Концепция образовательной технологии обеспечивает фундаментальную теоретическую основу для исследований и практики в области преподавания и обучения. Область образовательных технологий является относительно новой и изо всех сил пытается установить свои границы. По данным Ассоциации образовательных коммуникаций и технологий (AECT, 2008), можно определить образовательные технологии как «учебную и этическую практику облегчения обучения и повышения производительности путем создания, использования и управления соответствующими технологическими процессами и ресурсами».
При определении образовательной технологии необходимо различать, как инженеры и социологи используют термин «технология».
Инженеры и технологи рассматривают технологию как инструмент для материального строительства на основе систематических технических знаний о том, как создаются проектные артефакты.
Социологи рассматривают технологию как процесс материального строительства, основанный на организации знаний для достижения практических целей, а также на основе любого инструмента или методики выполнения или производства работ, при которых мощность расширяется
Люппичини определяет образовательные технологии в качестве целевого подхода к решению проблем с использованием инструментов, методов, теорий из множества областей знаний для того, чтобы:
- эффективно разрабатывать и оценивать человеческие и механические ресурсы, чтобы облегчать обучения и использовать все его аспекты;
- руководство организацией по изменению и трансформации образовательных систем и практик с целью оказания влияния на изменение в обществе. В общем, можно проиллюстрировать образовательные технологии как систему.
Рисунок 1. Системное определение образовательной технологии в обществе.
Основным подходом к образовательной технологии является рассмотрение его как инструмента. История образовательной технологии как инструмента отмечена значительными инновациями. Этот список включает в себя различные аппаратные средства, например портативные устройства хранения данных, портативные CD-диски, проигрыватели DVD, калькуляторы, портативные ПК, карманные компьютеры, карманные компьютеры, персональные цифровые помощники (КПК), MP3-плееры, iPod, цифровые видеокамеры и так далее.
В общем, появление любой новой технологии (например, программного и аппаратного обеспечения), особенно в сфере развлечений, обычно приводит к тому, что она используется в образовательных целях, а университеты все более активно используют технологии в классе.
Кроме того, распространение WWW, Интернета и других средств массовой информации, таких как радио и телевидение, в сочетании с развитием программного обеспечения для социальных сетей и коммуникационных приложений (например, Skype, Facebook, мессенджер и различные форумы, блоги, вики) ведет к улучшению способности людей общаться друг с другом и получать доступ к информации.
Появился широкий круг терминов, описывающих новые типы образования, например, ресурсное обучение, технологическое обучение, дистанционное образование, электронное обучение, мобильное обучение, i-learning, открытое обучение, распределенное обучение, асинхронное обучение, телеобучение, гибкое обучение, онлайн-обучение, интернет-обучение, интернет-обучение, образование на основе телеконференций, повсеместное обучение и т. д.
В настоящее время термин «виртуальное образование» может использоваться как общий термин. Согласно бизнес-словарю, термин «виртуальный» означает то, что не имеет физического воплощения, но имеет большинство свойств, внешний вид, суть или эффект чего-либо, этой вещью не являющегося.
Следующие функции могут быть связаны с виртуальным образованием:
(1) учебный процесс основан на некоторой технологии, частично или полностью заменяющей учителя-человека;
(2) учитель и ученик могут быть разделены по времени и месту, но они могут общаться свободно,
(3) студент может выбрать время, темп, место и объем обучения им самим.
Часто образовательные технологии и обучающие технологии рассматриваются как синонимы. согласно Ассоциации образовательных коммуникаций и технологий (1994 год), учебная технология представляет собой теорию и практику проектирования, разработки, использования, управления и оценки процессов и ресурсов для обучения.