Современные отношения между Германией и странами Азиатско-тихоокеанского региона

Введение

«Средиземное море – океан прошлого, Атлантика – океан настоящего, Тихий океан – океан будущего». Эти слова, произнесенные госсекретарем Дж. Хэем в 1898 г., любят сейчас вспоминать в Соединенных Штатах, где XXI в. называют веком Тихого океана1. Как бы то ни было, предсказания грядущей роли Тихого океана и тихоокеанских наций в мировой истории, неоднократно делавшиеся мыслителями и политиками прошлого, теперь, в начале XXI в., похоже, сбываются. Особенно знаменательны в этом смысле последние годы. Ряд тихоокеанских стран выделяется высокими темпами своего экономического развития. Уже просматривается недалекая перспектива выхода АТР на первое место по удельному весу в мировой экономике.

Восходящая Азия охватывает громадный треугольник, простирающийся от российского Дальнего Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Пакистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно половина населения планеты. Азиатско-тихоокеанское территориальное пространство – «сфера процветания Великой Восточной Азии», – как ее определил японский геополитик Кноэ Фумимаро2.

Многие ученые и политики считают Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) возможным экономическим и политическим центром мира в XXI в. Это предположение обосновывается несколькими аргументами: 1) быстрым социально-экономическим развитием стран региона; 2) наличием здесь мощных экономических держав – США и Японии; 3) возрастанием экономической и политической роли Китая; 4) быстрым повышением удельного веса АТР в мировой торговле; 5) экономическим и политическим втягиванием в регион таких стран, как Австралия и Новая Зеландия3.

Актуальность данного исследования определяется тем, что вместе с тем, с переменами глобального порядка, вызванными дезинтеграцией Советского Союза и социальными переменами в России, возрастает роль региона и в мировой политике. Здесь складывается новая, пока не ясная геополитическая структура вокруг новых, выдвинутых на глобальный уровень центров силы, таких, как Китай, Индия, а также Япония, которая освобождается от американского патронажа и вступает на путь самостоятельной гегемонии в регионе.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития взаимоотношений между Германией и регионами АТР в последние годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

    Рассмотреть особенности экономического развития стран Азиатско-тихоокеанского региона.

    Показать особенности развития двух ведущих стран АТР – Японии и Китая.

    Проанализировать развитие европейских отношений со странами АТР.

    Рассмотреть особенности развития отношений Германии с АТР и, в частности, с Китаем как одной из важнейших стран в АТР.

В своей работе мы опирались на различные источники и труды исследователей по данной теме. Среди основных авторов, рассматривающих данную проблему можно назвать Ю.В. Шишкова, А. Арина, А.Д. Богатурова, В. Гельбраса, Ю.А. Борко, А.Г. Загорского, Д.Т. Капустина, В. Линка, Н.А. Нартова, И.С. Олисова, Т.Г. Пархалиной, А.А. Пикаева, М. Пономарева и других.

Кроме этого, в работе были использованы труды зарубежных авторов на иностранных языках.

1. Развитие отношений между ЕС и АТР

1.1 Экономическое развитие стран АТР

Экономическое развитие стран АТР происходило по модели «Стаи летящих гусей». Первым произошел взлет Японии, ее примеру последовали «четыре азиатских дракона»: Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. К примеру, в Южной Корее в 1960 году доход на душу населения составлял 80 долларов, в 1998 году – 5000 долларов4. Затем к ним присоединились страны Юго-Восточной Азии: Новая Зеландия Индонезия, Малайзия, Таиланд другие государства Индокитая. Стремительными темпами настигает «взлетевших» самый крупный «гусь» Азии – Китай.

Не случайно сегодня к этому региону приковано внимание всего мира. В 1978 году объем торговли США со странами АТР превысил объем торговли с Европой, а в начале ХХI он уже в два раза превысил уровень американской торговли с Европой5.

Регион располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, опытом и навыками в области организации и управления, разветвленной системой коммуникаций, а также громадными, можно сказать, неисчерпаемыми трудовыми ресурсами. Достаточно сказать, что только в Китае безработных насчитывается 250 млн. человек, или в 1,5 раза больше, чем все население России6.

Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. За последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи – 13, Тайваня – 25 раз, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз7.

По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский (НАФТА) и Европейский (ЕС).

Объяснений этому феномену предпринято немало. Считается, что главной причиной ускоренной модернизации стран АТР явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности.

Другим важным фактором ускоренного развития региона была более высокая, чем на Западе роль государства. Здесь был найден необходимый баланс между рынком и государственным вмешательством, государственным протекционизмом8.

Еще одна причина заключается в том, что эти страны сумели плавно из фазы научно-технической революции войти в фазу интеллектуальной революции в сочетании с социальным преуспеванием.

Азиатизация Азии есть прежде всего следствие глобализации ее экономики и средств массовой информации. Возрождение азиатского самосознания во многом стимулируется вызовами со стороны Европы и США. Шаги ЕС по созданию единого государства и США по формированию северо-американской зоны сопроцветания порождает и у руководителей азиатских стран стремление к консолидации.

Причем, если во времена «холодной войны» эта консолидация носила по преимуществу милитаризованный характер в зависимости от того, к какой из двух систем относилась та или иная страна, то ныне главная ставка делается на экономическую интеграцию всего региона.

Примером таких изменений является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Если поначалу в 1967 году создана она была в значительной степени как марионеточная организация США в противовес социалистическим странам Азии, то сейчас ее основные функции изменились в сторону взаимодействия в социальном и экономическом развитии. Причем в последнее время деятельность этой организации значительно активизировалась и расширилась: в ее деятельности принимают участие и другие страны, в том числе и Россия9.

В последние годы большую роль играет Азиатско-Тихоокеанский экономический Совет (АТЭС). В 1989 году создана влиятельная организация АРЕС – Межправительственная конференция по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, в которой принимают участие помимо азиатских стран все крупнейшие страны мира. Его главная задача – консолидация интеграционных процессов всей планеты с учетом интересов Юго-Восточной Азии10.

Понятно, что на базе таких глобальных процессов растет и азиатская элита. Большой вклад в ее формировании сыграл Запад. И сегодня многие азиатские студенты учатся в европейских и американских вузах. Так, например, только в американских университетах обучается примерно 40 тысяч студентов11.

Однако в XXI веке Азия ставит задачу пересмотреть роль такой элиты и саму модель обществ, ориентированных на Европу и Америку. Сторонники азиатизации считают, что «решение проблемы противоречий и беспорядков, вызванных модернизацией на базе старых ценностей не решить. Ключ к разрешению ее вовсе не обязательно в руках западноевропейской цивилизации. Поэтому именно азиатское образование и азиатское понимание вещей, которыми обладает азиатская элита, приобретают сейчас первостепенную важность» (К. Огура)12.

То есть речь идет уже не о японской, китайской или модели новых индустриальных стран, а именно об азиатской идее. Причем ее сторонники отнюдь не склонны ограничивать ее сферу влияния АТР. Сингапурский исследователь К. Махбубани, например, пишет, что «евроцентристским аналитикам придется пересмотреть свои концепции, если они хотят правильно понять дальнейший ход истории»13.

1.2 Развитие европейских отношений с Азиатско-тихоокеанским регионом

Многие аналитики утверждают, что ХХI век будет веком Европейско-Азиатского региона (ЕАР)14. На эту тенденцию работают такие факторы: общий объем торговли стран Западной Европы только с государствами Северо-Восточной Азии (398 миллиардов долларов в 1995 году) превзошел их торговлю с Северной Америкой на 73 миллиарда. Инвестиции европейских стран в Азии растут более быстрыми темпами, чем в других частях земного шара. За период с 1976 по 1991 год ЕЭС, например, направило 32 миллиарда долларов на проекты развития Азии, то есть по данному показателю Европа отстает только от Японии, опережая США.

Если даже взять одну только Германию, то окажется, что доля стран Восточной Азии в общей торговле этого государства в 1995 году составляла в экспорте 11,3%, а в импорте – 14,4%, в то время как доля Северной Америки была равна, соответственно, 8,24% и 7,08%15.

Такого же порядка цифры можно обнаружить и у других крупных государств Европы.

Неуклонно возрастает и доля самой Западной Европы в торговле азиатских стран, превосходя зачастую по этому показателю все ту же Северную Америку. В частности, доля Европы в импорте Гонконга в 1995 году была равна 12,1%, а Северной Америки – 8,4%. Индонезии, соответственно, 23,2% и 10,7%16.

Таким образом, в мире возникает регион с населением почти в два миллиарда человек и общим экономическим потенциалом, приблизительно в два раза превосходящим потенциал Северной Америки.

Если же принять во внимание тот очевидный факт, что Россия является мостом между Европой и Азией на одной части земного шара, а США – аналогичным мостом на другой его части, то можно смело утверждать, что ХХI век станет веком Американо-Европейско-Азиатского региона (АЕАР) с общим ВНП и населением, значительно превосходящим совокупный ВНП и население стран Африки и Латинской Америки вместе взятых.

Основные азиатские страны, с которыми Евросоюз налаживает тесные отношения – это Япония, Китай и Индия. Особое место занимает в этом ряду Индия. Первая встреча в верхах между руководством Европейского союза (ЕС) и Индии прошла 28 июня 2000 г. в Лиссабоне. Ее результат: наряду с Россией, США, Китаем, Японией и Канадой Индия становится привилегированным партнером ЕС. Теперь Брюссель будет проводить с Дели регулярные консультации и саммиты17.

В Лиссабоне была подписана совместная декларация, которая включает в себя «план действий». Он определяет ряд областей, в которых намечается укрепление сотрудничества: информационные технологии, окружающая среда, телекоммуникации, энергетика и транспорт.

В Лиссабоне также прошла рабочая встреча членов Европейской комиссии с представителями Конфедерации промышленности Индии, которую возглавляет Арун Бхарат Рам, и предпринимателями из Португалии, Франции, Германии, Великобритании. Основная цель этого экономического форума, в котором приняли участие также ряд индийских министров, – наметить перспективы развития торгово-экономических связей между объединенной Европой и Индией. На встрече отмечалось, что большинство индийских предпринимателей все еще «не знакомо с механизмами ЕС», хотя Индия поддерживает активные двусторонние экономические связи с рядом стран союза, в первую очередь с Германией, Великобританией и Францией. Для многих участников также стало сюрпризом то, что ЕС, по сути дела, уже стал главным торговым партером Дели. Так, в прошлом году объем торговли Индии со странами ЕС вдвое превысил подобный показатель в ее торговых отношениях с США18.

С учетом быстрого роста индийской экономики (6% в прошлом году) наибольший интерес у европейских предпринимателей вызвали электронная, швейная, фармацевтическая и химическая отрасли. Выступая перед участниками торгово-экономического форума в Лиссабоне, премьер-министр Важпайи призвал их увеличить торговый обмен между ЕС и Индией вдвое к 2010 году19.

Хотя первый саммит ЕС-Индия и носил во многом символический характер, он отражал желание 15 государств, входящих в Европейское сообщество, признать «новый международный статус Индии, установить политический диалог и сотрудничество с этой страной в самых различных областях. На саммите проявились расхождения в подходе к таким вопросам, как распространение ядерного оружия в мире. Важпайи заявил в интервью, что ядерное оружие «может быть фактором усиления зрелости и чувства ответственности»20.

В 2000 г. в Португалии завершились двухдневные консультации, направленные на возобновление политического диалога между Европейским союзом (ЕС) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), прерванного в феврале 1997 года из-за ситуации в Бирме. На технических заседаниях, которые проходили в курортном городе Эшториле, недалеко от Лиссабона, представители двух организаций обменялись информацией о положении в Бирме, Индонезии, Восточном Тиморе, а также на Фиджи и Соломоновых островах. Они подтвердили намерение провести в 2000 году встречу на уровне министров. По информации португальских дипломатов, она должна состояться между июлем и ноябрем в Лаосе, когда в ЕС будет председательствовать Франция.

20 – 21 октября 2000 г. в Сеуле проходила конференция АСЕМ с участием 10 азиатских стран и 15 стран-членов Европейского Союза, большая часть из которых была представлена главами государств и правительств. Саммиты АСЕМ проводятся раз в два года, и нынешний, сеульский, был третьим по счету. Главная цель АСЕМ – наладить сотрудничество между двумя важными регионами мира, довольно далеко отстоящими друг от друга не столько даже в географическом, сколько в культурном и политическом плане. АСЕМ пока находится в стадии структурного становления, поэтому каких-то конкретных практических результатов от саммита в Сеуле никто не ожидал. Тем не менее, руководители стран Европы и Азии пообещали друг другу, в частности, сотрудничать в либерализации мировой торговли, борьбе с международной преступностью и сокращении того разрыва в сфере доступа к новым «цифровым» технологиям, который образовался между богатыми и бедными странами. Итоговый документ сеульского саммита также выражает коллективную приверженность стран АСЕМ защите прав человека, что можно считать дипломатическим успехом проталкивавших этот пункт представителей европейских стран21.

Особо надо сказать о развитии отношений между Китаем и Евросоюзом. Так, в Пекине 5 сентября 2005 г., проходил однодневный саммит Китай – Евросоюз. Во время этого восьмого саммита Китай – ЕС бskb подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере морского транспорта, защиты окружающей среды и иные. Помимо этого на саммите были подписаны соглашения, касающиеся сотрудничества в области космических исследований, взаимодействия в социальной сфере. ЕС также намерен инвестировать 68 млн. долларов в два проекта, направленных на сохранение биологического разнообразия в районах рек Хуанхэ (Huanghe) и Янцзы (Yangtze).

Во время саммита было подписано соглашение о предоставлении Европейским инвестиционным банком займа в размере 680 млн. долларов на реконструкцию столичного аэропорта. В саммите с европейской стороны принимали участие президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (Jose Manuel Barroso) и премьер-министр Великобритании Тони Блэр, верховный представитель по единой внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана (Javier Solana).

В ходе этого саммита лидеры ЕС и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) обменялись мнениями по вопросам развития всестороннего стратегического партнерства, обсудили международные и региональные вопросы, представляющие взаимный интерес. Как заявил в интервью агентству Синьхуа Хавьер Солана, нынешний саммит должен стать стимулом к дальнейшему развитию отношений.

«Самое важное – это создать саммиту благоприятную атмосферу», – сказал он. По словам Соланы, ЕС по-прежнему «сохраняет намерения» снять 16-летнее эмбарго на поставки оружия в Китай, «как только это будет практически целесообразно».

Ранее предполагалось, что этот запрет, введенный Европой в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, будет снят в июне 2005 года, однако подобному шагу Брюсселя резко воспротивились США, и принятие соответствующего решения было отложено. В Китае, как неоднократно говорил представитель МИД КНР, сохранение эмбарго считают пережитком «холодной войны» и политическом барьером на пути гладкого развития двусторонних отношений.

В экономической сфере отношения между Китаем и ЕС в 2005 г. были омрачены кризисом вокруг поставок китайского текстиля, возникшим после того, как Еврокомиссия, исходя из интересов европейских производителей готовой одежды, ввела в июне на период до 2007 года квоты на ввоз десяти категорий текстильной продукции из Китая. Буквально за два месяца квоты на текущий год оказались выбраны по семи категориям товаров, в результате в портах стран ЕС были блокированы около 85 миллионов единиц текстильных изделий из Китая. В европейских портах скопилось китайских свитеров, брюк, рубашек, маек, бюстгальтеров (из-за чего конфликт назвали «бюстгальтерной войной») на миллионы долларов.

В ряде случаев продукция была оплачена европейскими оптовиками еще до вступления в силу квотного соглашения, однако, несмотря на это, получить ее с таможенных складов они не могут.

Китай и ЕС провели несколько экстренных раундов консультаций в надежде разблокировать возникшую ситуацию. Окончательное решение этой проблемы было достигнуто 5 декабря 2005 г. на переговорах глав торгово-экономических ведомств КНР и ЕС. Таможенные органы ЕС «разморозили» все текстильные товары китайского производства, задержанные в европейских портах.

Только в 2005 году Китай поставил в ЕС 300 млн. свитеров – в прошлом году этот показатель составил 40 млн. штук. Такой резкий рост поставок из Китая связан с отменой Всемирной торговой организацией (ВТО) квот на торговлю текстильными изделиями. Решение о либерализации торговли текстилем вступило в силу с 1 января 2005 года. Китай выступает против попыток США и ЕС бороться с увеличением поставок текстильных изделий, называя их противоречащими принципам свободной торговли. Однако ВТО не запрещает повторное введение квот в особых случаях, если резкое увеличение поставок товаров может быть расценено странами-импортерами как «дестабилизационное».

Несмотря на эти проблемы, и в ЕС, и в Китае высоко оценивают нынешнее состояние двусторонней торговли. Как заявил Цинь Ган, экономики ЕС и КНР являются взаимодополняемыми и «торговля между двумя сторонами развивается весьма быстро».

В 2004 году ЕС стал крупнейшим торговым партнером Китая. Объем двусторонней торговли в 2004 году достиг 177,28 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 36,6%.

В последние годы начало развиваться сотрудничество между КНР и ЕС в охране окружающей среды. Во-первых, между обеими сторонами был установлен механизм диалога на различных уровнях по сотрудничеству в сфере окружающей среды, регулярно проводились диалог и обмен, углублялись взаимопонимание и взаимодоверие путем созыва совещаний китайско-европейской рабочей группы по охране окружающей среды и создания механизма диалога между представителями КНР и ЕС на уровне министров по экологической политике. Во-вторых, стороны наладили конкретное сотрудничество в области наращивания возможностей экологического строительства Китая, охраны окружающей среды в ходе освоения западных районов Китая, защиты многообразия фауны и флоры, введения стандарта по вредным выбросам из машин, изучения вопросов торговли и окружающей среды. Уже налицо заметные успехи в реализации ряда проектов.

Механизм диалога между представителями КНР и ЕС по экологической политике на уровне министров был создан на четвертом саммите КНР – ЕС в 2001 году. Первое заседание в рамках диалога состоялось в ноябре 2003 года в Пекине.

1.3 Германия и страны АТР

Немецкие компании вкладывают в страны Азиатско-Тихоокеанского региона миллиарды. Основная наблюдаемая тенденция: внимание инвесторов постепенно перемещается с Китая на государства АСЕАН22. Немецкие компании и в будущем будут активно работать в Азии. Как заявил федеральный министр экономики Вольфганг Клемент (Wolfgang Clement) на открывшейся 18 ноября 2004 г. в Бангкоке десятой конференции Азиатско-Тихоокеанского комитета немецкой экономики, целью ближайшего будущего является увеличение объема германского экспорта в страны региона с 12 до 15 – 20 процентов. Кроме того, подчеркнули Клемент и председатель комитета, глава концерна Siemens Генрих фон Пирер (Heinrich von Pierer), несмотря на бурное экономическое развитие в Китае, немецкие компании не следует забывать о десяти странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)23.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе проживают примерно 3 миллиарда человек. Экономический рост стран региона в среднем составляет от шести до девяти процентов в год. Не вызывает сомнений, что в центре внимания остается Китай с населением в 1,3 миллиарда человек. Прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику в 2004 году достигли рекордной суммы в 60 миллиардов долларов США24. За последние годы, Китай превратился в главного торгового партнера Германии в этом регионе, отодвинув Японию на второе место. Всего в Китае работают 1800 немецких компаний. Потенциал региона не исчерпан.

В настоящее время в регионе работает три тысячи немецких компаний, две тысячи из них имеют здесь свое производство, на котором работает примерно полмиллиона человек. Оборот этих фирм в 2003 году составил 130 миллиардов евро. В 2003 году немецкие фирмы экспортировали в страны региона товаров и услуг на 63 миллиарда евро. Импорт в Германию составил 78 миллиардов, по объему внешней торговли опередив Америку25.

На этом экспортный потенциал региона еще далеко не исчерпан. По мнению Клемента, Азиатско-Тихоокеанский регион оказывает решающее влияние на рост мировой экономики. Экономическая динамика в странах региона является долгосрочной тенденцией, а не «мыльным пузырем». По словам министра, ошиблись те, кто считал, что страны АСЕАН не оправятся после экономического кризиса 1997 – 98 годов26. Объем гарантий немецкого экспортно-кредитного агентства Hermes по сделкам немецких фирм в регионе в 2004 году составил 17 миллиардов евро, значительно превысив показатели прошлого года27.

Немецкие менеджеры выразили опасения касательно того, что гарантии агентства Hermes могут использоваться для решения общественно-политических проблем, например, для охраны окружающей среды. Клемент не видит причин для подобных опасений. По его словам, задача государственного агентства Hermes не управление инвестициями, а оказание поддержки немецким фирмам, желающим работать за границей. По словам Клемента, привлекательность региона для иностранных компаний значительно повысится, если страны АСЕАН договорятся о создании зоны свободной торговли и инвестиций. В таком случае может образоваться единое экономическое пространство с населением в 500 миллионов человек28.

Отдельные азиатские государства пытаются заключить двусторонние торговые соглашения между собой или с США. Многосторонние соглашения всегда имеют большое преимущество перед двусторонними. В связи с этим, Германия призывает страны региона более активно участвовать в переговорах со Всемирной торговой организацией.

Расширение торгового сотрудничества между ФРГ и Китаем, реформа ООН, проблема Тайваня, – такие вопросы попали в центр внимания на переговорах канцлера ФРГ Шредера и премьер-министра Китая Цзябао в Берлине.

Очень важное место во внешней политики Германии занимает программа «Азия Тихого океана», связанная с возрастающими экономическими и политическими отношениями между Германией и Азией, а также с восходящим стратегическим значением азиатско-тихоокеанского региона в международных связях.

Согласно этой программе особенную важность для внешней политики Германии, а также ЕС в Азиатско-тихоокеанском регионе имеют:

– региональная нестабильность и наличие потенциальных очагов конфликта;

– развитие Корейского полуострова, Тайваня и в Южно-китайском море;

– борьба с оружием массового уничтожения;

– международная борьба с терроризмом;

– вызовы региональной энергетической политики и ее воздействиям, а также проблемы глобальной энергонадежности;

– внутриполитические и социо-экономические реформаторские процессы и процессы трансформации региональных государств.

2. Развитие отношений Германии с Китаем

Связи между Германией и Китаем замечательно развивались в течение прошедших лет. Сеть тесного сотрудничества связывает сегодня обе страны почти во всех областях.

2.1 Развитие политических отношений

Федеративная Республика Германии и Народная Республика Китай наладили дипломатические связи в 1972 году.

В течение прошедших лет эти связи между обоими государствами развивались в большом разнообразии и значительной плотности. На сегодняшний день они дружеские и хорошие.

Германия придерживается, так же как и её партнеры по ЕС, политики единого Китая. В последние годы между этими двумя странами прошёл ряд дружественных визитов. Так, вице-президент того времени и сегодняшний президент Народной Республики Китай, Ху Дзинтао совершил с 8 по 11 ноября 2001 г. официальный визит в Германию. Китайский премьер-министр Вен Джиабао посещал со 2 по 5 мая 2004 г. Федеративную республику Германию. Со своей стороны, федеральный канцлер Г. Шредер уже в шестой раз посещал Китай с 5 по 8 декабря 2004 г.29

Стержнем этих связей является двусторонний диалог о правовом государстве. Федеральный канцлер Герхард Шредер и премьер-министр Цху Ронгджи договорились во время официального визита федерального канцлера в Китай в ноябре 1999 г. вести обширный диалог по вопросам правового государства. Летом 2000 г. было подписано соглашение об обмене и сотрудничестве в юридической области30. С тех пор конкретные общие проекты проводятся в рамках двух годовых программ. Также двусторонний диалог по правам человека – это часть этой программы. Последнее мероприятие в рамках диалога по правовому государству состоялось в мае 2004 под руководством федерального министра юстиции Бригитты Зипри в Пекине.

Несмотря на положительную готовность к диалогу с китайской стороны, правовой статус человека в Китае остается до сих пор фактором трения в двусторонних отношениях. Федеральное правительство Германии сделало в рамках этого двустороннего диалога по правам человека заявление, что поддающийся проверке прогресс в этой сфере остается важным фактором для дальнейшей интенсификации связей между Китаем и Германией в областях права человека, демократии и принципов правового государства31.

После прихода к власти в 1998 году Герхард Шрёдер без каких-либо существенных изменений продолжил политику своего предшественника Гельмута Коля, который акцентировал внимание в первую очередь на экономических аспектах сотрудничества между Китаем и Германией.

Во время своего визита в Китай 10 ноября 2005 г. президент Ху Цзиньтао указал, что Китай, как и прежде, ценит развитие отношений с Германией и намерен совместно с ней на прочной основе углублять сотрудничество. Он надеется на укрепление двумя сторонами контактов на высшем уровне для повышения политического взаимного доверия и стратегического взаимодействия, расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества для содействия взаимным инвестициям, укрепление гуманитарного сотрудничества и продвижение гуманитарных обменов для перехода отношений между Китаем и Германией на новую ступень.

Г. Шредер сказал, что он испытывает глубокие чувства к Китаю и встреча с Ху Цзиньтао – его последняя встреча с зарубежным лидером в качестве канцлера Германии, что всецело отражает тесные связи между Германией и Китаем и между их руководителями. По словам Г. Шредера, приверженность политике одного Китая является основой политики Германии в отношении Китая, и это никогда не изменится. Германо-китайские отношения вступили в этап всестороннего опережающего развития и кроме плодотворной торговли и инвестиционного сотрудничества контакты и обмен между сторонами в сферах культуры, образования и высоких технологий получают непрерывные сдвиги. Новое германское правительство сохранит преемственность политики в отношении Китая для дальнейшего продвижения и расширения германо-китайского сотрудничества32.

При этом, надо отметить, что позиция будущего Канцлера Анжелы Меркэл в отношениях с Китаем все еще не ясна. Тем не менее, принимая во внимание политическую позицию Шрёдера, она заявила: «Мы хотим, чтобы внешняя политика была основана на ценностях»33. 10 октября 2005, когда было объявлено о ней, как новом Канцлере Германии, Меркэл на пресс-конференции, состоявшейся после заседания президиума Христианско-демократического союза /ХДС/ заявила, что отношения Германии с Китаем имеют чрезвычайное важное значение и что она сделает приоритетом торговлю с Китаем и продолжит придерживаться текущей внешней политики Германии.

Выступая на пресс-конференции, А. Меркэл объявила, что она станет следующим канцлером федерального правительства Германии, подчеркнув, что «большая» правящая коалиция под ее руководством будет продолжать прежнюю политику в отношении Китая. Во время правления Гельмута Коля и Герхарда Шредера немецко-китайские отношения получили благоприятное развитие, отметила новый канцлер ФРГ34.

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел 2 декабря 2005 года телефонный разговор с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, поздравив ее с вступлением в должность главы правительства Германии. Стороны выразили готовность прилагать совместные усилия для постоянного развития китайско-германских отношений. Вэнь Цзябао дал положительную оценку богатым результатам, достигнутым обеими странами в развитии межгосударственных отношений, и благоприятной координации в международных делах. По его словам, недавний государственный визит председателя Ху Цзиньтао в Германию принес реальные результаты и содействует дальнейшему развитию двусторонних отношений. Правительство КНР готово, как и прежде, уделять большое внимание развитию отношений с Германией, заметил Вэнь Цзябао, выразив надежду на поддержание двусторонних контактов на высоком уровне, активизацию политического диалога и консультаций и расширение взаимодействия во всех областях. Он выразил уверенность, что при совместных усилиях сторон китайско-германское партнерство, несущее ответственность в глобальном масштабе, принесет новые результаты. А. Меркель подчеркнула приверженность нового правительства ФРГ политике одного Китая и выразила надежду на расширение и углубление двустороннего сотрудничества с Китаем во всех сферах. «Я жду визита в Китай в следующем году, чтобы воочию увидеть огромные изменения в вашей стране», – сказала канцлер Германии.

В своей китайской политике Берлин руководствовался, прежде всего, экономическими интересами. Однако ситуация может измениться. Немецко-китайские отношения гораздо важнее существующей политической и экономической ситуации, так как ровно шестнадцать лет назад, в ночь 9-го на 10-ое ноября 1989 года не стало Берлинской Стены. Из-за растущего числа заявлений о выходе из КПК, эксперты по Китаю предсказывают в ближайшем будущем крах «Красной Стены» и КПК, проводя параллель с падением Берлинской Стены в 1989 году35.

В апреле 2005 года Герхард Шрёдер попытался, несмотря на несогласие всех политических партий Германии, отменить эмбарго на торговлю оружием с Китаем, введенное в 1989 году после подавления студенческих демонстраций в Пекине.

В результате чего, даже его собственная Социально Демократическая Партия обвинила его в отсутствии нравственности в погоне за экономическими выгодами36.

Эксперт по Китаю профессор Эберхард Зандшнайдер из Берлина указывает на новые ориентиры во внешней политике Германии, которые в среднесрочной перспективе могут оказать влияние на германо-китайские отношения. По его словам, Ангела Меркель не раз подчеркивала, что собирается приложить немалые усилия для улучшения трансатлантических отношений. Пока по «китайскому вопросу» между ЕС и США существуют заметные расхождения.

Особенно четко эти различия проявились при обсуждении вопроса об отмене эмбарго Евроcоюза на поставки вооружений в Китай. Когда в ЕС обсуждался вопрос о его отмене, США высказывались против такого шага. Мнения разделились и внутри Германии. Канцлер Шрёдер призывал отменить эмбарго, Меркель выступала за его сохранение37.

Министр иностранных дел Китая Ли Чжаосин, находящийся в ООН для участия в 60-й сессии ГА ООН, 21 сентября 2005 г. встретился с заместителем министра иностранных дел Германии Клаусом Кинкелем. На этой встрече Ли Чжаосин заявил, что Китай и Германия – влиятельные страны, которые имеют общие взгляды по многим важным международным и региональным вопросам. Сотрудничество между двумя странами как в двусторонних, так и во многосторонних областях имеет широкую перспективу. Китайская сторона намерена вместе с Германией приложить усилия по углублению китайско-германских и китайско-европейских отношений. Клаус Кинклель отметил, что немецкая сторона рада успешному развитию двусторонних отношений, готова в дальнейшем придерживаться политики одного Китая и продвигать германо-китайские и европейско-китайские отношения38.

2.2 Развитие экономических отношений

Китай является самым важным экономическим партнером Германии в Азии, а Германия – это самый важный торговый партнер Китая в Европе.

Немецко-китайские экономические отношения развивались с захватывающим дух темпом. В 1972 г. немецкие предприятия экспортировали товары в Китай на сумму 270 млн. евро, сегодня эта сумма в 70 раз больше и составляет 20 млрд. евро; в 1972 г. Германия получала товары из Китая на сумму 175 млн. евро, в 2004 г. это было примерно в 170 раз больше – 30 млрд. евро39.

С 2002 Китай в США стали вторым самым важным немецким экспортным рынком вне Европы, после Японии; при включении в совокупно-китайское экономическое пространство немецкой торговли Гонконга Китай играет эту роль уже с 2000 г. Германия является самым большим европейским торговым партнером Китая и стоит в иерархии всемирных торговых партнеров Китая на 6 месте40. Немецко-китайская торговля «взрывается». С 1998 г. растет немецкий экспорт в Китай (без Гонконга) с двузначными числами процента, в 2001 г. он рос на 28,9%, в 2002 г. – на около 19,5%, в 2003 г. на – около 24,9% и в 2004 г. – на 16%41.

Одновременно немецкие предприятия импортируют существенно больше товаров из Китая, чем они туда поставляют; доли прироста при импорте ряд лет отчетливо лежали ниже соответствующих показателей при экспорте. Эта тенденция в 2004 году изменилась. В 2002 г. Германия импортировала товары на 21,3 млрд. евро (7,0%), в 2003 на 25,0 млрд. евро (17,3%) и в 2004 г. на 30 млрд. евро (+34%). Немецкий дефицит торгового баланса по отношению к Китаю, передвигаясь с давних пор между 5 и 9 млрд. евро ежегодно, мог бы подняться в 2006 году, по предварительным расчетам, до 10 млрд. евро42.

Немецкие предприятия продают преимущественно машины и устройства, а также электротехнические и специальные приборы, налаживается торговля автомобилями в Китай. Германия импортирует, прежде всего, электротехнические изделия, текстиль, одежду, а также машины и устройства43.

Германия после Гонконга, США и Тайваня является с 1999 г. самым большим европейским вкладчиком китайского капитала. Немецкие предприятия осуществили суммировано до середины 2004 г. прямые инвестиции в Китае в размере примерно 9,8 млрд. $44. Инвестиции текут наряду с областью химической индустрии (БАСФ работает над инвестициями на высоте миллиардов), прежде всего, и уже традиционно в сектора автомобилестроения (Фольксваген, БМВ, Даймлер-Крайслер), а также машиностроения и строительства сооружений45.

Китай был в течение последних лет в целом очень успешен при займе иностранных прямых инвестиций, при всем том общие условия от иностранных инвестиций далее должны улучшаться, чтобы стать еще привлекательнее для средних слоев предприятий. Вкладчики капитала ожидают большее обеспечение правопорядка, большую договорную свободу, хотят организовывать сбыт продукции сами и получать тот же доступ как и китайские предприятия к общественным заказам. Вообще, считается, что эти условия улучшаются постепенно после вступления Китая в ВТО. В декабре 2003 г. было подписано соглашение о содействии и взаимной защите капиталовложений46.

Благодаря Шрёдеру, Германия наладила довольно тесные экономические связи с китайским коммунистическим режимом. Только во время его последнего государственного визита, Китай приобрёл у Германии 23 самолета Аэробуса, 180 тепловозов и различные установки для электростанций47. По заявлению Министерства иностранных дел, немецко-китайская торговля процветает и темпы роста экспортной торговли Германии с Китаем выражаются двузначной цифрой. С 1999 года, Германия является самым большим европейским инвестором в Китай, хотя это ничего не говорит о величине прибыли48.

10 ноября 2005 г. президент КНР Ху Цзинтао прибыл в Германию с официальным государственным визитом. Кроме обсуждений экономических вопросов с Канцлером Герхардом Шрёдером, также он встретился с будущим Канцлером Анжелой Меркэл. Во время визита были подписаны экономические соглашения на сумму в 1,4 миллиарда евро49.

Прежде всего Ху Цзиньтао отметил, что Г. Шредер в течение 7 лет пребывания на посту канцлера страны внес важный вклад в продвижение дружественного сотрудничества между Китаем и Германией. В последние годы торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами непрерывно расширяется, Китай и Германия стали крупнейшими по величине торговыми партнерами друг друга в своих регионах. Двустороннее сотрудничество в сферах науки и техники, образования и культуры, туризма, охраны окружающей среды и права непрерывно углубляется. Такое плодотворное сотрудничество приносит народам двух стран реальную выгоду, а также благоприятствует миру, стабильности и процветанию на планете.

Несмотря на это, в последнее время у немецких компаний снижается интерес к развитию своего бизнеса в Китае. В первую очередь, немцы недовольны недостаточной защитой интеллектуальной собственности. Суть проблемы такова: немецкая компания, использующая при производстве в Китае новейшие технологии, не может быть уверена, что эти технологии вскоре не будут похищены. В результате в короткие сроки появляется конкурентный китайский продукт, который распространяется не только на китайском, но и, возможно, на немецком рынке.

В рамках содействия немецких внешнеторговых интересов в Китае в Пекине, Гонконге, Шанхае и Гуанджоу созданы офисы Немецкой экономики (под крышей зарубежного отделения немецкой промышленно-торговой палаты и торговой палаты – DIHK). Делегированные офисы и корреспонденты сотрудничают тесно с посольством и немецкими генеральными консульствами в Шанхае, Гаунджоу и Гонконге. Новое генеральное консульство в Ченгду будет интегрироваться в это сотрудничество. Немецкие фирмы в Китае организовались в промышленно-торговую палату, ведение дел которой воспринимается в личной унии делегатом Немецкой экономики в Пекине.

2.3 Взаимоотношения в сферах науки и культуры

С 1979 г. отрегулированы двусторонние культурные связи между Германией и Китаем соглашением о культурном обмене. Последние консультации по культуре состоялись в январе 2003 г. в Берлине и привели к окончанию программы культурного обмена в 2003–2005 гг. Обе страны в настоящее время ведут переговоры о новом соглашении по культурному обмену, которое должно считаться с выросшими между странами связями и создавать расширенную основу для будущей работы культурных организаций: народная республика Китай планирует сооружать культурный центр в Берлине; рамки деятельности существующего с 1988 г. филиала института Гете в Пекине должны расширяться. Возрастающее международное значение Китая отражается также в многочисленных обменах, которые участники из обеих стран реализуют непосредственно (поездки оркестра, выставки).

В Пекине и Шанхае действуют немецкие школы. Школа в Шанхае разделяется на так называемый еврокампус с Французской школой.

Германская служба академических обменов в Пекине отметила в 2004 г. десятый год своего существования. В 2001 г. федеральное правительство в посольстве Пекина организовывало академическое проверочное учреждение для абитуриентов из Китая.

Китай был страной основного вопроса во время Недели АТР в сентябре 2002 г. в Берлине. Также в 2002 г. неделя Китая состоялись в Гамбурге. Студенты из Китая образуют самую большую группу иностранных студентов, записанных в немецких университетах.

Другой важнейшей сферой развития связей между Германией и Китаем является туризм. Китайские групповые путешественники могли совершать туристические поездки в Германию с середины февраля 2003 на основе меморандума по дальнейшему развитию туризма между Германией и Китаем.

Диалог по вопросам правового государства и немецко-китайская конференция по защите окружающей среды в Пекине в декабре 2000 положили фундамент для нового немецко-китайского сотрудничества в важных областях.

В течение последних лет отчетливо интенсифицировало себя заключенное 27 лет назад закрытое межправительственного соглашения по научно-технологическому сотрудничеству (WTZ) с Китаем. Китай является для Германии как по числу общих проектов, так и по финансовым объемам самым важным партнером по сотрудничеству. Почти все значительные исследовательские учреждения, многочисленные университеты и при многих проектах промышленные партнеры приобщены с обеих сторон к сотрудничеству. Общество Макса Планка (MPG) и Китайская Академия Наук (CAS) отпраздновали в мае 2004 г. 30 годовщину их интенсивного и успешного сотрудничества и институт Макса Планка решил основывать институт «Вычислительной Биологии» в Шанхае50. Общество Немецких научно-исследовательских центров (HGF) открыли свои представительства в Пекине. Множество научных проектов выдвигают новые общие предприятия, которые проводятся затем в ходе межправительственных соглашений.

Китайский министр по науке Ксу Гуанхуа и федеральный министр Эделгард Булмах договорились о создании новых крупных проектов в области высоких технологий. В результате этого в конце 2003 года в Берлине и в Пекине был учрежден немецко-китайский институт по технологиям программного обеспечения. Одновременно с этим общие проекты усиленно используются и в образовательном сотрудничестве, как, например, общие учебные программы, учреждение специальных высших учебных заведений в Китае и учебный центр по технологии лазера. При визите в Германию китайского премьер-министра в мае 2004 г. был подписан протокол исследовательскими министерствами обеих стран, который предусматривает тесное сотрудничество при изменении структуры индустрии на северо-востоке Китая51.

Осенью 2000 г. Немецким научно-исследовательским объединением и китайским Национальным фондом по науке (NSFC) учрежден «Китайско-немецкий центр научного содействия». Этот центр развивается и проводит большое число общих конференций, симпозиумов и рабочих совещаний с целью призыва ученых к новому сотрудничеству. Этот центр, например, на апогее заболеваний SARS отреагировал быстро и в мае 2003 г. устроил немецко-китайский симпозиум по актуальным данным заболевания и борьбы с ним52.

Двустороннее научное сотрудничество с Китаем входит как составной элемент в сотрудничество комиссии ЕС с Китаем. Поэтому Германия активно участвовала в форуме по науке и технологиям на высшем уровне между Китаем и ЕС в мае 2005.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы.

1. Еще совсем недавно слово «азиатчина» имело уничижительный, негативный смысл. Сейчас мы являемся свидетелями того, что постепенно слово «Азия» приобретает позитивный подтекст. Так министр информации и культуры Сингапура Джон Йо считает, что постепенно формируется азиатская цивилизация, которая базируется на конфуцианстве, даосизме и буддизме53. В связи с этим, европейские страны стремятся к налаживанию различных отношений с азиатским регионом, основное место в котором занимает АТР. Евросоюз и страны АТР заключают между собой различные экономические и политические соглашения.

2. Германия как член Евросоюза также стремиться к налаживанию тесных отношений со странами АТР. Основное внимание в них уделяется экономической составляющей. Об этом говорят постоянно возрастающие цифры экономического сотрудничества между этими странами. Значительный рост объема экспорта Германии в страны АТР помогает решению проблемы занятости в Германии.

3. В последние годы центр интересов Германии в АТР сместился с Японии на Китай. Китай и Германия – влиятельные страны на планете, развитие отношений между ними отвечает коренным интересам народов обеих стран, а также имеет важное значение для обеспечения мира, стабильности и развития во всем мире. Состояние китайско-германских отношений можно оценить как удовлетворительное. Тесные контакты на высоком уровне способствуют укреплению политического доверия и сотрудничества, помогают непрерывно продвигать стратегическое партнерство между двумя странами. Германские предприниматели принимают очень активное участие в проектах модернизации Китая. Китай является важнейшим торговым партнером Германии в Азии, а Германия уже стала крупнейшим торговым партнером Китая в Европе. С 1998 года экспорт из Германии в Китай ежегодно возрастал на двузначное число. По прогнозам немецких аналитиков, тенденция значительного роста продолжится. Обе стороны стремятся к удвоению объема двусторонней торговли к 2010 году.

4. О том каким будет XXI век Американским, Европейским или Азиатским сейчас говорить трудно. Но уже сегодня можно сказать, что Восток стал равновеликим Западу в несущей конструкции мирового сообщества. И XXI столетие будет веком тех народов и культур, которые сумеют достичь оптимального синтеза индивидуалистического и органического (общественного), западного и восточного начал.

Список использованных источников и литературы

    Специфика формирования структур безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: новые возможности для России // Национальная электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.nns.rusglobus.net/tra/sinica/sinica-05.htm.

    Фонд сотрудничества Россия – АСЕАН. – Режим доступа: http://www.asean-russia.ru/057–112499-idx.html.

    Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

    Modell Deutschland: Reif fur die Globalisierung? Zum Verhaltnis von Politik und Ekonomie / Bergedorfer Gesprachskreis. 117. Protokoll. Hrsg.: Korber-Stiftung., Hamburg, 2001. – 128 S.

    Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – 366 с.

    Аллисон Г., Кимура Х., Саркисов К.О. От холодной войны к трехстороннему сотрудничеству в АТР. – М.: Наука, 1997. – 235 с.

    Арешидзе Л.Г. Современная Япония: Политический справочник в схемах и таблицах. – М.: Вост. лит., 2003. – 150 с.

    Арин А. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азия и Африка сегодня. – 1998. – №1. – С. 12 – 20.

    Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. – М.: Наука, 1986. – 319 с.

    Беспалова М.А., Собянин А.Д. Что грозит Японии? Изменения последних лет в японской концепции национальной безопасности // Профи. – 2000. – №3 – 4. – С. 47 – 59.

    Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане: История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945–1995). – М.: МОНФ, 1997. – 352 с.

    Воронцов А.К. Проблема обеспечения безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. – №3. – 2000. – С. 191 – 195.

    Гельбрас В. Куда идет Китай // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – №4. – С. 35 – 43.

    Европа вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П. Шмелев. – М.: Экономика, 2002. – 822 с.

    Европейский Союз на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 471 с.

    Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка // Япония и современный мировой порядок / Отв. ред. А.Е. Жуков, И.П. Лебедева. – М.: Вост. лит., 2002. – С. 38 – 54.

    Загорский А.Г. АТР: границы и понятия // Мировая экономика и международные отношения. – №6. – 2001. – С. 122 – 126.

    Капустин Д.Т. Китай. – Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru/press_gwy-1.htm.

    Крупянко М.И. Эволюция концепции национальной безопасности Японии в изменяющемся мире // Япония и современный мировой порядок / Отв. ред. А.Е. Жуков, И.П. Лебедева. – М.: Вост. лит., 2002. – С. 55 – 79.

    Линк В. Германия как европейская держава. – Режим доступа: http://www.postindustrial.ru.

    Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003. – 126 с.

    Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, Единство, 2002. – 439 с.

    Олисов И.С. Китай в мировых процессах // Международная жизнь. – 2002. – №3. – С. 18 – 23.

    Остроухов О.П. Внешняя политика Китая в годы реформ и перспективы развития // Мировая экономика и международные отношения. – №3. – 1999. – С. 13 – 28.

    Пархалина Т.Г. Европейская безопасность. Какой она видится сегодня. – Режим доступа: http://inion.ru.

    Пикаев А.А. Европа и глобальное партнерство. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

    Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

    Потапов М. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. – М.: Наука, 1998. – 210 с.

    Широков Г.К., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. – М.: Международные отношения, 1998. – 279 с.

    Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. – М., 2001. – 402 с.

    Якимцев С.К. Проблема безопасности Китая в АТР // Проблемы Дальнего Востока. – №1. – 2000. – С. 147 – 152.

    Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 1998. – №1. – Р. 141 – 145.

    Europe and its Others / Ed. by F. Barkeret al. Colchester. – UK: University of Essex, 1985. – 328 р.

    Grant R. China and it's Asian Neighbors: looking forward 21 century // Foreign Affairs. – 2000. – №3. – Р. 21 – 42.

    Hitch-Kock D. East Asia's New Security Agenda. – Режим доступа: http://www.arc.org/m //usa-china.html.

    Kristof N. The age of the Pacific. – Режим доступа: http://www.asiaheadlines.com/d-b/news/msg.

    Pagden A. European Encounters with the New World. – New Haven, CT: Yale University Press, 1993. – 284 р.

    Pan Zhenqiang. Future Security Needs of the Asia Pacific Region. – Режим доступа: http://www.house.chinadailv.gov/news/full.html7id=2647.

    Said E.W. Orientalism: Western Conceptions of the Orient. – L.: Penguin, 1995. – 194 р.

    Zhong I. China Updating Nuclear Weapons. – Режим доступа: http://www.chinaembassy.com/ins.nst/50&expend=16.

1 Арин А. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азия и Африка сегодня. – 1998. – № 1. – С. 12.

2 Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка // Япония и современный мировой порядок / Отв. ред. А.Е. Жуков, И.П. Лебедева. – М.: Вост. лит., 2002. – С. 38.

3 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 155.

4 Загорский А.Г. АТР: границы и понятия // Мировая экономика и международные отношения. – № 6. – 2001. – С. 123.

5 Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003. – С. 39.

6 Олисов И.С. Китай в мировых процессах // Международная жизнь. – 2002. – № 3. – С. 20.

7 Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 1998. – № 1. – Р. 141.

8 Kristof N. The age of the Pacific. – Режим доступа: http://www.asiaheadlines.com/d-b/news/msg.

9 Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане: История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945 – 1995). – М.: МОНФ, 1997. – С. 76.

10 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 210.

11 Арин А. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азия и Африка сегодня. – 1998. – № 1. – С. 15.

12 Широков Г.К., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. – М.: Международные отношения, 1998. – С. 163.

13 Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. – М., 2001. – С. 192.

14 Пикаев А.А. Европа и глобальное партнерство. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

15 Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

16 Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. – М., 2001. – С. 230.

17 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 167.

18 Европа вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П. Шмелев. – М.: Экономика, 2002. – С. 523.

19 Европа вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. Н.П. Шмелев. – М.: Экономика, 2002. – С. 524.

20 Европейский Союз на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 185.

21 Пикаев А.А. Европа и глобальное партнерство. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

22 Линк В. Германия как европейская держава. – Режим доступа: http://www.postindustrial.ru.

23 Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

24 Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

25 Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

26 Пикаев А.А. Европа и глобальное партнерство. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

27 Линк В. Германия как европейская держава. – Режим доступа: http://www.postindustrial.ru.

28 Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

29 Капустин Д.Т. Китай. – Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru/press_gwy-1.htm.

30 Modell Deutschland: Reif fur die Globalisierung? Zum Verhaltnis von Politik und Ekonomie / Bergedorfer Gesprachskreis. 117. Protokoll. Hrsg.: Korber-Stiftung., Hamburg, 2001. – S. 40.

31 Zhong I. China Updating Nuclear Weapons. – Режим доступа: http://www.chinaembassy.com/ins.nst/50&expend=16.

32 Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

33 Пархалина Т.Г. Европейская безопасность. Какой она видится сегодня. – Режим доступа: http://inion.ru.

34 Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

35 Zhong I. China Updating Nuclear Weapons. – Режим доступа: http://www.chinaembassy.com/ins.nst/50&expend=16.

36 Линк В. Германия как европейская держава. – Режим доступа: http://www.postindustrial.ru.

37 Пархалина Т.Г. Европейская безопасность. Какой она видится сегодня. – Режим доступа: http://inion.ru.

38 Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

39 Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

40 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 173.

41 Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

42 Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

43 Гельбрас В. Куда идет Китай // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – № 4. – С. 39.

44 Federal Statistical Office of Germany. – Режим доступа: http://www.destatis.de/basis /e/bevoe/ bev_tab7.htm.

45 Modell Deutschland: Reif fur die Globalisierung? Zum Verhaltnis von Politik und Ekonomie / Bergedorfer Gesprachskreis. 117. Protokoll. Hrsg.: Korber-Stiftung., Hamburg, 2001. – S. 43.

46 Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003. – С. 39.

47 Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003. – С. 54.

48 Олисов И.С. Китай в мировых процессах // Международная жизнь. – 2002. – № 3. – С. 20.

49 Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

50 Пикаев А.А. Европа и глобальное партнерство. – Режим доступа: http://ad.tbn.ru.

51 Kristof N. The age of the Pacific. – Режим доступа: http://www.asiaheadlines.com/d-b/news/msg.

52 Pan Zhenqiang. Future Security Needs of the Asia Pacific Region. – Режим доступа: http://www.house.chinadailv.gov/news/full.html7id=2647.

53 Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити –Дана, Единство, 2002. – С. 105.