаря увеличению спроса на кредиты, а также расширению деятельности банков за счет предоставления клиентам новых видов услуг доходы банковского сектора США в 1999 г., по оценке экспертов "Credit Suisse Ferst Boston", достигли 70 млрд. долл., что на 12% превышает аналогичный показатель 1998 г. После ряда обвалов на рынке акций, начиная с апреля 2000 г., положение банковского сектора США ухудшилось. По мнению экспертов, экономика США постепенно входит в фазу рецессии, что не сулит банкам ничего хорошего.

Финансовые компании США, занимающиеся операциями с ценными бумагами, благоденствовали. Доходы американских компаний, действующих в этой отрасли, в 2000 г., не возросли. Количество клиентов фондовых фирм, обслуживаемых через электронную сеть, в 2000 г., увеличилось до 15 млн. В настоящее время на долю таких клиентов приходится около 20% ежедневного объема торгов на американских фондовых биржах. [3,c.143]

Доходы страхового сектора экономики США в 2000 г. возросли лишь 5%. Размер страховой премии увеличился менее чем на 1%. Доходы компаний, занимающихся страхованием жизни, в 2000 г. не повышались. Страховой сектор США, считают эксперты, нуждается в радикальной перестройке. Американские страховые компании, полагают они, должны активнее использовать возможности Интернета. Многие страховые фирмы планируют затратить большие суммы на новые технологии для того, чтобы начать обслуживать клиентов через компьютерную сеть. Это позволит страховым компаниям снизить затраты, расширить деятельность, увеличив количество услуг.

Внешнеэкономические связи. Роль мирохозяйственных связей в экономическом развитии США в последние два десятилетия качественно изменилась. Обладая огромным, многосекторным внутренним рынком при высокой степени обеспеченности сырьевыми ресурсами, США долгое время были достаточно экономически «закрытой» страной.

Преобразования в национальном хозяйстве страны в 80— 90-е гг. сопровождались формированием разветвленной системы внешнеэкономических связей. В современном взаимосвязанном мире не может быть эффективной экономика, отгороженная от мировых рынков. Для США переход от традиционного относительно автономного к более открытому типу хозяйства проявляется прежде всего в быстром росте внешней торговли и миграции капитала, расширении участия в международной производственной кооперации и научно-техническом обмене. Это отнюдь не устраняет конкуренцию со старыми и новыми соперниками на мировых рынках, но придает ей новые формы и является важным фактором экономического роста. Американские компании стали заметно активнее идти на торговые, кооперационные и другие связи с иностранными фирмами, на совместный бизнес с зарубежными партнерами у себя в стране и за границей.

Американское государство настойчиво ищет оптимальные пути поддержки экспорта и защиты национальных производителей от внешних конкурентов. В этом духе выдержан принятый в 1988 г. «Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности».

В конце XX в. хозяйство США развивается в условиях так называемой глобализации рынков. Товары, технологии, капиталы компаний и банков США все больше ориентируются на всю мировую экономику. В это же время огромный внутренний рынок страны превращается в один из важнейших факторов развития мирохозяйственных связей.

Доля экспорта в объеме материального производства США еще недавно была сравнительно невелика. Сейчас она приближается к 1/3. Особенно высока экспортная квота в наукоемком производстве, продукция которого в промышленном экспорте составляет около 2/3. Страна лидирует в продажах полупроводников, многих видов электроники, авиакосмической и лазерной техники, средств связи. Важную роль играет экспорт передовых технологий, патентов, лицензий, консультационных услуг. Вывоз услуг из США развивается вдвое быстрее, чем торговля товарами. Если в 1980 г. экспорт услуг оценивался в 48 млрд. долл. и составлял 18% всего экспорта, то в 1996 г. этот показатель достиг 237 млрд. долл. (28% экспорта). В этот же период экспорт сельскохозяйственных товаров увеличился с 42 млрд. долл. до 61 млрд. долл., сократившись с 15% всей стоимости экспорта до 7%. При этом из страны вывозится 1/4 всей сельскохозяйственной продукции, а по ряду ее видов — больше половины. [5,c.224]

Ввозятся в страну в первую очередь наукоемкие товары производственного и потребительского назначения, оборудование для обработки информации, станки, промышленные роботы, телевизоры, видеотехника, автомобили, кино- и фотоаппаратура, а также текстиль, обувь. Хотя зависимость США от внешних источников сырья значительно уменьшилась, в страну продолжается импорт нефти, цветных и редких металлов, стали.

Основные торговые партнеры США это их главные конкуренты на мировых рынках: — Япония и западноевропейские страны (главным образом ФРГ). Все более важную роль как центральные и импортные контрагенты играют новые индустриальные страны. На них приходится около 40% американского экспорта и значительная часть импорта.

Абсолютное лидерство США в мирохозяйственных связях уступило место конкуренции с другими их участниками на рынках товаров, капиталов, услуг, технологий.

В то же время растет зависимость национального хозяйства страны от развития событий на внешних рынках. Так, финансовый кризис в Азии 1998 г. чреват весьма серьезными последствиями для американской экономики.

Серьезной проблемой для США является значительное преобладание импорта над экспортом. Основными источниками несбалансированности внешних связей являются пассивы в торговле с Японией, Западной Европой и новыми индустриальными странами. Хотя в последние годы этот дефицит сократился, вопрос выравнивания торговых потоков остается одним из самых острых для США. В отдельные годы темпы роста импорта страны вдвое превышали темпы увеличения экспорта. В результате в 1998 г. дефицит внешнеторгового баланса страны превысил 120 млрд. долл.

В связи с этим американская администрация усиливает меры по стимулированию экспорта. Принята государственная программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для иностранных товаров на рынках Японии, Китая, некоторых новых индустриальных стран.

На США приходится примерно 1/3 всех мировых прямых зарубежных инвестиций. В последнее десятилетие прямые зарубежные инвестиции США ежегодно увеличивались в среднем на 17 % и достигли в 1996 г. 88 млрд. долл. По существу, за пределами страны функционирует своеобразная «вторая экономика», т.е. международное производство, торговля, финансовая сфера, подконтрольные американскому капиталу.[5,c.223]

Относительно новым явлением в мировой экономике стал гигантский наплыв иностранных капиталов в США. К 90-м гг. все виды иностранных инвестиций в стране превысили американские заграничные активы на 0,5 трлн. долл. Хозяйство США стало резервуаром, поглощающим огромные денежные ресурсы других стран, используя их для оплаты технологической модернизации экономики.

Иностранцы предпочитают использовать огромный американский финансовый рынок: деньги вкладываются в банки, в ценные бумаги корпораций и казначейства. Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор составляют менее 20% ввезенных средств. Прямые иностранные инвестиции в американскую экономику в 1996 г. составили 77 млрд. долл. Зарубежному капиталу принадлежит каждая десятая компания США в обрабатывающих отраслях. В итоге США стали страной-должником. Однако эту роль они используют для привлечения денег из других стран для финансирования собственного экономического роста.

Важнейшее значение для мирохозяйственных позиций США имеет международная роль американского доллара, на который приходится около 65% всех мировых валютных резервов.

Решающие позиции во внешнеэкономических связях играют американские ТНК, обладающие сетью предприятий по всему миру; объединенных кооперационными связями. На ТНК приходится 2/3 внешнеторгового оборота страны, 4/5 патентно-лицензионной торговли, подавляющая часть экспорта капитала. Они контролируют ключевые отрасли передовой технологии, что дает им преимущество в конкуренции. Общий объем продаж зарубежных предприятий ТНК соответствует примерно 1/3 ВНП США. В результате деятельности этих гигантов бизнеса американская экономика все более интегрируется в мировое хозяйство.

Раздел 2. Эволюция экономической политики США

2.1 История развития экономической политики США в довоенный период

Понять процесс можно, только проследив его эволюцию. Этот принцип эволюционного институционализма предписывает искать корни основных тенденций и факторов современности в экономической истории, изучать взаимодействие этих факторов в ретроспективе и на этой основе прогнозировать дальнейшее развитие.

В 1776 г увидели свет Декларация независимости США и "Богатство народов" А. Смита, представлявшие миру декларацию либеральной экономики. В этот же период возникли два основных течения в американской экономической политике. Оба течения возглавлялись известнейшими людьми, отцами-основателями Гамильтоном и Джефферсоном. Утверждения о том, что экономика способна к саморегулированию, Гамильтон назвал "бредовым парадоксом". Он выступал за промышленное будущее США и государственное регулирование рынка. Будучи министром финансов, он активно использовал денежную эмиссию, тарифную политику и другие методы госрегулирования. Джефферсон видел Америку будущего как рай мелких хозяйств, сельскую Аркадию. "Получай мы указания из Вашингтона когда нам сеять, а когда собирать урожай, мы, пожалуй, остались бы без хлеба", - говорил он, считая "Богатство народов" "лучшей книгой нашего времени" по политэкономии Он выступал за свободный нерегулируемый рынок, хотя в период своего президентства немало внимания уделял практическому регулированию торговли. Вот так, уже с первых шагов американской экономики сложились два основных лагеря, сторонников и противников государственного регулирования. Такое деление вновь стало проявлением борьбы двух важнейших институтов человечества - государства и рынка. Позиции Гамильтона впоследствии придерживались в основном сторонники демократической партии, а Джефферсона – республиканской. В США эта борьба не была непримиримой. Будучи прагматиками, американские либералы-республиканцы использовали методы государственного регулирования, а демократы, в свою очередь, часто поддерживали и проводили вполне либеральную политику. Американцы уже давно говорят, что "различия между республиканцами и демократами не стоит и десятицентовой монеты". С инфляцией эта разница все более сокращается.

В 1801-1865 гг. США занимались своими внутренними проблемами и как бы выпали из мировой истории. После ожесточеннейшей войны Севера и Юга за отмену рабства и победы индустриального Севера США устремились к экономическому могуществу.

Однако, несмотря на то, что перед первой мировой войной на долю США уже приходилось около трети мирового ВВП, Америка была практически лишена глобальных имперских амбиций, и втянуть ее в войну оказалось для стран Антанты нелегкой задачей. Даже после победы в войне США довольствовались относительно скромной ролью в „мировой политике. Для США традиционными оставались изоляционистские настроения невмешательства в "чужие " дела.

В 20-е годы Америка переживала эпоху процветания. Экономика быстро развивалась, еще быстрее рос фондовый рынок. В общем, ситуация была очень сходна с сегодняшней. Тогда эпоха просперити (процветания) закончилась жестоким кризисом,

От кризиса 1929-1933 гг. когда ВВП страны сократился на 1/3 и 1/4 рабочей силы оказалась незанятой, и до кризиса середины 70-х гг., вызванного ростом мировых цен на сырье и заставившего промышленные предприятия ресурсосберегающие технологии [3,c.469]

После кризиса 30 – х годов наступила депрессия, выход из которой был найден президентом США Ф. Рузвельтом. Его "Новый курс" предполагал, говоря словами Рузвельта "необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь… ". Кейнсианские методы регулирование примененные Рузвельтом, увенчались полным успехом. Основой реформы Рузвельта стал принцип: «Бизнес не может быть выше правительства».

Для обеспечения конкурентной среды в одной из базовых сфер американской экономики — энергетике и в то же время для создания новых рабочих мест и оживления потребительского спроса в стране в 30-е гг. развернулось строительство государственных гидроэлектростанций. В свою очередь Федеральная комиссия по энергетике получила полномочия контролировать обмен энергоресурсами между штатами, а соответствующие комиссии штатов утверждали расценки на электроэнергию и энергоносители - природный газ, нефтепродукты и пр. В области финансово-кредитной политики Комиссия по ценным бумагам в соответствии с «новым курсом» получила полномочия следить за деятельностью банков и других финансовых учреждений с целью предотвращения спекулятивных махинаций типа «пирамид».[3,c.470]

2.2 Экономическая политика США в послевоенный период

Америка вновь набирала экономическую мощь. Однако даже в преддверии уже очевидной германо-японской агрессии американское общество не хотело пересматривать свои старые изоляционистские взгляды. То, что происходило за океаном, мало волновало американцев. Злые языки до сих пор говорят, что Рузвельт был предупрежден о японском нападении на американскую базу Пирлл-Харбор, но допустил его, чтобы склонить американское общественное мнение к необходимости участия во второй мировой войне.

США вышли из войны могущественными, как никогда. На их долю приходилось около 50% мирового ВВП. У них оставался только один соперник, бывший союзник, держава-победитель - СССР, который довольно быстро становился врагом. Мир обрел жесткую биполярную структуру с примерным равенством сил противоборствующих сторон.

Победа в войне и неизбежное резкое сокращение военных расходов грозили для вскормленной войной экономики США новым кризисом. Его удалось избежать, придумав великолепный план Маршалла, решавший разом и экономические, и политические проблемы. Это был план широкомасштабной помощи новым американским союзникам в обмен на определенные политические обязательства. Таким образом, американская экономическая мощь направлялась на подъем разрушенных войной экономик европейских стран, и одновременно сколачивался монолитный военно-политический блок, способный под эгидой США противостоять блоку социалистических стран, ведомых СССР. [10,c.140]

В послевоенный период экономическая политика США в целом следовала кейнсианским принципам и рекомендациям. В период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра (1946-1962 гг.) постепенно произошел отход от идеи бездефицитного бюджета и проводилась умеренная бюджетная макрополитика, пытающаяся предотвратить новые кризисы.

Эпоха президентов Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера (1962-1980гг.) характеризуется активным государственным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В конце этого периода выяснилось, что кейнсианские методы потеряли свой стабилизирующий эффект, что связано прежде всего с зарождением новых мегаэкономических взаимосвязей и факторов развития. Наступала новая экономическая эпоха. Ее лозунгом стали слова Р. Рейгана: "Правительство не решит наших проблем. Правительство - само проблема", и как только "оно оставит нас в покое, проблемы эти решатся сами собой".

Неконсервативный курс республиканских президентов Р. Рейгана и Дж. Буша (1981-1992 гг.) теоретически базировался на монетаристских взглядах Нобелевских лауреатов М. Фридмена и Р. Манделла. Они предлагали сокращение государственных расходов, налогов и уменьшение государственного вмешательства в экономику. Активный вклад в разработку новой налоговой политики внес молодой журналист-экономист А. Лаффер, наглядно продемонстрировавший взаимосвязь собираемости налогов и налоговых ставок (кривая Лаффера). На базе этих теоретических соображений была создана "рейганомика", которая заключается в:

  1. жесткой кредитно-денежной политике, способствовавшей снижению

  2. инфляции. Одновременно повышение процентной ставки привлекло в США

  3. иностранный капитал;

  4. налоговой реформе 1986 г., приведшей к снижению предельной ставки подоходного налога с 55 до 33%, а налога на прибыль корпораций с 46 до 34%. Это стимулировало предпринимательство и, как и предсказывал Лаффер, увеличило поступления в бюджет; [15,c. 225]

3) пересмотре социальной политики в сторону сокращения государственных социальных программ;

4) резком увеличении государственных расходов на НИОКР, которые достигли 3% ВВП. 1 [8,c.454]

"Рейганомика" стимулировала снижение инфляции в 3 раза, уменьшение безработицы до 6% и довольно высокие темпы экономического роста. Кроме того, рейгановская "империя зла" пала, и США стали единоличным лидером человечества. Однако, бюджетный дефицит постоянно рос, и кризис 1990-1992 гг. показал, что рынок слишком сильно потеснил государство и экономическая политика нуждается в существенном изменении. [10,c. 157]

Победивший в 1992 г. Б. Клинтон предложил и блестяще осуществил

экономическую программу, предусматривающую более активную роль государства. В ее основе лежит борьба с бюджетным дефицитом. Администрация Клинтона посчитала, что налоговые ставки опустились ниже оптимума, и подняла их. Максимальная ставка подоходного налога повысилась до 36,9%. Одновременно были решительно сокращены государственные расходы. Результаты превзошли все ожидания. Рекордный дефицит государственного бюджета, доставшийся Клинтону от Буша (290,4 млрд. долл. в 1992 г.), был ликвидирован, и в 1999 г. был достигнут профицит бюджета в 79 млрд. долл.[11,c. 144]

"Клинтономика" возродила государственные социальные программы и увеличила инвестиции в общественный сектор и социальную инфраструктуру.

Инфляция снизилась до 2-3% в год, безработица - до 4,5%, а экономический рост в конце 90-х годах составлял 4%. Было создано 12 млн. новых рабочих мест, а фондовый рынок с 1993 г. вырос более чем в три раза. В 90-е годы США продолжили курс на интеграцию в мировую экономику, и уже более трети всех производимых в США материальных ценностей реализуется на внешнем рынке.[9,c.379]

Следует признать, что Клинтон скорее скорректировал курс Рейгана-Буша, и "золотая экономика Клинтона", как ее называют приверженцы президента, выросла все же из "рейганомики". Похоже, Америке удалось нащупать оптимальное для современного уровня технологического развития сочетание государства и рынка.

2.3 «Новая экономика» как модель развития США

Долговременный безинфляционный экономический рост в условиях постоянно растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в прежних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым догмам и законам пришла новая экономическая реальность - экономика США, которую уже окрестили как «Новая экономика». Американская модель «Новой экономики» характеризуется, прежде всего, такими принципиальными чертами как глобализация бизнеса и информационная революция.

Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуются за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают самые передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американская экономика уже на четверть зависит от экспорта или импорта.[10,c.160] Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяет лидерство США в процессе глобализации.

Информационная революция служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. В сфере информатики и телекоммуникационных технологий США не имеют себе равных. Так, в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке лидеров информатики американских компаний 17 (см. Таблицу 3). Таблица 3 дает представление об уровне развития и распространения информационных технологий среди рядовых потребителей ведущих стран мира.

Таблица 3

Рейтинг компаний информационных технологий (1998 г.)

Название компании

Страна

Сфера деятельности

1

America Online

США

Интернет-технологии

2

Dell Computer

США

Компьютеры и периферия

3

Solectron

США

Услуги по продаже программ и оборудования

4

Vodafone Group

Великобритания

Телекоммуникационные

услуги

5

Cisco systems

США

Компьютерные сети

6

ЕМС

США

Компьютеры и периферия

7

МСI WorldCom

США

Телекоммуникационные услуги

8

Inktomi

США

Интернет-технологии

9

Sun Microsystems

США

Компьютеры и периферия

10

Microsoft

СШЛ

Программное обеспечение

11

Lexmark International

Group

США

Компьютеры и периферия

12

Nokia

Финляндия

Телекоммуникационное оборудование

13

Tellabs

США

Телекоммуникационное оборудование

14

Quanta Computer

Тайвань

Компьютеры и периферия

15

IВМ

США

Компьютеры и периферия

16

COM verse Technology

США

Телекоммуникационное оборудование

17

Flextronics International

США

Услуги по продаже программ и оборудования

18

Qwest Communications

США

Телекоммуникационные услуги

19

Lucent Technologies

США

Телекоммуникационное оборудование

20

Airtouch Communications

США

Телекоммуникационные услуги

Составлено по: Business Week, June 21, 1999.

Глобализация бизнеса и новые информационные технологии привели к реструктуризации экономики США. Глобализация открыла новые рынки сбыта для американских товаров и услуг, стимулировала производство, ориентированное на зарубежный рынок.

Информационные технологии оказывают в свою очередь влияние на целый комплекс отраслей экономики.

Таблица 4

Уровень развития потребительских информационных технологий в ведущих странах мира (1998 г.)

Страна

Население охваченное мобильной телефонной связью, %

Доля потребителей, имеющих домашний персональный компьютер, %

Количество пользователей Интернета по отношению к общей численности

населения, %

США

25,0

35,0

38,4

Германия

13,3

17,0

8,8

Франция

15,4

16,0 _

4,2

Великобритания

17,8

20,0

126

Нидерланды

20,0

17,5

Швеция

37,0

18,0

26,4

Италия

28,0

11,5

Япония

36,0

14,0

5,9

Республика Корея

18,0

Источник: Fortune, December 21, 1998, p.56

С помощью информационных технологий можно повысить производительность труда и эффективность управления, снизить издержки, сократить оборудование, в котором теперь отпадает необходимость, можно значительно облегчить коммерцию, используя глобальные компьютерные сети. Особенность «новой экономики» заключается еще и в том, что современные технологии постоянно совершенствуются, не давая кривой жизненного цикла продукта опускаться вниз.

«Новая экономика» была бы немыслима и без гибкости рынка труда в США. Каждый американец, в среднем, меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США удивительно мобильна и может в одночасье переместиться, скажем, с западного побережья страны на восточное и наоборот, если в каком-либо регионе создаются новые рабочие места с высоким уровнем оплаты.

Не в последнюю очередь эффективность «новой экономики» связана и с американским вариантом менеджмента, который нацелен на быстрое принятие решений, развивает индивидуальные способности руководителя и его подчиненных. Напористой американской модели управления свойственен больший риск перед возможностью соответственно большего вознаграждения за этот риск, чем в более консервативных и осторожных европейской и японской моделях менеджмента.[10,c.153]

Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Основным ее компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в 1913 г). ФРС состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков, нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются операции с ценными правительственными бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. [5,с.121-122]

Транснациональный капитал США, безусловно, ведущую роль в современном экономическом мире, уже во многом ставшим "миром ТНК", играют транснациональные корпорации США. Половина американского экспорта осуществляется американскими иностранными ТНК. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК. В США доля THK в трансфертах технологий составляет 80%.[8, c. 460]

Перефразируя известное высказывание Бисмарка, можно сказать, сейчас ТНК стоят во главе мировой экономики, а американские ТНК главенствуют в мире транснациональных корпораций. Именно они определяют сегодня ход и основные тенденции мировых процессов транснационализации.

США остаются лидером в области прямых иностранных инвестиции. На их долю приходится четверть стоимости всего заграничного капитал и 25-27% всех привлеченных ПИИ.[16,с.48]

Прямые инвестиции создали так называемую вторую экономику США, которая базируется на производственных мощностях заграничных филиалов и дочерних фирм американских ТНК. Вторая экономика США превосходит по своему научно-техническому и производственному потенциалу аналогичные структуры объединенной Европы и Японии. Общий объем продаж зарубежных предприятий и фирм ТНК соответствует трети ВВП США.[8,с.461]

Для американских корпораций характерно отставание доли зарубежных продаж от доли общих продаж. Это связано с тем, что внутренний рынок США - самый емкий в мире.

Слияния и поглощения являются для ТНК естественным проявлением их к увеличению экономической власти. Если не регулировать и не огранивать эти процессы, то неизбежна монополизация рынка, что наносит существенный ущерб рыночной экономике. США, будучи наиболее динамично развивающейся страной, первой поняли эту угрозу и ответили на вызовы крупных корпораций мощным запретительным, а не регулирующим, как в других странах, антимонопольным законодательством Внутренняя структура американских ТНК отличается большим разнообразием. Основные ТНК сложились на основе контроля лидирующего банка через механизм фиктивного холдинга путем создания холдингов структуры с головной компанией, а также через перекрестное владение акциями.

Своей спецификой обладают и системы менеджмента, применяемые американскими ТНК. Особенностью современных американских ТНК становится повышение самостоятельности филиалов компании за рубежом,

Основной принцип менеджмента крупных корпораций США – «малое прекрасно». Это означает, что нужно дать максимальную самостоятельность минимально возможному подразделению корпорации. [14,с.135]

Американское государство и бизнес. В США была создана эффективная модель взаимодействия государства и бизнеса, построенная на принципах либерализма. Вопреки общераспространенному у нас мнению, либерализм выступает за сильное государство. Однако, в соответствии с либеральной концепцией, государство не должно непосредственно вмешиваться в экономику, ограничиваясь чисто регулирующими функциями. Либеральное государство - судья в экономической игре, а не игрок. Оно задает правила игры и следит за их выполнением, но само в игре не участвует. Американское государство успешно достигает своих целей, в большей части, на основе мер регулирования рынка.

Основные меры регулирования либерального государства можно раз> >делить на четыре группы:

  1. Налоговое регулирование.

  2. Регулирование через государственные рынки.

  1. Регулирование внутренних рынков и формирование на каждом рынке конкурентной среды.

  2. Внешнеэкономическое регулирование.

По налоговой политике можно сразу отличить либерально-консервативное и социально ориентированное государства. Либералы и консерваторы обычно стараются уменьшить налоги и высвободить средства бизнеса для развития. При этом консерваторы настаивают на более решительном сокращении налогов, чем либералы. [7,с.456]

Полная классификация американских налогов включает восемь позиций. 1)индивидуальные подоходные налоги; 2) налоги с прибылей корпораций; 3) налоговые отчисления в фонды социального обеспечения; 4) налоги на наследства и дарения; 5) акцизные сборы; 6) таможенные пошлины; 7) налоги с розничных продаж потребительских товаров; 8) налоги на движимую и недвижимую собственность. Налоги собираются на трех уровнях - федеральном, штатном и местном. Первые пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти.

В настоящее время федеральные налоги в США выполняют три основные функции, а) служат главным источником формирования бюджетных средств для финансирования расходных статей, б) являются мощным и гибким средством государственного экономического регулирования и используются для стимулирования экономического роста, в) служат эффективным инструментом перераспределения национального дохода в целях уменьшения неравенства в объемах получаемых доходов и имеющихся богатств различных слоев американского населения.

В структуре налоговых поступлений (табл.5) доминируют индивидуальные подоходные налоги. [10,с.465] таблица

Государственный рынок США, где закупаются товары и услуги для государственньгх нужд огромен он оценивается сейчас в 2 трлн. долл. В CША великолепно научились использовать этот мощнейший инструмент, достижения целей экономической политики. В основе взаимоотношений американского государства со своими корпорациями лежит совершенная Федеральная контрактная система (ФКС), через которую осуществляется предпринимательская деятельность американского правительства. ФКС представляет собой организацию управления государственными: заказами и закупками во всех сферах экономики Она формирует огромный и своеобразный государственный рынок.

Большинство американских ТНК являются ведущими генеральными подрядчиками ФКС, и во многом именно это позволяет им динамично развиваться.

При регулировании внутренних рынков в США основной упор делается на создание конкурентной среды и борьбу с их монополизацией. Антимонопольное законодательство имеет давние традиции и применяется весьма жестко. В экономиической истории США не раз случались дробления компаний -монополистов, что существенно изменяло структуру и характер соответствующего рынка.

Во внешнеэкономическом регулировании США, начиная с 80-х, последовательно придерживаются либеральных принципов. Они являются инициаторами либерализации мировой торговли, осуществляемой под эгидой ВТО. Внешнеэкономическая политика США всегда прагматична. США всегда откровенно и последовательно поддерживают те иностранные правительства, которые открывают внутренние рынки своих стран для американских товаров, отодвигая на второй план все другие проблемы, включая даже ущемление прав и свобод граждан.[8,с.468]

Заключение

В середине 1990-х гг. США вступили в эру «новой экономики», отличающейся глобализацией бизнеса и высоким уровнем развития технологий, в особенности информационных. Такой путь развития обеспечивает экономике США высокие темпы экономического роста, создание рабочих мест в новых секторах промышленности и сферы услуг, увеличивает норму прибыли и доходы населения. Экономику США в настоящее время отличают высокая эффективность предприятий, гибкость рынка труда, умение создавать рабочие места. Самой успешной и конкурентоспособной моделью макроэкономического развития в мире в настоящее время является американский вариант капитализма, отличающийся либеральной философией ведения бизнеса, невмешательством государства в сферу компетенции частного сектора, эффективностью менеджмента, в основе которого лежит приоритет индивидуальных ценностей и ориентация на быстрое принятие решений.

Развитие экономики США имеет под собой прочный научно-технический фундамент и солидную теоретическую базу. Курс правительства постоянно корректируется с учетом изменения ситуации в национальной и глобальной экономике. Благодаря успехам своего экономического развития, США одержали верх и в сфере идеологии, заложив в глобальной системе принципы либерального рыночного капитализма. Однополярность современной мировой экономики обеспечивает США стратегические преимущества практически во всех сферах деятельности, в том числе напрямую не связанными с экономикой. Непревзойденный научно-технический потенциал страны поддерживается за счет привлечения в США ведущих ученых и практических специалистов из различных регионов мира, которые многократно преумножают уже достигнутые успехи Америки. В США созданы и постоянно улучшаются условия для занятия бизнесом и наукой, получения образования и медицинской помощи, что продолжает привлекать в страну иностранцев. Американские ТНК являются самыми мощными и по своему производственному потенциалу, и по уровню развития технологий. США вступили на путь устойчивого развития и постиндустриализма на базе передовых информационных технологий. Соответствующим образом меняется и специализация страны в мировом хозяйстве. США - это кузница мировых технологий и ведущий мировой поставщик услуг

Поскольку США являются единоличным лидером в мировой экономике, то, скорее всего, им удастся поддержать свое первенство и в ближайшем будущем Остальные крупные страны мира просто не в состоянии конкурировать с самой мощной экономикой, наделенной самыми мощными финансовыми и интеллектуальными ресурсами.

Несмотря на повсеместную пропаганду американской модели развития, она подходит далеко не всем странам. Уникальность США в том, что это многонациональная страна, в которой тяготеющие над макроэкономической моделью развития национальные особенности (культура, традиции и т.п.) утрачивают свое значение, какое они имеют в однородных по составу населения странах. В США гораздо легче осуществлять либеральный путь развития капитализма, чем где бы то ни было. Дело в том, что изначально США развивались как свободная страна переселенцев, ищущих надежное укрытие от произвола государства у себя на родине. Соответствующим образом формировались и американские законы, перед которыми все равны. Не случайно, что в такой неоднородной по своему национальному составу стране довольно редки этнические конфликты, а расовая ненависть строго наказывается.

Над американским вариантом менеджмента не довлеют клановые интересы или родственные узы, жесткий ограничительный контроль со стороны государства, как это происходит в других странах мира. Государство и бизнес в США партнеры, помогающие друг другу в трудные моменты развития. Для того, чтобы вводить американскую модель развития, необходимо иметь точно такие же условия, которые созданы в США: приоритет частной собственности, свободный рынок с весьма сильной конкуренцией на нем, незначительная роль государства в экономике, мобильность рынка рабочей силы, законы, дающие бизнесу свободу развития и ограничивающие отрицательные эффекты предпринимательства на общество и окружающую среду, прекрасная транспортная и финансовая инфраструктура и т.п.

Список использованных источников

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавлилко Н.Н. Мировая экономика и экономические отношения. Ростов – на Дону. «Феникс», 2000 – 410с.

  2. Астапович А.З. США экономика, дефициты, задолженность. М «Наука», 1991 235с.

  3. Булатов А.С. Мировая экономика. М Юристь, 20002 – 734с.

  4. Гордали С. Федеральная налоговая система США современные особенности США и Канада. - №8 – 2000.

  5. Колесов В.П. Мировая экономика. М. Издательство «Флинта» Московский психолого – социальный институт, 2000 – 478с.

  6. Кудров В.М. Мировая экономика. – М. БЕК, 1999 – 451с.

  7. Ломакин В.К.Мировая экономика.-М. ЮНИТИ.2004-428-445с.

  8. Миклашевская Н.А., Холоров А.В. Международная экономика. М. «Дело и сервис», 2000 – 304с.

  9. Мовсесян А.Г. Мировая экономика. М. «Финансы и статистика», 2001 – 654с.

  10. Николаева И.П. Мировая экономика. М. ЮНИТИ, 2002 – 574с.

  11. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. Санкт-Петербург Изд. Михайлова В.А., 2000 – 491с.

12.Портер М. Международная конкуренция. – М. «МЕО», 1993. – 787с.

13. Раджабова З.К. Мировая экономика. – М. ИНФРА – М, 2002 – 318с.

14. Рогов С. Государство и рынок по – американски // Независимая газета. 2000 – 14 февраля

15 Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. – М. Новый юрист, 1998 – 272с.

16. Стрыгин А.В. мировая экономика. – М. Экзамен, 2001 – 510с.

17. Фалинский И.П. Соединенные Штаты Америки. – М. Международные отношения, 1991 – 170с.

18. Шуркалина А.К. Мировая экономика Введение во внешне – экономическую деятельность. – М. Логос, 2000 – 248с.

Раздел. 5. Экономические отношения Украины и США

Исходя из чрезвычайно высокой роли США в мировой экономике огромной заинтересованности Украины в многоразовом увеличении объемов двухсторонней торговли, стремимся, в первую очередь разобраться в сложных процессах становления и развития украинско–американских торгово-экономических отношений, причинах присутствующих тут проблем. Эволюция американской торгово–экономической политики относительно Украины нужно анализировать в контексте известной стратегии расширения, которая ставит за цель приближение новых стран к евроатлантичным интеграционным процессам через содействие демократизации общественных отношений и внедрении рыночных реформ на американский образец. Именно с такой точки зрения рассматриваем факт подписания 7 мая 1992г. правительством Соединенных Штатов Америки с правительством Украины соглашение о гуманитарном и технико-экономическом кооперировании, а также следующих документов: межправительственного соглашения о научно-техническом кооперировании, от 4 марта 1994 г., совместного американо-украинского заявления о дружбе и партнерстве, подписанном в марте этого же 1994г.Последние, за почти общим признанием, означало собой серозный шаг на пути к согласованной позиции сфере усовершенствование украинской налоговой системы и инвестиционного климата в целом, открывала возможность для сотрудничества в сфере технологи и науке. Непосредственное значение имела потрясающая программа обменов технологиями между НАСА и соответствующими украинскими ведомствами.

По данным американского государственного департамента, в 1994-1996г. объем двухсторонней торговли под неопровержимым влиянием беспрецедентного отказа Украины от ядерного статуса возросли в 4 раза. Только1996г. Украина представила в США сверх 0,5млн.т. черных металлов, 60 тыс.т. железной и марганцовой руды,240тыс. роликовых подшипников, других продуктов.[14,с.168].Среди 67 стран - торговых партнеров Украины Соединенные Штаты вышли на второе место(после Германии). Но чем больше украинское государство отставало в приближении к названым в заявлении о дружбе и партнерстве критериев, тем осторожнее, а иногда и открыто негативными ставали подходы США к развитию двусторонних торгово–экономических отношений. Во – первых, американское руководство исходило из того. что Украина за 10 лет независимости до сих пор не смогла стать на путь реализации последовательной, четкой и понятной экономической программы. Во – вторых, в Вашингтоне считают некомпетентными и коррумпированными связями между представителями украинской власти и бизнесом. В – третьих, абсолютное непонимание официальных кругов США вызывает слишком « затяжной приоритет компрадорской буржуазии над промышленной, в общем процессе перехода к рыночным отношениям». В – четвертых, в Соединенных Штатах экономическую политику относительно Украины рассматривают сквозь призму повышенных рисков, порождающих непорядочностью налоговой системы, несоответственостью инвестиционного законодательства национальным потребностям аналогичностью приватизационного процесса плутократичностью власти [9, с. 205]

Заместитель государственного секретаря США С. Телботт « ответственный в внешнеполитическому ведомстве своей страны за постсоветское пространство, в выступлении в Гарварде на семинаре о вопросах безопасности Украины 8 апреля 1998г. четко сформулировал главные критерии и требования к Украине, которыми определялось и будет определятся дальше отношения Соединенных Штатов к развитию двусторонних отношений: « Пока Украина будет идти путем экономических и политических реформ, мы будем поддерживать широкую сеть программ и инициатив, которые уже поставили Украину на второе место среди получателей американской помощи в мире и на первое в постсоветском пространстве... Мы будем прикладывать усилия с предоставления помощи Украине в более полному интегрировании в международные институты и структуры».

За период, что прошел с времени выступа, правительство и деловые круги США пришли к неутешительному для нас выводу о том, что Украина имеет серьезные проблемы в деле осуществлении экономических и политических преобразования рыночно – демократичного рада. Не случайно американские политики на протяжении 2000г. демонстрировали достаточно откровенный негативизм относительно целостности системных преображений в Украине. Как последствие, несмотря на сохранения незначительного возрастание объемов украинско-американской торговли, не произошло заметных сдвигов в деятельности двухсторонней комиссии « Украина – США», не получила значительного конкретного наполнения соглашение о дружбе и стратегическое партнерство между нашими странами.

Теперь попробуем определить некоторые ключевые этапы в формировании общей позиции США относительно Украины. Прежде всего отметим, что на протяжении всех 90- х годов администрация Клинтона – Гора строила свою украинскую политику с исключительным акцентом на обеспечение американских национальных интересов. Может быть, США и действительно заинтересована в том, что бы Украина была процветающей демократической страной. Но официальный Вашингтон ни разу не продемонстрировал готовность пойти на какие нибуть жертвы для содействия ускоренному выходу нашей страны с экономического затруднения. А это есть лишним подтверждением того, что в своем подходе к стратегическому партнерстве с Украиной американский государственный истеблишмент руководствуется тезисом, который условно можно сформулировать таким образом: « Украина должна заслужить высокое звание стратегического партнера самой большой в мире национальной экономики».

Второй момент, который заслуживает на повышенное внимание, состоит в том, что на протяжении 1992-1993 гг. главным в украинской политике Белого дома было стремление ускорить денуклеаризацию Украины. Бесспорно, именно на знак высокой оценки решения Киева об отказе от ядерного оружия Вашингтон провозгласил 1994г. « годом Украины.» [9,с.198]

Третья составная Эволюции американской политики относительно Украины - постоянное подчеркивание попытки администрации Клинтона содействовать стабильным украинско-российским связям. На практике это вылилось в то, что большинство решений экономического характера принимались на основе сравнения украинской ситуации с тем, что происходит в России. Часто был механический подход в оценках реформ в нашей стране, во внимание вовсе не брались исторические причины катастрофических диспропорций в украинской экономике, ее милитаризация, зависимость от поставок с России, политизация экономических соглашений Россиею Ельцина. Необходимость изменения точки зрения стала очевидною уже в середине 90-х годов, когда даже такие серьезные издания, как « Волл-Стрит- Джорнел», начали призывать американского президента отказаться от курса « в первую очередь Россия» и перейти к реализации равномерного подходу ко всем странам – преемниц СССР. Долгое время накануне президентских выборов в Украине 1999г. американские аналитики и политические деятели в традиционном для них стиле демонстрировали тревогу относительно значительного увеличения позиции коммунистов. Победа Леонида Кучмы американцы восприняли спокойно и выразили надежду на активизацию политического и экономического преобразования.

Не смотря на то что сегодня есть основание говорить о сокращении заинтересованности Соединенных Штатов в содействии стабильному развитию Украины, должна констатировать и другое: надежда администрации Белого дома и сегодня рассматриваются Вашингтоном как нереализованные или не полностью реализованные. Заинтересованность Соединенных Штатов приобретает практического экономического наполнения и влияет на развитие двухсторонней торговли только в контексте субъективных американских оценок ходу событий в нашей стране и перспективы ее развития. Отсюда - осторожность и даже некоторая настороженность к торгово-экономическим отношениям.[3,с. 115-116]

В общем не украинской стороне следует отказаться от иллюзии своей значимости для США, но в тоже время принимать во внимание то, что Соединенные Штаты действительно заинтересованы в том, чтобы Украина вошла в круг стабильных американских партнеров, также и в сфере экономических отношений и торговли. Основные формы двухстороннего сотрудничества, которые отвечают национальным интересам США, четко определил Пайфер в Черновцах 23 сентября 1999г. Это двухсторонние программы помощи, объем которых в среднем составляет 300млн. дол. на год и имеют цель содействие экономичным и демократичным трансформациям, изъятию застарелого ядерного оружия и повышение безопасности на атомных станциях. Отдельной позицией была названа готовность США поддерживать украинские проекты в рамках программы МВФ, Мирового банка и Европейского банку реконструкции и развития. И наконец, США заинтересована в том, чтобы реализовать программы обмена, в которых берут участие тысячи украинцев.

Говоря об американских инвестициях в Украине, американские политики всегда ссылаются на трудности, барьеры, коррупцию и др. Именно украинская сторона, виновата в том, что экономическое взаимодействие не удовлетворяет обеих партнеров. Это по словам Пойфера, «сфера где существует потребность в улучшении. Широкая и активная торговля и инвестиционные связи будут полезны двум народам и укрепят стратегическое партнерство.» Но для этого считают в США, Украина должна создать соответствующие условия, в частности создать систему законов, которые защищали б права бизнесменов, собственников акций и других инвесторов. Именно через нереализованность этого условия на 1999г. капиталовложения США – главного иностранного инвестора в Украине – составляли около 0,5 млрд. дол. из общей суммы 2,8 млрд. дол. Американские компании действительно хотели бы присутствовать в Украине на стабильных основаниях. Но пока что они сомневаются, поскольку в Украине действует, с их точки зрения, слишком усложненная и непредсказуемая налоговая система, установлены чрезмерное регулирование и лицензирование, распространена коррупция, а для укладывания инвестиционного соглашения нужно пройти сложный процесс согласований и собрания подписей чиновников.

В совместной декларации Л.Д. Кучмы и А. Гора от 16 мая 1997г. о результатах очередного заседания двухсторонней Комиссии подкреплено несомненная связь между реформами в Украине и углублении экономического кооперирования между двумя странами. Указано на критическую потребность Украины в углублении экономических реформ и реконструкции экономики с целью приближения к западным критериям и привлечению необходимых инвестиций.

Среди причин недостаточности темпов развития двухсторонних экономических отношений весомое место предлежит неисполнению сторонами решений которые принимались Комиссией « Кучма – Гор». Того же 1997г. скажем, было договорено, что США дадут Украине поддержку в:

    1. разработке и внедрению ключевых законов и правил в сфере этики и конфликтных интересов;

    2. модернизации и усовершенствованию поставок и процедуры лицензирования;

    3. облегчение процедуры судопроизводства, когда идется о инвестиционных проектах и разрешении конфликтов, которые при этом возникаю;

Даже без специального анализа можно утверждать что большинство эти пунктов остались нереализованными. То же самое, к сожалению можем сказать и о принятом тогда же общей инициативе о реформе газового сектора Украины. Говорилось о том что уже до конца 1997г. в Украине будут созданы достаточно легитимные основания для привлечения зарубежных инвестиций в этот критический для Украины сектор. Результаты пока что близки к нулю. А сделать следовало бы:

    1. внедрить принцип конкуренции в транзите, торговле газом;

    2. гарантировать участие международных энергетических корпораций в внедрении новых технологий;

    3. обеспечить независимость и стабильность регулятивных уполномочий, открытость и непредвзятость регулирования;

    4. оздоровить финансовую и управленческую практику путем приведение ее в соответствие с международным коммерческим стандартам;

    5. предоставить не дискриминационный доступ к газопроводам поставщикам и потребителям;

    6. охранять местное и глобальное окружение;

На заседании Комиссии в Киеве 22 июня 1998г. Президент Украины и вице-президент США обсуждали уже в основном военно-политические аспекты сотрудничества, а также остановились на принципах и критериях оптимального прохождения переходного этапа в Украине, модернизации законодательства и др. Достаточно не выразительными смотрелись и результаты заседания Комиссии в декабре 1999г. Больше того, с тех пор средства массовой информации фактически перестали вспоминать о Комиссии.