Европейский союз и его отношения с Российской Федерацией

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ

по дисциплине

"Международные экономические отношения"

на тему:

"Европейский союз и его отношения с Российской Федерацией"

Выполнила:

студентка ФМТ-31-в

Слоневская М.Е.

Проверил:

проф., к.э.н. Люсов В.Н.

Москва

2006

Содержание

1. Введение

2. История возникновения и этапы расширения ЕС

3. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и его реализация

4. Общая стратегия ЕС по отношению к России

5. Расширение ЕС и вопросы Калининграда

6. Торгово-экономические отношения России с Европейским союзом

7. Заключение

8. Список использованной литературы и источников

1. Введение

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация как Европейский Союз привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

Европейский Союз – это наднациональная организация, так как его задача заключается в унификации территорий, политики и экономики государств-членов. С этой целью он наделяется полномочиями, аналогично государственным, и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан.

ЕС стал крупнейшим центром экономического и политического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Принимая во внимание, что интеграционный процесс в Европе неуклонно набирает силу, как в политическом, так и в валютно-экономическом плане, вполне очевидно, что ЕС в Европе и в мире будет постепенно занимать одну из ведущих лидирующих положений.

Поскольку Россия также принадлежит к европейской цивилизации, то особенно важно извлечь из европейского опыта развития все положительные уроки. Следует, однако, напомнить о колоссальной разнице между Западной Европой и Россией. В этой связи с Европой необходимо сотрудничать, но готовые западно-европейские рецепты развития на российскую почву следует переносить вполне взвешенно. Взаимное сотрудничество России и стран Европейского Союза в экономическом плане основывается в первую очередь на торговых отношениях.

Европейский Союз (ЕС) с его населением в 375 млн. человек и 40% мировой торговли является сегодня важнейшим торгово-экономическим партнером России - на его долю проходится 35% российского внешнеторгового оборота и около 33% всех иностранных инвестиций в российскую экономику. Поэтому исследование отношений стран ЕС и России в настоящее время имеет большую актуальность.

2. История возникновения и этапы расширения ЕС

Наиболее развитым на сегодняшний день интеграционным объединением является Европейский Союз (ЕС), объединяющий 15 государств с населением около 380 млн.чел. С мая 2004 года в Евросоюз включены еще 10 государств. В состав Евросоюза входят созданные еще в 50-ые годы Европейское экономическое сообщество (с 1993 г. называется Европейским сообществом), Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии. В соответствии со статьей 9 Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (1957 г.), "основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами".

В последние годы интеграционные процессы в ЕС интенсивно развиваются вглубь. Это вызвано, во-первых, завершением формирования единого внутреннего рынка стран-членов, в рамках которого в основном обеспечено свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан, и, во-вторых, подписанием в 1992 г. Договора о Европейском Союзе, предусматривающего, наряду с политическим союзом, образование в 1999 г. экономического и валютного союза и введение единой валюты - евро. В Западной Европе сообщество государств под названием Европейский Союз сформировалось как централизованное, мощное политическое и экономическое, в том числе и ведущее торговое объединение стран с перспективами дальнейшего его расширения. Внешняя торговля стран Европейского Союза как объект экономико-статистического анализа рассматривается в соответствии с международной отраслевой классификацией видов экономической деятельности. В соответствии с этим методологическим документом ООН внешняя торговля определена как предпринимательская деятельность предприятий, изготовляющих продукты и изделия, а также торговых предприятий, в результате осуществления которой происходит международный обмен товарами и услугами с учетом уровня международных цен и процентных ставок на коммерческие кредиты. Роль и значение внешней торговли возрастают в связи с расширением внешнеэкономических связей как дополнительного фактора экономического роста. В нормативно-правовых документах Европейского Союза говорится о территории ЕС как об особой территории на континенте Европа. Формально это интеграционное объединение стран функционирует с 1 ноября 1993 года, т.е. с момента вступления в силу ее учредительного договора (Договор о Европейском Союзе 1992 г.). Границы его территории определяются в учредительных договорах Европейских сообществ, важнейшим среди которых является ст. 299 Договора 12 об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 г. (сокращенно Договор о Европейском сообществе). Границы территории Европейского Союза (ЕС) постоянно изменялись, а территория сообщества увеличивалась. Так, государствами-основателями ЕС считаются шесть стран Европы: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С 30 июля 1962 года в государствах-членах сообщества действует единая аграрная политика, она предусматривает выделение субсидий и поощрений аграрному сектору экономики стран-членов сообщества. С 1 июля 1968 года образован таможенный союз Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), до этого действовала зона свободной торговли. Таможенный союз является тем основанием, на котором была возможна реализация четырех свобод (свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов) в частности, так и практически общей политики Сообщества. Создание таможенного союза было закреплено ст.9 Договора о ЕЭС (ныне ст.23 Договора о ЕЭС). По определению ведущих экспертов «таможенный союз» — это экономическое пространство, участники которого согласились на основании договора отказаться от наложения друг на друга любых таможенных пошлин, сборов, имеющих равнозначный эффект, или количественных ограничений и принять внешний общий таможенный тариф в отношении «третьих» .Примером зоны свободной торговли может служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В таможенном союзе в торговле между государствами-членами пошлины и квоты также не существуют, но также государства соглашаются применять к товарам, поступающим извне, общую таможенную пошлину. Эта пошлина именуется общим таможенным или общим внешним тарифом. В 1973 году в состав ЕЭС входило уже 9 стран (в сообщество вступили Великобритания, Дания и Ирландия). В 1977 году было подписано соглашение с ЕАСТ о зоне свободной торговли. В 1972 и 1974 гг. вступает в действие единая политика в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. С 1979 года действует общая валютная система. Создается единая расчетная валютная единица ЭКЮ. В 1981 году произошло вступление Греции в состав ЕЭС. А в 1986 году в составе ЕЭС стало уже 12 стран (вступили Испания и Португалия). С 1987 года в Европейском Экономическом Сообществе действует общий рынок. И, наконец, в 1995 году в состав ЕЭС входит еще три страны: Австрия, Финляндия и Швеция (бывшие страны-члены ЕАСТ). Таким образом, с 1995 года в составе ЕЭС состоит 15 государств. Итогом интеграционных преобразований ЕЭС становится образование Европейского Союза и принятие единой европейской валюты, которая используется как в наличных, так и в безналичных расчетах по всему миру, это конвертируемая валюта. Исходя из вышесказанного, нетрудно заметить, что фактически это объединение стран начало развиваться гораздо раньше и прошло несколько этапов, прежде чем был подписан учредительный договор о функционировании Евросоюза. На 30 апреля 2004 года в Европейский Союз входило 15 стран: 14 • Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция Германия, Италия, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Австрия. С 1 мая 2004 года в Европейский Союз вступили 10 новых членов стран Европы: • Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр. Таким образом, на 1 мая 2004 года в составе Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС, Европейский Союз) состояло 25 европейских государств.

3. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и его реализация

Основой взаимоотношений России и Европейского Союза является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (далее – Соглашение), учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Данный документ заменяет, с момента вступления его в силу, «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве», подписанное в Брюсселе 18 декабря 1989 г. (ст. 112 Соглашения).

Согласно ст. 1 Соглашения, основными целями партнерства являются:

содействие экономическим и политическим преобразованиям в России, обеспечение политического диалога, расширение экономического сотрудничества между сторонами Соглашения, создание условий для создания Зоны свободной торговли между Россией и ЕС.

Соглашение предусматривает также институты, необходимые для реализации его положений во всех сферах сотрудничества.

Соглашение учреждает Совет сотрудничества, состоящий из членов Правительства РФ, с одной стороны, и членов Совета Европейского Союза и членов Европейской Комиссии, с другой стороны. Совет изучает все основные вопросы, возникающие в рамках Соглашения, и любые другие двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес с точки зрения Соглашения. Совет сотрудничества может для оказания содействия в своей деятельности создавать также любые другие специальные или комитеты.

Содействие Совету сотрудничества в выполнении его обязанностей оказывается Комитетом сотрудничества, состоящим из представителей Правительства Российской Федерации, с одной стороны, и представителей членов Совета Европейского союза и представителей Комиссии Европейских сообществ, с другой стороны, обычно на уровне старших должностных лиц. Совет сотрудничества может делегировать любые свои полномочия Комитету сотрудничества, который обеспечит преемственность между заседаниями Совета сотрудничества.

Соглашение также учреждает Комитет парламентского сотрудничества, который состоит из членов Федерального Собрания РФ и членов Европейского Парламента. Комитет Парламентского сотрудничества может запрашивать информацию, относящуюся к применению Соглашения в Совете сотрудничества, который, в свою очередь, должен предоставить Комитету запрашиваемую информацию. Комитет Парламентского сотрудничества информируется о рекомендациях Совета сотрудничества и имеет право давать рекомендации Совету сотрудничества.

Важно отметить, что Соглашение носит всеобъемлющий характер, затрагивает все три «опоры» Европейского Союза: экономическую политику, внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Такой характер Соглашения, разумеется, не носит столь всеобъемлющего характера, какой имеют соглашения об ассоциированном членстве, однако означает уже достаточно высокий уровень кооперации, предшествующий уровню зоны свободной торговли.

Первая опора. Для развития двусторонней торговли особое значение имеют два факта.

Во-первых, Соглашение признает, что Россия более не является страной с государственной торговлей.

Во-вторых, Соглашение устанавливает режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении сторон Соглашения (ст. 10). Поэтому при импорте в Россию из стран ЕС применяются базовые ставки таможенного тарифа (в отношении товаров стран, не пользующихся статусом наиболее благоприятствуемой нации, применяется базовые ставки, умноженные на два). Также устанавливается возможность более льготных условий для развивающихся стран и стран СНГ (ст. 10).

В совокупности оба эти факта существенно снижают барьеры в торговле и ограничивают взаимную дискриминацию на товарных рынках. Тем не менее, на протяжении всего времени существования Соглашения Россия сталкивается с применением антидемпинговых мер в отношении экспортируемой стали.

Соглашение устанавливает для товаров в территории другой стороны Соглашения режим не менее благоприятный, чем национальный. Это касается вопросов налогообложения; законов, правил и требований, регулирующих продажу товаров на внутреннем рынке, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование (ст. 11).

В целом российское законодательство соответствует положениям ст. 11.

Однако наблюдаются случаи дискриминационного налогообложения вследствие завышенной таможенной оценки товаров российскими чиновниками. Кроме того, российское законодательство о регулировании спиртного рынка нарушает положения ст. 11.2 Соглашения.

Регулирование спиртного рынка, проблем интеллектуальной собственности, а также сектора финансовых услуг вызывает беспокойство ЕС, четко обозначенное на Совете сотрудничества Россия–ЕС 10 апреля 2000 г.

Каждая сторона обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой стороны (ст. 12).

Реализация этого пункта затруднена таможенной политикой России.

Таможенные органы настаивают на предварительном депонировании суммы таможенных платежей, которые подлежат уплате при обычном импорте товаров. При этом в ряде случаев денежные средства могут находиться на депоненте по несколько месяцев.

Соглашение предусматривает также, с некоторыми оговорками, отмену количественных ограничений в торговле между сторонами (ст. 15). В то же время Соглашение устанавливает возможность введения некоторых ограничений в случае, если товары ввозятся в возросших количествах и на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести существенный ущерб национальным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров (ст. 17.1). В случае отсутствия критической ситуации такие меры вводятся после консультаций с другой стороной (ст. 17.2). В случае, если согласие не достигнуто, другая сторона Соглашения имеет право на меры в отношении эквивалентного объема торговли (ст. 17.6).

Однако российская процедура лицензирования фактически может являться существенным нетарифным барьером, однако стоит заметить, что принятие в 2001 г. Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» стало существенным шагом, приближающим российское законодательство к европейским стандартам.

Также устанавливается освобождение от импортных сборов и пошлин на временно ввозимые товары, принадлежащие другой стороне Соглашения (ст. 14). При реализации данного права европейские компании сталкиваются с некоторыми трудностями, связанными со сложностью обоснования случаев полного освобождения от уплаты таможенных платежей.

Соглашение не исключает запретов или ограничений импорта, экспорта и транзита товаров, оправданных с точки зрения общественной морали, обеспечения правопорядка или общественной безопасности; защиты здоровья и жизни людей, животных или растений; защиты природных ресурсов; защиты национальных художественных, исторических или археологических ценностей, или охраны интеллектуальной собственности, или применения правил, касающихся золота или серебра. Такие запреты или ограничения не должны, однако, являться средством намеренной дискриминации или скрытого ограничения торговли между сторонами (ст. 19).

Соглашение устанавливает также недискриминационный режим для российских граждан, принятых на работу на законных основаниях на территории ЕС, в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с его собственными гражданами (ст. 23).

Соглашение также устанавливает при учреждении и деятельности ино- странных компаний режим не менее благоприятный, чем национальный (ст. 28).

Приложение 3 к Соглашению устанавливает некоторые изъятия из принципа, изложенного в статье 28, по отношению к российским компаниям. Оговорки касаются горного дела, рыболовства, покупки недвижимости, СМИ, телекоммуникаций, сельского хозяйства, некоторых профессий.

Аналогичные российские ограничения (Приложение 4) касаются горного дела, рыболовства, телекоммуникаций, СМИ, аренды государственного имущества, некоторых профессий. Определенные ограничения сохраняются также и в сфере банковского дела и страховых услуг и касаются операций с ценными бумагами, общей доли иностранного капитала в капитализации отрасли, а также некоторых видов страхования (Приложение 7).

На данный момент российские нормативные акты не содержат норм, дискриминирующих компании из стран ЕС по сравнению с российскими компаниями в сферах, которые в Приложении 4 не упоминаются. В то же время новый закон о страховании ужесточает ограничения на деятельность иностранных компаний в России по сравнению с моментом подписания Соглашения, что является нарушением п. 3 ст. 29 Соглашения.

Статья 36 Соглашения устанавливает также режим наибольшего благоприятствования в отношении трансграничного предоставления услуг для большинства секторов услуг (полный перечень содержится в Приложении 5). Стороны имеют право принимать акты, регулирующие условия предоставления трансграничных услуг на свою территорию. Однако в случаях, когда такие акты являются актами общего применения, они должны исполняться обоснованно, объективно и беспристрастным образом (ст. 38).

При этом российская компания или компания Сообщества, осуществившая учреждение на территории Сообщества или соответственно России, правомочна, при соблюдении действующего законодательства страны учреждения, нанимать сама или через одну из своих дочерних компаний, филиалов или совместных предприятий для работы на территории Сообщества или соответственно России работников, являющихся гражданами России или соответственно государств-членов, при условии, что такие работники являются ключевым персоналом, а также при условии, что они наняты исключительно такими компаниями, дочерними компаниями, филиалами или совместными предприятиями. Разрешения на проживание и работу таких работников не должны превышать периода найма. Ключевой персонал определяется как лица, занимающие старшие должности в организации; или как лица, работающие в организации и обладающие незаурядными знаниями, имеющими существенное значение в отношении обслуживания учреждения, исследовательского оборудования, техники или управления; или «лицо, работающее в порядке внутрифирменного перевода» (ст. 32).

В целом российские нормы не содержат нарушений данной статьи, однако существенным препятствием для расширения занятости иностранцев в РФ выступает то обстоятельство, что этот процесс чрезвычайно забюрократизирован.

Соглашение предусматривает также проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между резидентами России и ЕС, связанных с движением товаров, услуг или физических лиц, осуществляемым в соответствии с положениями настоящего Соглашения; свободное движение капитала между резидентами России и ЕС в форме прямых инвестиций, производимых в компании, созданной в соответствии с законами принимающей страны, и некоторых других видов инвестиций. В то же время сохраняются некоторые ограничения на инвестиции российских резидентов за рубеж, а также на предоставление и привлечение валютных кредитов (ст. 52).

Несмотря на то, что российское валютное регулирование не вводит дискриминационный режим по отношению к инвесторам из ЕС, «сложность регулирования серьезно сужает возможности российских компаний, их зарубежных торговых партнеров, а также иностранных инвесторов».

Стороны также договорились работать над исправлением или устранением, путем применения их законодательства в области конкурентной политики или иным образом, ограничений конкуренции, вызванных поведением предприятий или государственным вмешательством в той мере, в какой это может воздействовать на торговлю между Россией и Сообществом (ст. 53).

В отношении конкурентной политики наблюдаются определенные продвижения. Принят ряд законов («О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого бизнеса», «О финансово-промышленных группах»), готовится к принятию проект Федерального закона «О государственной помощи», а также новый Федеральный закон «О защите конкуренции», предусматривающий определенную либерализацию антимонопольной политики. Определенное беспокойство иностранных компаний вызывают заниженные тарифы на энергию и налоговые льготы российским компаниям, которые трактуются как нечестная конкуренция.

Стороны также подтвердили важность обеспечения должного уровня эффективной охраны и обеспечения реализации прав интеллектуальной собственности (ст. 54).

Однако на данный момент, с точки зрения ЕС, прогресс в деле развития законодательства, направленного на защиту прав интеллектуальной собственности, остается незначительным.

Особой важностью обладает положение о постепенном достижении совместимости российского законодательства с законодательством ЕС. Процесс сближения законодательств распространяется, в частности, на следующие отрасли права: предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана труда; финансовые услуги; правила конкуренции; государственные закупки; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные акты в области ядерной энергетики; транспорт (ст. 55). По сути, статья устанавливает сближение более чем по трети параграфов acquis comminitaire. Саммит Россия–ЕС в октябре 2000 г. обозначил в качестве одного из достижений в этой области сотрудничества «принятие экономической программы, нацеленной на продвижение инвестиций в Россию». Причем ЕС выразил готовность продолжать техническую помощь в этой области.

Соглашение предполагает широкомасштабное экономическое сотрудничество с тем, чтобы содействовать развитию соответствующих экономик сторон, созданию благоприятного международного экономического климата и интеграции между Россией и более широкой областью экономического сотрудничества в Европе (ст. 56). Предусматриваются меры, направленные на промышленное сотрудничество (ст. 57); на защиту и поощрение инвестиций (ст. 58); на взаимодействие в области госзакупок (ст. 59), стандартизации (ст. 60), сырьевой и горнодобывающей промышленности (ст. 61), науки и техники (ст. 62), образования и профессиональной подготовки (ст. 63), сельского хозяйства и АПК (ст. 64), энергетики (ст. 65); на сотрудничество в сфере космоса (ст. 67), строительства (ст. 68), окружающей среды (ст. 69), транспорта (ст. 70), услуг электрической и почтовой связи (ст. 71), финансовых услуг (ст. 72), регионального развития (ст. 73), в социальной сфере (ст. 74), туризме (ст. 75), сфере малого и среднего предпринимательства (ст. 76), сфере связи, информатики и информационной инфраструктуры (ст. 77), таможенного дела (ст. 78), статистики (ст. 79), экономической политики (ст. 80), сотрудничества в области регулирования движения капитала и платежей в России (ст. 83).

В сфере госзакупок прогресс пока не очень значителен, так как согласно российскому закону о государственных закупках иностранные фирмы могут принимать участие в государственных тендерах только в случае, если нужный товар в России не производится или его производство считается здесь нерентабельным.

Положения Соглашения в отношении научного и технического сотрудничества конкретизированы в отдельном Соглашении между Правительством РФ и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (ССоНТ), подписанном в ноябре 2000 года. Соглашение позволяет российским организациям принимать участие в европейских исследовательских программах (за исключением ядерной энергетики), а европейским компаниям – в российских (ст. 5 ССоНТ).

Вторая опора. Сотрудничество в рамках второй опоры на сегодня крайне ограничено. Оно опирается на обязательство сторон Соглашения «содействовать международному миру и безопасности, а также мирному урегулированию споров и сотрудничать в этих целях в рамках ООН, ОБСЕ и других форумов», а также «в полной мере применять все принципы и положения, содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе».

Статья 6 указывает на необходимость сближения по международным вопросам, которые являются предметом общей озабоченности.

О продвижении в этой области сотрудничества свидетельствует, например, наличие в последних Совместных декларациях пунктов, посвященных вопросам внешней политики.

Третья опора.

Как и в случае со «второй опорой», сотрудничество в рамках «третьей опоры» несопоставимо по масштабам с экономическим сотрудничеством. В этой области Соглашение (ст. 2) объявляет, что в основе внутренней политики сторон лежат Хельсинкский заключительный акт и парижская Хартия для Новой Европы.

Наиболее значительные затруднения в этой области связаны с ситуации ей с правами человека в Чечне, которая вызывает серьезную озабоченность как ЕС, так и Совета Европы и ОБСЕ, на мнение которых, прежде всего, ориентируется руководство ЕС. ОБСЕ в своих ежегодных докладах отмечает как нарушения прав мирного населения со стороны российских войск, так и многочисленные факты терроризма в республике, а также введение чеченским руководством в 1999 г. шариатского правления.

С точки зрения развития сотрудничества с ЕС определенной проблемой является критическая оценка международными наблюдателями российских парламентских выборов 2003 г. и президентских 2004 г.

Соглашение также содержит положения о сотрудничестве, направленном на предотвращение противоправной деятельности. Согласно ст. 81, стороны выразили готовность приложить все усилия по сотрудничеству с целью предотвращения использования своих финансовых систем для «отмывания» доходов от преступной деятельности в целом и от преступлений, связанных с наркотическими веществами, в частности.

Сотрудничество в этой области включает административное и техническое содействие, направленное на выработку приемлемых стандартов в предотвращении «отмывания» денег, эквивалентных стандартам, принятым Сообществом и международными форумами по данным вопросам, включая Специальную группу по финансовой деятельности (ФАТФ). Также будут приниматься меры в области борьбы с производством и распространением наркотических веществ (ст. 82).

При этом стороны сотрудничают с целью предотвращения противоправной деятельности, в частности: нелегальной иммиграции и нелегального присутствия граждан одной Стороны на территории другой Стороны, принимая во внимание принцип и практику реадмиссии; противоправной деятельности в сфере экономики, включая проблемы коррупции; незаконных сделок с различными видами товаров,включая промышленные отходы; подделок; незаконного оборота наркотических ипсихотропных веществ (ст. 84).

Положения Соглашения расширяются и конкретизируются совместным Планом действий по борьбе с организованной преступностью, подписанным 10 апреля 2000г. План предусматривает гармонизацию законодательства, а также сотрудничество правоохранительных и правоприменительных органов.

Россия и Евросоюз договорились о начале консультаций экспертов по вопросу обновления договорной базы отношений в связи с окончанием в 2007 году действия Договора о партнерстве и сотрудничестве.

4. Общая стратегия ЕС по отношению к России

Вторым основополагающим документом в отношениях России и Европейского Союза является Общая стратегия Европейского союза по отношению к России (далее – Стратегия). Общая стратегия не заменяет Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, но дополняет его, используя его механизмы.

Стратегия формулирует основные цели ЕС по отношению к России:

1. Укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в России. При этом отдельно обозначается проблема создания институтов, необходимых для функционирования экономики.

2. Интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Это предполагает создание функционирующей рыночной экономики. Здесь особенно важной объявляется структурная перестройка предприятий, системы государственных финансов, банковской системы и стратегии развития предприятий в кризисных ситуациях. Также большая важность придается вступлению России в ВТО.

3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.

4. Совместное участие в решении общих проблем европейского континента, которые включают ядерную безопасность, экологию, проблемы преступности.

Для обеспечения продвижения по указанным выше проблемам Стратегия устанавливает программы поддержки и механизмы взаимных консультаций между ЕС и Россией.

5. Расширение ЕС и вопросы Калининграда

Расширение ЕС в мае 2004 г. ставит перед Россией ряд вопросов. Особенно острым становится вопрос Калининграда, который превращается в российский анклав внутри ЕС. Послание Европейской Комиссии содержит предварительный анализ последствий такого расширения.

По мнению Комиссии, основой анализа влияния расширения на Россию должен стать факт принятия Польшей и Литвой acquis communautaire. При этом в acquis этих стран будет входить и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.

Отныне предоставляемый Соглашением статус наибольшего благоприятствования будет распространяться и на торговлю между Россией и новыми странами – членами ЕС. При том, что средний уровень тарифов в ЕС составляет 4,1 %, в Польше тарифы при режиме наибольшего благоприятствования – 15,8 %, а в Литве – 5,1 %, Россия сможет получить значительные выгоды от улучшения торговых условий.

Более того, по Соглашению будет обеспечиваться существование беспошлинного транзита товаров через Литву в Калининградскую область из России и наоборот. Однако расширение ЕС может повлиять на соглашения между Россией и Литвой, принятые в 1991 и 1999 гг., а также на соглашения о сотрудничестве между Калининградской областью и некоторыми польскими регионами.

Интересным пунктом Послания является идея предоставления Калининградской области специального режима в торговле с ЕС. Однако такая возможность появляется только в случае предоставления области необходимой степени автономии.

Однако одним из последствий принятия Польши и Литвы в ЕС становится некоторое ужесточение пограничного контроля. Для того чтобы это обстоятельство не стало существенным препятствием в торговле, предполагаются инвестиции в эту сферу. При этом опыт Финляндии свидетельствует, что принятие в ЕС способно даже ускорить процедуры контроля.

Одной из дополнительных проблем становится перевозка грузов военного назначения, которая осуществляется по специальным соглашениям с Россией. Расширение может предполагать пересмотр этих договоренностей.

Энергетическое снабжение области может обеспечиваться как через РАО ЕЭС, так и через подключение к Центрально-Европейской сети, обеспечивающей сейчас Польшу.

Определенные проблемы накладывает расширение ЕС на передвижение людей. Поездки российских граждан в новые страны-члены предполагают наличие визы и заграничного паспорта. Это может потребовать усовершенствования процедур выдачи виз, а также заключения специальных соглашений, которые допускаются в рамках acquis communautaire.

В результате расширения Балтийское море станет зоной рыболовства исключительно для ЕС, за исключением небольших участков вокруг Калининграда и Петербурга.

В связи с расширением отдельную озабоченность ЕС вызывают проблемы внутри Калининградской области. Это проблемы бедности, преступности, экологии и здравоохранения, которые затрагивают и соседние регионы.

В то же время перспективы сближения Калининграда и стран ЕС достаточно высоки. Область является частью трех еврорегионов, созданных в целях продвижения сотрудничества. В еврорегион «Балтика» входят Дания, Латвия, Литва, Польша и Швеция. В еврорегион «Саул» входят 18 региональных и местных образований Литвы, Латвии, Швеции и России. А еврорегион «Неман» объединяет Литву, Калининградскую область и Белоруссию.

27 апреля 2004 года в Люксембурге подписан Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу, а также Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС. Эти документы должны стать важным практическим вкладом в процесс формирования Европы без разделительных линий.

6. Торгово-экономические отношения России с Европейским союзом

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с Европейским союзом – основным торговым партнером, на долю которого приходится около 37% внешнеторгового оборота Российской Федерации и 55% всех привлеченных в страну иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки еще более возрастает в связи с завершением формирования экономического и валютного союза, а также присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы. Укрепление новой европейской валюты евро и ее растущее использование в международных расчетах способствуют повышению экономической привлекательности торговли с Европейским союзом.

В стратегическом плане наибольшее значение имеет начавшаяся работа по разработке концепции Общеевропейского экономического пространства (ОЕЭП). Формирование однородной правовой и экономической среды в России и остальной части Европы будет способствовать расширению взаимной торговли и кооперации российских и европейских предприятий.

В рассматриваемый период маловероятно существенное увеличение взаимной торговли России со странами Центральной и Восточной Европы. Ограниченный по номенклатуре характер российского экспорта, возможное снижение цен на энергоносители, слабая диверсификация структуры импорта, наряду с почти полным отсутствием промышленного сотрудничества предопределяют возможные существенные колебания объемов экспорта и импорта как в целом с регионом, так и с отдельными странами. Экономические отношения России с этими странами будут испытывают растущее влияние вступления стран ЦВЕ (кроме Болгарии и Румынии) в Европейский союз. Основными торговыми партнерами остаются Польша и Венгрия. Значительное положительное сальдо России в торговле с этим регионом сохраняется.

Основными импортерами российской нефти остаются страны Западной Европы, такие как Германия, Италия, а также государства Центральной и Восточной Европы.

7. Заключение

Стратегическое партнерство между ЕС и Россией - обоюдовыгодная и вполне достижимая цель Европейский союз находится накануне исторических перемен.

Трудно недооценить важность России для Евросоюза. Россия является крупнейшим соседом ЕС, серьезной мировой силой и очень важным торговым партнером, обладающим значительным потенциалом. Точно так же и ЕС является ключевым партнером для России как с политической, так и с экономической точки зрения.

ЕС - важнейший торговый партнер России. На него приходится 37% объема всей ее торговли, а после расширения этот показатель возрос до 50%.

Вступление в ЕС десяти новых стран открыло большие возможности для российских экспортеров, так как в результате расширения выиграют рынки тех государств, с которыми россияне имеют большой опыт торговли. Предварительные подсчеты показывают, что выигрыш России только от снижения тарифов может составить более 300 млн. евро в год. Существует высокая взаимодополняемость между экономиками ЕС и России, и соответственно у обеих сторон есть потенциал для получения значительных преимуществ от более глубокой экономической интеграции. Развивая уже сложившиеся связи между Россией и новыми членами ЕС, мы сможем быстрее углублять эту интеграцию.

Пока, к сожалению, наши отношения не принесли тех результатов, которых ожидали обе стороны, и вина за это лежит на каждой из них. Действительно, Евросоюз иногда проводил недостаточно последовательную линию, а временами занимал нечеткую позицию по тем или иным вопросам. И, возможно, мы недооценили тот факт, насколько трудно России было трансформироваться и восстановиться после более 70 лет коммунизма.

Однако, мы очень надеемся, что наши государства вместе добьются ощутимого прогресса в предстоящие годы.

8. Список использованной литературы и источников

1.«Проблемы интеграции России в единое европейское пространство» / М.,Институт экономики переходного периода, 2003.

2. «Преодолевая разрыв между риторикой и реальностью» Крис Паттен / 2003.

3. «ЭКОНОМИКА «ТРЕХ ЕВРОП» НА ПОДЪЕМЕ» В.М. Кудров/Издательство «ОГНИ ТД», Москва, 2005.

4. « Зона евро: будущее десятки» Тихомиров А.В./ 2006.