ТЕОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Теорию классической школы разработал французский инженер А. Фажолис. Он разработал теорию научного менеджмента и одним из первых теоретиков попытался сформулировать универсальный подход к администрированию (менеджменту) и его принципы.
По мнению Х. Фаджолиса, принципы организации управления являются той основой, на которой субъект управления должен добиваться эффективных результатов.
В своих работах Х. Файолис определил сферу производственной деятельности, которую он разделил на шесть направлений деятельности: технико-производственное, коммерческое, финансовая защита (имущества и личности), бухгалтерское делопроизводство. Наибольшее внимание он уделял управлению и создал «управленческую науку». Х. Файолис рассматривает администрирование как специфическую деятельность определенной группы служащих, которая осуществляется за счет регламентированной работы других служащих (исполнителей). Здесь администрирование понимается как составная часть комплексного управления. В основе этой науки лежат четырнадцать важнейших принципов, которые Х. Файолис первым сформулировал и применил к промышленности:

  1. Разделение труда.Чем больше сотрудники специализируются в определенной области, тем эффективнее они выполняют свою работу.
  2. Мощность.Менеджеры должны давать инструкции о том, как выполнять задачи. Формальная власть, которой обладают менеджеры, дает им право командовать, но подчинение не всегда достигается, если они не обладают личным авторитетом (например, необходимой компетенцией).
  3. Дисциплина.Члены организации должны соблюдать ее правила и положения. По мнению Х. Фаджоли, дисциплину обеспечивают надлежащее управление на всех уровнях организации, справедливые контракты (например, обязательство платить за лучшее качество работы) и законодательно утвержденные штрафы за нарушения.
  4. Единство команды.Каждый сотрудник должен получать инструкции только от одного человека. По мнению Х. Фаджоли, при непосредственном подчинении работника нескольким руководителям возникают неизбежные противоречия между инструкциями и неуверенность в полномочиях.
  5. Единство направления.Те операции организации, преследующие одну и ту же цель, должны управляться одним менеджером в соответствии с одним планом. Например, в отделе кадров компании не может быть двух директоров с разными политиками найма.
  6. Направление личных целей на общее благо.Какими бы ни были обязательства, сотрудники
    интересы не могут иметь приоритет над интересами организации в целом.
  7. Вознаграждение.И работодатели, и работники должны получать справедливое вознаграждение за проделанную работу.
  8. Централизация.Уменьшение роли подчиненных в принятии решений — это централизация, а повышение их роли — децентрализация. Х. Файолис считал, что менеджеры по-прежнему должны нести ответственность за всю работу, но в то же время они должны давать своим подчиненным достаточную ответственность, чтобы они выполняли свою работу должным образом. В каждом случае необходимо определить необходимую степень централизации.
  9. Иерархия.Линия власти в организации сегодня часто представлена аккуратными квадратами и линиями в организационных структурах. Линия власти в компании всегда «прочерчивается» сверху вниз от высшего к низшему уровню управления.
  10. Порядок.Материалы и люди должны оказаться в нужном месте в нужное время. Люди должны занимать должности и выполнять работу, для которой они лучше всего подходят.
  11. Справедливость.Руководители должны быть дружелюбны и справедливы по отношению к своим подчиненным.
  12. Стабильность персонала.Высокая текучесть кадров препятствует успеху организации.
  13. Инициатива.Подчиненные должны иметь возможность разрабатывать и реализовывать свои собственные планы, даже если время от времени могут возникать ошибки.
  14. Дух коллектива (Esprit de Corps).Воспитание командного духа способствует единству организации. По мнению Х. Фаджолиса, его развитию способствуют даже незначительные факторы. Например, он предложил общаться напрямую из уст в уста, а не через официальные письменные средства, где это возможно.
    Х. Файолис также исследовал организационные структуры и обосновал необходимость горизонтальных связей между несколькими менеджерами (отделами) одного уровня. Он первым рассмотрел и сформулировал общие функции управления.
    Важную роль в науке он отводил концепции организационного планирования. Сформулированный им принцип, согласно которому план должен предусматривать не повторение произошедших событий, а возможные изменения, является в настоящее время наиболее важным при планировании деятельности компаний и корпораций.
    В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он рассмотрел следующие вопросы:
    • важность подготовки менеджеров;
    • функции менеджеров;
    • принципы управления.
    Х. Фажолис отметил, что все предприниматели осуществляют те или иные управленческие действия, независимо от их положения в управленческой иерархии. Нижний уровень (рабочие) выполняют технические действия, например производят, высший уровень – планирование, организацию, руководство, контроль. Х. Файолис впервые выделил основные функции, выполняемые менеджерами, а именно: прогнозирование, организацию, управление, координацию, контроль.
    Классическая теория была развита Л. Гуликом и Л. Урвиком, которые, используя функции управления, выделенные Х. Фаджоли, дополнительно изучили их и более строго классифицировали и систематизировали. На практике они окончательно сформулировали концепцию функций общего управления, которая с тех пор почти не изменилась. 1920 год считается новым этапом в развитии теории и практики науки управления. В то время сформировалась концепция человеческих отношений (Human Relations Management), первооткрывателем которой был Курт Левин (Kurt Lewin, 1890-1947). Эта концепция базируется на таких дисциплинах, как психология, социология и антропология.

Добавить комментарий