Суть организации

В просторечии термин организация понимается как: порядок, порядок, логика в какой-либо сфере деятельности или в совокупности предметов или понятий1.

Праксиологическое направление в теории организации и управления выделяло три значения организации:

  • функциональные, под которыми понимаются процессы организации,
  • атрибутивный, обозначающий признак вещи, т.е. систему взаимосвязанных элементов, составляющих конкретное целое,
  • осязаемый, т. е. как организованная вещь, существующая в измерениях: пространственных и изменяющихся во времени, состоящая из людей и других элементов, объединенных во взаимодействии для достижения определенной цели.

организацияв атрибутивно-содержательном смысле (организованность как свойство организованных вещей и процессов и как сама вещь, имеющая право на это свойство) Ю. Зеленевский называет организацию в смысле результата.

Однако наиболее популярным праксиологическим определением организации является определение Т. Котарбинского, согласно которому она есть «… некое целое, обусловленное отношением к нему ее собственных элементов, а именно целое, все компоненты которого способствуют благу». удачи всем». В свете более поздних теорий оправдано и обратное определение, т. е. организация есть целое, которое способствует успеху своих частей. Согласно

А.К.Кожминский и К.Облой «…только эти два термина вместе точно отражают необходимое и достаточное условие существования организации».

Сотрудничество, сотрудничество, как ключевые категории организации в праксиологической конвенции, приводят к понятию синергии в организации.

Синергияэто такое сочетание двух и более элементов, при котором их воздействие (в случае сущностей — действие) дает эффект больший, чем сумма эффектов, вызываемых каждым из элементов в отдельности (эффект 2+2=5). Синергетический эффект состоит из следующих эффектов: организационный (связанный, например, с разделением труда) и облегчающий эффект (связанный, например, с зрительным контактом, слуховым контактом и т. д.).

В системном подходе организация отождествляется с системой. Система — это совокупность заведомо обособленных элементов в пространстве-времени, на которых определено отношение (отношения) с определенными свойствами или в других ракурсах. Система – это набор элементов (реальных, концептуальных), связанных друг с другом, или набор элементов, находящихся во взаимодействии.

Более существенное значение имеет системное определение организации, данное Р. Л. Акоффом. По его мнению, организация представляет собой сознательно действующую систему, содержащую как минимум два компонента, ведущих себя сознательно и имеющих общую цель, благодаря чему в системе существует функциональное разделение труда; ее функционально обособленные компоненты могут реагировать на поведение друг друга в форме наблюдения или общения, и по крайней мере одно подмножество системы выполняет в ней функцию контроля и управления. Преднамеренная система – это та, которая ставит перед собой собственные цели. По крайней мере, два его элемента также должны быть способны идентифицировать свои собственные цели. В организации существует функциональное разделение труда для достижения общей цели (цели). Автор исходил из того, что в организации должна быть хотя бы одна подсистема, выполняющая контрольно-управленческую функцию. В настоящее время парадигма необходимости такого термина подорвана. Организации без лидеров тому подтверждение.

Каждая организация структурно отделена от окружающей среды. Отдельные объекты могут иметь различную природу и вести различную деятельность (экономическую, социальную, политическую, религиозную и т. д.). Различия между отдельными объектами (обособленными системами) состоят не только в специфике деятельности (вида деятельности человека), но и в разной степени связанности организации, измеряемой количеством и силой связей между элементами. Для того чтобы существовать и развиваться, каждая организация должна поддерживать равноценный обмен с окружающей средой, приспосабливаться к происходящим в ней изменениям, т.е. в целом поддерживать состояние, близкое к определенному энергоинформационному балансу с окружающей средой. В случае организации предприятия речь идет о поддержании материального и социального баланса как по отношению к окружающей среде, так и к ее интерьеру.. Вслед за Х. Ливиттом предполагалось, что организация представляет собой внутренне интегрированное целое (систему), состоящее из четырех основных элементов (подсистем), а именно:

  • цели, преследуемые организацией, и конкретные задачи, вытекающие из этого,
  • людей с их индивидуальными и коллективными устремлениями и моделями поведения,
  • материально-техническое и технологическое оборудование, а также конкретные правила его использования,
  • формальная структура, т.е. принятые правила разделения задач и ответственности за них, власти и связанной с ней ответственности, информации.

Первые два элемента социальные, следующие два технические.

Целевая категория по-разному определяется в литературе по этому вопросу. В краткой, праксиологической перспективе, «…цель — это событие, задуманное преступником».. В более широком плане, как, например, у Л. Кржижановского, цель определяется объективно и субъективно, будущее, желаемое состояние или

Рис. 1.1. Организация как социотехническая система

результат функционирования организации (системы), возможный и ожидаемый для достижения в период или сроки, охватываемые долгосрочным или краткосрочным планом действий, а задача — это отдельный объективный, субъективный, пространственный, временной и в целом/процедурная часть цели, которую планируется выполнить в течение фиксированного периода или в пределах временных рамок, установленных для достижения этой цели. Миссия же является предметом устремлений, т.е. постоянных устремлений организации..

Целиорганизации часто отождествляются с функциями, которые они выполняют на благо окружающей среды. Под целями организаций также понимают совокупность конкретных результатов деятельности, осуществляемой в рамках и для реализации их функций11. Последние всегда являются средствами по отношению к целям, понимаемым как функции организации, как способы получения конкретных запасов, как обеспечение выживания и развития. Таким образом, цели организации представляют собой набор взаимосвязанных целей, стремлений и предполагаемых эффектов различной степени специфичности..

Иерархию целей организации можно представить согласно схеме, представленной на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Иерархия целей

Целипонимаемые как наборы конкретных намерений, они также имеют иерархическую структуру. Долгосрочные цели, затратные и особо важные для развития организации, называются стратегическими целями. Стратегические цели определяют поле конкретных действий и мероприятий, описываемых тактическими и оперативными целями.

Целиорганизации являются результатом игры интересов, возможностей и ограничений. Хотя в процессе их идентификации участвуют целые социальные группы и различные индивиды, ответственность за них несут руководители..

Организационная структураэто совокупность элементов данной системы (отдельных рабочих мест, организационных единиц и подразделений) и связей между ними. Эти связи называются организационными связями. Типы этих связей и типы структур, на которых они основаны, будут представлены в отдельной главе.

Современные организационные структуры очень разнообразны и постоянно меняются. Меняется характер связей, связывающих элементы структур, меняется распределение ролей, функций и целей. Теория и практика разработали множество типов структур, выделяемых по различным критериям. Наиболее важные из них будут представлены в следующей части данной работы. Здесь, однако, мы обращаем внимание на их основное деление, связанное со связностью структурных элементов и их фактической или потенциальной автономией.

В литературе, посвященной этому вопросу, так наз. единые, сплоченные организационные структуры, называемые U-образными структурами (унитарные структуры). Характерной их чертой является то, что ни одна их часть не может функционировать изолированно от других и не может стать самостоятельной. Структуры «М» (мультивизиональные структуры) отличаются. Это организации многих предприятий или заводов со значительной самостоятельностью. В этом случае, особенно в так называемом холдинговых систем, можно дополнительно говорить о капитальных связях.

Согласно теории систем, организационные структуры являются основным средством уменьшения сложности окружающей среды. Системы (организации) создаются путем создания различий по отношению к окружающей среде. Система и среда всегда различаются по сложности, а сложность системы (организации) всегда ниже. Создание организационных единиц — это упорядочивающий механизм, усиливающий избирательность, поскольку система повторяет принцип, использованный при ее создании.. Избирательность, специализация внутренних элементов требует определенной координации их деятельности, особенно в контексте обеспечения, с одной стороны, импликации: автономии/гибкости/креативности, что имеет принципиальное значение для эффективности организации, а с другой с другой стороны, определяя необходимую согласованность, обусловливающую существование организации и предохраняющую ее от распада.

Организационная структурав виде схемы он прежде всего отражает пространственные отношения. Это, в свою очередь, характерно для так называемого статическое описание организации. Динамический взгляд на организацию – это прежде всего взгляд на производственные процессы технологических и информационных процессов.

Людиони являются наиболее важным компонентом любой организации. Остальные элементы (подсистемы) организации, т. е. цели, структура, техника, являются второстепенными, искусственными элементами, определяемыми и создаваемыми лишь как орудия функционирования.. Эта социальная подсистема имеет три уровня:

  • личности, признавая многообразие личности как наиболее характерную ее черту,
  • групповой, акцентируя внимание на механизмах формирования и функционирования социальных групп,
  • культурные, определяющие социальный климат организации.

Подсистема, оборудование и технологии — это не просто приборы, техникатехнологий и организации производства, но и разработали приемы работы в смысле общих алгоритмов и процедур. К наиболее часто описываемым в литературе по теории организации и управления относятся, в том числе, алгоритмы:

  • Процесс принятия решений,
  • организованный цикл.

Процесс принятия решенийсостоит из следующих этапов:

  • заметить и сформулировать проблему,
  • сбор информации, определяющей его сущность и позволяющей всесторонне проанализировать его,
  • предлагать альтернативные пути решения проблемы,
  • оценка альтернатив и выбор наилучшего возможного решения,
  • проверка на этапе реализации, дает ли принятое решение ожидаемые результаты на практике.

Организованный цикл действийвключает в себя:

  • постановка четкой, строго определенной цели,
  • изучение средств и условий, которые необходимо применить для достижения намеченной цели,
  • подготовка мероприятий и условий,
  • реализация, т.е. осуществление намеченных мероприятий в соответствии с принятым планом,
  • контроль полученных результатов и составление из них выводов.

Другие элементы организационной модели были выведены Л. Кржижановским. По его словам, неотъемлемым атрибутом каждой организации является наличие в ней управляющего (руководящего) члена..

Рис. 1.3. модель организации

Очень популярной моделью организации в теории является модель так называемого «7S» от консалтинговой компании Mc Kinsey. Выделяют 7 элементов (подсистем) организации (типа предприятия), важных для управленческих процессов.. Это:

Стратегия — Концепция функционирования организации в долгосрочной перспективе, содержащая операционализованные основные цели, методы работы и правила поведения.

Системы — Формальные процедуры, определяющие правила и методы работы, касающиеся в основном стандартных задач управления.

Рис. 1.4. Модель 7С

Структура — совокупность формальных отношений (связей) между реально существующими составляющими организации, т. е. людьми и действующим аппаратом (материалами и инструментами).

Общие ценности — идеалы и нормы поведения, которые считаются действительными в данной организации и в долгосрочной перспективе.

Квалификации (Навыки) — Навыки всей организации и отдельных ее членов в сфере выполнения конкретных задач.

Стиль — Управленческое поведение по отношению к подчиненным.

Сотрудники (Персонал) — Люди, участники организации, агенты действия, ключевой элемент в динамике организации..

Однозначное определение организации не представляется возможным из-за множества типов субъектов. Например, К. Боулдинг разделил системы на: статические (камень, кристалл), механические (например, часы), кибернетические (гомеостат), живые клетки (растения, животные, люди), социальные (например, предприятия), трансцендентные (религии). Описание организации каждого из перечисленных типов может быть различным. Аналогично и в, казалось бы, более простой типологии Э. Ласло, который вывел три уровня реальности: суборганический (неживая природа), органический (живые организмы), надорганический (социальный и культурный). Эти уровни были своеобразным метафорическим архетипом построения парадигм в науках об организации и управлении.

Метафора, т..

Суборганический уровень реальности — это механистическая метафора организации и, таким образом, аналогия с машиной, используемой для достижения организационных целей. Метафора организация — организм (живой) предполагает естественное, несоциальное происхождение организации, аутотелический способ ее функционирования с акцентом на существование центральной системы управления (мозг — управление). Поиск баланса как условия выживания исходит из биологии и из биологических моделей роста и равновесия систем.

Метафора организации как социокультурной системы (характеризующейся символической коммуникацией и творческим выражением, не обязательно с четко обособленным центром управления) основана на надорганическом уровне реальности. Из-за доминирующих интеракционных отношений между элементами этой системы эту метафору называют еще «игровой», то есть алеаторической.

Другие метафоры используются в различных современных парадигмах.:

  • организация — театр,
  • организация — культура,
  • организация — храм,
  • организация — текст и т.д.

Добавить комментарий