Системная методология

Системный подход предполагает наличие, а значит, и необходимость изучения всех связей между вещами. Во введении к вышеупомянутой книге PM. Сенге заложена основа системной методологии. Почти тривиальная концепция системного подхода говорит о том, что сложные вещи нужно изучать в их сложности. Несмотря на банальность, на самом деле это революционная концепция по сравнению с классическим редукционистско-изоляционным подходом.

Основным инструментом исследования в системном подходе является модель. Хотя в классических подходах модель также является важным инструментом исследования, в системных подходах усилия исследователя сосредоточены не на изолированных, частных явлениях, а на улавливании в моделях многих факторов и многих отношений, всесторонне характеризующих моделируемые явления. А. К. Кожминский, говоря о системных моделях организации, обратил внимание на очень важные особенности системной методологии, связанные с моделями. Первый заключается в том, чтобы полагаться на довольно абстрактную основу общей теории систем. Вторая особенность состоит в том, что модели создаются не для того, чтобы познавать действительность, а для того, чтобы ее формировать.. Это очень важное утверждение, отличающее менеджмент как науку от других наук вообще, в том числе и от других социальных наук.

Спектр возможных моделей включает математические, вербальные (в основном сценарные организационные модели) и гибридные модели. Они в основном используются для моделирования последствий запланированных решений. Следствием междисциплинарности подходов являются внешние источники вдохновения и генерации идей по аналогии, черпаемой из достижений других наук. Например, науки об организации и менеджменте охотно используют метафорические аналогии с биологией.гии, как науки о живых организмах, так и физики (например, в концепции виртуальной организации, использовании теории хаоса в управлении). Теория синергетических эффектов организаций вызывает интерес физиков, занимающихся реляционными теориями микромира. Ли Смолин, блестящий современный американский физик, пишущий о новом стиле ведения математики и моделирования в физике, утверждает, что он прерывистый, дискретный и использует язык — «включено», «выключено». Это язык информации, а не содержания. Удивительно, как язык квантовой механики, оперирующий в основном глаголами, сосредотачивается на том, что мы делаем?, что мы наблюдаем? — близка к имитационным моделям информации и принятия решений в управлении. Таким образом, подтверждаются предположения Л. фон Берталанфи, что существуют общие законы, применимые ко всем системам, независимо от природы составляющих их элементов, отношений между ними и взаимных взаимодействий. Благодаря этому появляется возможность применять подобные модели и открытые системные законы в физике, биологии, психологии, социологии, экономике и т. д. и переносить их из одной области в другую. Эти предположения в решающей степени определили характер системного подхода..

То, что является универсальным, т. е. модели, исследовательские процессы, общие для всех систем, и пытается выявить общая теория систем (или общая теория систем).

Он создает определенные архетипы для всех системных снимков. Универсальными, например, в исследовательском процессе, являются три вопроса Г. М. Вайнберга, называемые «системным трио»:

  • почему я вижу то, что вижу?
  • почему все остается по-прежнему?
  • почему все меняется

Ответы на них помогают сосредоточить внимание на наиболее важных вопросах анализируемого процесса.

Пять так называемых С другой стороны, базовые характеристики системы позволяют строить модели в рамках системного подхода надлежащим образом. По мнению Г.Я. Клира, выделяются следующие постоянные (основные) черты системы:

  • внешние величины и уровень их разрешения (система S — заданный набор величин, наблюдаемых извне, рассматриваемых на определенном уровне разрешения),
  • операции (система S представляет собой набор значений, представляющих изменчивость рассматриваемых величин во времени),
  • постоянное поведение (система S представляет собой заданное не зависящее от времени отношение между мгновенными и/или прошлыми, и/или будущими значениями внешних величин. Это отношение также может допускать вероятностную интерпретацию, но это не обязательно),
  • реальная структура UC (Вселенная дискурса и связей); (система S — это заданный набор элементов и их постоянное поведение, а также набор связей между элементами и окружающей средой),
  • реальная структура ST (Состояние — Переход); (система S представляет собой множество состояний и множество переходов между состояниями, переход из одного состояния в другое может допускать вероятностную интерпретацию, но это не обязательно).

Каждая реальная система характеризуется всеми перечисленными выше признаками. Однако на модельных снимках обычно экспонируются только некоторые из них. Особенно важными для системных подходов являются модели, раскрывающие особенность СТ, то есть структуру системной динамики. Моделью здесь служит школа системной динамики, начатая в Массачусетском технологическом институте Дж. Форрестером. Подчеркивается прежде всего, что сущностью системного восприятия окружающей среды является способность наблюдать цикличность воздействий. Поэтому, по мнению П. М. Сенге, основными элементами системного мышления являются:

  • усиливающая обратная связь (положительная обратная связь),
  • уравновешивающие обратные связи (отрицательные обратные связи),
  • задержки.

Усиливающая обратная связь, касающаяся как положительных, так и отрицательных явлений, имеет большое значение для всей теории развития систем как в микро-, так и в макроэкономическом масштабе. С теми, которые вызывают лавинообразные подкрепления, разбирается теория хаоса. Балансирующие обратные связи играют фундаментальную роль в управлении. Устранение отклонений от принятых норм поведения и их последствий составляет суть оперативного управления.

Обобщая изложенные выше вопросы сущности и системной методологии, можно представить следующее сравнение традиционного аналитического подхода и системного подхода:

Аналитический видСистемный выстрел
1. Изолирует: фокусируется на элементах.1. Соединяет: основное внимание уделяется взаимодействию между элементами.
2. Изучите природу взаимодействий.2. Изучите эффекты взаимодействий.
3. Полагается на точность деталей.3. Он основан на общем, целостном взгляде.
4. Изменяет отдельные переменные.4. Одновременно изменяет группы переменных.
5. Считает явления независимо от длительности — обратимыми.5. Включает продолжительность и необратимость.
6. Проверка результатов осуществляется экспериментальной проверкой в ​​рамках теории.6. Результаты проверяются сравнением модели с реальностью.
7. Создаются точные и подробные модели, но их трудно применять на практике (например, эконометрические модели).7. Модели недостаточно точны для использования в качестве базы знаний, но их можно использовать для принятия решений и действий (например, модели Римского клуба).
8. Эффективное лечение линейных и слабых действий.8. Подход эффективен в случае нелинейных и сильных взаимодействий.
9. Подход эффективен в случае проблем с четко определенной структурой (количественной).9. Подход эффективен в случае задач с плохо выраженной структурой, смешанной (количественной и качественной).
Аналитический видСистемный выстрел
10. Это приводит к исследованиям и обучению по дисциплинам или, самое большее, к междисциплинарным.10. Это приводит к междисциплинарным и междисциплинарным исследованиям и обучению.
11. Приводит к действию, детально запрограммированному.11. Приводит к «директивным» действиям, направленным на достижение цели.
12. Полагается на знание деталей, цели часто плохо определены.12. Полагается на знание целей; гладкие детали.
13. Ориентирован на описание, объяснение и прогнозирование явлений и процессов.13. Приводит к определению правил эксплуатации, целью которых является изменение данной системы или создание других.

Добавить комментарий