ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Эта школа родилась как реакция на недостатки классической школы. Она критикует классическую теорию, которая ценит не человеческие качества и характер, а только физические способности человека. Учение о человеческих отношениях, в отличие от тейлоризма, выдвигает на первый план влияние социальных факторов на управление производством и находит новые пути повышения производительности труда:

  • образование государственных служащих;
  • групповые решения;
  • гуманизация труда;
  • психологические мотивы поведения людей в производственном процессе; групповые отношения;
  • групповые нормы;
  • неформальные организации и неформальные лидеры.

Более подробно и подробно теорию человеческих отношений изложил американский ученый Э. Мео. Главный вывод Э. Мес — при повышении производительности труда наиболее важными факторами являются не финансовые или материальные, а психологические и социальные факторы. Этот вывод подтверждается обобщением результатов исследований.

Повторение и развитие экспериментов, 1932 г. Э. Мео сделал следующие выводы:

  • доброжелательное и внимательное отношение к работнику имеет большое значение в повышении производительности труда;
  • важен не только размер заработной платы, но и ее связь со статусом работника (нецелесообразно платить работнику более высокого статуса меньше, чем работнику более низкого статуса);
  • человек является социальной личностью и строгая регламентация его поведения вызывает неприязнь, поэтому важным условием удовлетворенности трудом является оценка работы, самостоятельность работника и способность к проявлению инициативы.

Первыми к изучению проблем мотивации поведения сотрудников приступили представители теории человеческих отношений. В этой области Ч. Бернардас, который в своей фундаментальной работе «Функции офицера» обосновал значение мотивов для достижения оперативной эффективности и выделил следующие общие мотивы:

  • соответствие условий труда установкам и навыкам работника;
  • привлекательность рабочих мест;
  • возможность активного личного участия в решении организационных задач;
  • дружеские отношения с коллегами, создающие хороший микроклимат.

Во всем индустриальном мире много говорится и пишется о теории Д. МакГрегора в 1960-х годах. подробно в книге «Человеческая сторона компании». По Д. Макгрегору, менеджмент – это искусство регулирования человеческих отношений. Есть две теории этого искусства. Одна традиционная, основанная на учении Ф. Тейлора. Д. МакГрегор называет это Х, или авторитарным. Вторая теория, Y — теория демократического подхода к работнику.

Согласно Теории X, человек ленив по своей природе. Пытается симулировать, избегает работы. Для того чтобы заставить человека работать честно, необходимо его понукать, угрожать ему различными взысканиями и наказаниями. Таким образом, фактическим выражением этой теории является многоэтажная управленческая пирамида, нижние звенья которой лишь выполняют приказы и не проявляют инициативы.

Согласно Д. Макгрегору, достижение цели — это моральная награда (Теория Y). Именно здесь реализуется самовыражение — одна из высших социальных потребностей человека. Однако самовыражению мешает слишком строгий контроль. Эффект от правильно применяемых знаний и изобретательности рабочих может быть намного больше, чем простое увеличение физических усилий. Современное производство использует лишь часть интеллектуального потенциала человека, так как традиционные методы управления тормозят его.

Стили лидерства согласно теориям X и Y

Традиционное руководство (X-руководство)Современное руководство (Y Guide)
КритикуетХвалить
КомандыОпределяет цель
Подчеркивает работоспособностьПодчеркивает поощрение
Самое главное – формальная трудовая дисциплинаСамое главное — эффективность работы подчиненных
Манера обращения с подчиненными строгая и официальнаяДружелюбен с подчиненными

Теория Д. МакГрегора явилась фундаментальным шагом к гуманизации труда и персонала. Таким образом, можно выделить четыре проблемы, решаемые теорией человеческих отношений:

  • индивидуальная мотивация;
  • поведение рабочих групп;
  • лидерство менеджера;
  • поведение между группами.

Добавить комментарий