Изучая данную тему, студенты смогут приобрести знания и навыки, которые позволят:
- понимать сущность элементов комплекса маркетинга, их взаимосвязь и зависимость;
- определить содержание отдельных элементов комплекса маркетинга;
- выяснить взаимосвязь и зависимость элементов комплекса маркетинга, основные маркетинговые решения, обеспечивающие сочетаемость элементов комплекса маркетинга.
Маркетинг-микс — это совокупность взаимосвязанных маркетинговых элементов, которые компания или организация использует для воздействия на рынок. Основными элементами маркетинга являются предлагаемый продукт (товары, услуги), цена, каналы сбыта (поставки) и спонсорство. Каждый элемент комплекса маркетинга включает множество решений.
Под товаром понимается не только создание или производство товара или услуги, удовлетворяющих потребность, но и множество решений о его дизайне, наименовании, марке, гарантиях, упаковке и т. д.
Цена включает в себя такие решения, как ее определение, применение скидок, регулирование, учет колебаний спроса и др.
Каналы товародвижения (англ. place) связаны с представлением товара потребителю в приемлемом для него месте и в желаемое время, преодолевая пробелы места и времени.
Элемент «продвижение» включает в себя действия и решения, связанные с предоставлением информации о товаре или услуге с целью влияния на поведение потребителей.
Учитывая первые значения английских слов, маркетинговый комплекс получил название комплекса «4P».
Основная задача маркетинга состоит в том, чтобы объединить эти элементы маркетинга по отношению к потребительскому рынку (людям) таким образом, чтобы потребности потребителей удовлетворялись на необходимом уровне и достигались цели и задачи, поставленные перед организацией.
Пару десятков лет назад специалисты рынка предложили добавить в маркетинг-микс человеческий фактор (англ. people), процессы (англ. process).сестра) и физической среды (вещественных доказательств), расширяя таким образом этот комплекс до «7П». Этот подход наиболее широко применяется в сфере маркетинга услуг.
Главной особенностью решений и действий комплекса маркетинга является принадлежность к компетенции компании, то есть компания может ее контролировать и изменять. При планировании своей маркетинговой деятельности компания опирается на все элементы комплекса маркетинга, но каждый из них может быть реализован индивидуально, с использованием разных стратегий и инструментов. Дальнейший успех продукта и организации на рынке во многом зависит от содержания элементов комплекса маркетинга и креативности его подачи.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Объясните сложность маркетинговых элементов.
- Приведите примеры возможной несовместимости между элементами комплекса маркетинга.
- Укажите возможные действия, обеспечивающие совместимость маркетинговых решений по элементам комплекса.