Как и почему меняется система образования?

Изменения в системе образования реагируют на изменения в обществе, структура передаваемых знаний меняется в соответствии с текущими потребностями практической жизни. Предназначено не только для родителей младших школьников.

Изменения, касающиеся дошкольного, начального, среднего и высшего профессионального образования, начали готовиться еще до начала этого века. Предложения по этим изменениям были основаны на сравнении ситуации в нашем образовании с ситуацией в развитых странах мира и Европы. Много писалось и обсуждалось о причинах этих изменений, о самих изменениях и о способах их осуществления. Все учителя, а также родители учеников должны их знать и воспринимать как конкретные и обоснованные шаги.

Попробуем вкратце напомнить основные изменения в образовании и их причины, с учетом того, что они обычно имеют более сложную подоплеку и связи, чем это возможно здесь объяснить. Многие из шагов, посредством которых осуществляются изменения, также носят долгосрочный характер, и результаты будут проявляться постепенно.

Основным стимулом для изменений является эффективность образования, поддерживающая экономическое процветание государства. Под эффективным образованием тогда понимается такое образование, результаты которого можно как можно лучше и как можно дольше использовать в личной жизни и в трудовой деятельности (бизнесе), а также для максимально возможного числа жителей. Целенаправленно вложенные в образование средства многократно вернутся людям и государству. Максимально возможное образование для наибольшего числа жителей является не только гарантией процветания государства, но и естественной защитой от безработицы, предпосылкой снижения социальных проблем и бедности и почти верной путевкой на более высокий профессиональный класс и более высокое финансовое положение. вознаграждение. Вот почему непрерывное образование в течение всей жизни является современной тенденцией в развитых странах. Говорят об «обучающемся обществе».

Для того, чтобы как можно больше людей достигли максимально возможного образования и были образованными даже в зрелом возрасте, они должны уметь учиться , иметь желание учиться (многократно и надолго) и, конечно же, иметь возможность учиться. Именно поэтому они ищут и все чаще применяют в школах такие методы обучения, которые делают образование доступным для всех учащихся , а не только для тех, кто «хорошо учится», не имеет проблем со здоровьем или социальными проблемами или кого устраивает процедура, применяемая в школе. учитель.

На первый план выходят методы обучения, которые поддерживают интерес всех учащихся, их активность, дают им возможность применить себя, развить свои сильные стороны. Помогает создать благоприятную и безопасную среду для обучения, где студент чувствует себя хорошо и куда ему нравится возвращаться, даже поддержка со стороны окружения (учителей и родителей), которые гарантируют возможность совершать ошибки, делать ошибки, возвращаться, пробовать, сотрудничать, обсуждать, не соглашаться, открывать вместе, находить помощь и совет, переживать успех. На желание и потребность учиться также влияет знание того, что можно улучшить, что поставленные задачи можно освоить и т. д.

Все более важную роль играет также мотивационное оценивание , которое отслеживает личный прогресс каждого ученика (без постоянного сравнения с другими), позволяет ему высказаться в оценивании, оценивать себя или внутри группы и т. д. Эффективное образование нельзя строить на оценка несоответствий и ошибок. Учащийся, которого ценят за то, что он может сделать, который испытывает радость от ненапряженной оценки, имеет четкое представление о том, чего он достиг и как, также имеет шанс получать удовольствие от обучения на следующих этапах своей жизни.

Но вернемся к упомянутым непреходящим ценностям образования. Хотим ли мы учиться и можем ли мы делать то, что на самом деле ожидаем от образования? В первый момент в голову приходит многое – максимально возможный объем постоянных знаний. Но какие? Вспомните свои школьные годы. Что вы действительно использовали в своей жизни из того, чему научились в школе? И сколько вы забыли? В то время, когда информация множится в течение нескольких лет, многие из них меняются или перестают быть достоверными, очевидно, что далеко не все можно узнать , что мы можем оперировать лишь частью человеческих знаний. Тем важнее, чтобы учащиеся создавали необходимые системы знаний и находили их взаимные связи. Чтобы они учились в контекстах , которые очевидны и применимы в повседневной практической жизни.. Тогда уже не так важно, создана ли данная система по одному и тому же учебному плану и все ли учат одно и то же. Более важно, чтобы знания были получены способами, гарантирующими большую устойчивость знаний (например, экспериментирование, дедукция, обучение на основе проектов). Никто не оспаривает важность знаний, они всегда будут основой образования. Но вопрос становится (и будет оставаться) все более актуальным: что это за основа, что нужно выучить, что уже устарело и не нужно, что можно найти и дополнить только тогда, когда это нужно, и т. д. взрыв информационной эры, более необходимо уметь находить, оценивать и использовать информацию для данной задачи или ситуации, а не хранить ее в памяти. Поэтому школам предоставляется больше автономии для создания окончательной модели образования.

Но есть и другие ценности, важные для человека и которым школа пока мало способствует. Прежде всего, это общение с другими людьми. Очевидная вещь на первый взгляд. Мы постоянно встречаемся с людьми и что-то друг другу сообщаем — в школе, дома, на работе, в транспорте, в поездках, на отдыхе, по телефону, через компьютер и т.д. отстаиваем свое мнение, умеем ли мы слушать, находить «точка соприкосновения» или компромисс, можем ли мы с пониманием читать чужие тексты, быть любезными, выступать перед большим количеством людей и спорить по существу, без эмоций, можем ли мы быть терпимыми к людям с другим мнением, из другой культуры? Нынешняя школа должна в первую очередь стремиться к таким навыкам у своих учеников.

Знание иностранных языков также относится к сфере общения. Не случайно в развитых странах школьники изучают два и более иностранных языка. Не случайно целые темы или предметы преподаются на двух языках или непосредственно на иностранном языке. Совершенное владение информационными и коммуникационными технологиями также является необходимостью для сегодняшних и будущих людей, является условием для большинства профессий и открывает перед человеком беспрецедентный информационный и образовательный фон.

На что еще нужно обратить внимание в воспитании? В первую очередь для решения проблем и принятия решений. Это навыки, которые влияют на нашу жизнь каждый день. Мы по-прежнему сталкиваемся с необходимостью решить какую-то проблему – рабочую, личную, общественную. Мы должны уметь ее оценивать, искать и находить нужную информацию, искать решение, проверять его правильность и т. д. Если мы решаем проблему в команде, то возрастает потребность в овладении другими навыками, характерными для работы в команде , — разделением роли, задачи, сотрудничество, совместное представление результата и т. д. Принятие правильного и обоснованного решения тесно связано с решением проблемы и оценкой ситуации. Принятие правильного решения и не бегство от решения требуют собственной подготовки.

Большое значение приобретают и другие ценности, которые образование передает человеку и которые чрезвычайно важны для будущего человека. В основном речь идет о здоровье (своем и чужом) в виде знаний о превентивных способах поведения и принятия решений в области охраны здоровья и безопасности (в том числе действий в кризисных ситуациях и при стихийных бедствиях). Кроме того, охрана природы и памятников культуры в смысле устойчивого развития человеческого общества и полноценной жизни.

Итак, какие изменения происходят в базовом образовании?

Государство больше не создает учебный план, который механически принимается каждой школой. Он определяет только рамки образования — рамочную образовательную программу , в которой обязательные цели и ожидаемые результаты образования, рекомендуемый учебный план, рамочный учебный план, правила работы с учащимися с проблемами здоровья и социального развития и особо одаренными учащимися, правила составления школьной программы. образовательная программа и т.д.

По сравнению с предыдущей традицией цели образования формулируются по-новому. Помимо приобретения важных знаний, они направлены на формирование и развитие жизненных навыков (ключевых компетенций), таких как умения: учиться, общаться, решать проблемы, сотрудничать, выражать себя как свободную личность, отстаивать свои права, развивать чуткость к людям, окружающей среде и природе, беречь здоровье, быть толерантным к другим людям и культурам, знать свои возможности для дальнейшей жизни и выбора профессии.

Построение учебной программы позволяет использовать различные модели образования в соответствии с потребностями учеников, условиями школы и способностями преподавательского состава. Это дает возможность создавать различные обязательные и факультативные предметы, использовать проекты и другие формы обучения, а также достигать обязательных результатов обучения при выполнении условий.

Базовое образование включает в себя два иностранных языка, компьютерные технологии и санитарное просвещение , ряд новых подтем и межпредметных тем , усиление воспитательного воздействия на учащихся (воспитание личности, экологическое образование, медиаобразование и другие). Определение учебной программы позволяет ее содержательную связь. Содержание образования и ожидаемые результаты больше связаны с потребностями практической жизни.

Особое предпочтение в обучении и оценивании отдается мотивирующим и активизирующим методам , которые помогают развивать индивидуальные предпосылки каждого учащегося.

Способы обучения познанию, творчеству и изобретательству предпочтительнее, чем изучение готовых знаний.

Возможна более широкая интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями в обычные классы.

Особое внимание уделяется безопасной и благоприятной для учащихся среде и климату в школе (оборудование, отношения, общие правила и занятия, сотрудничество учащихся между классами и т. д.).

Вводится статус школьной самооценки как показателя образовательных результатов и обязательного условия дальнейшего развития школы в интересах учащихся.

Усиливается самостоятельность и профессиональная ответственность учителей , которые могут более свободно выбирать содержание учебной программы в соответствии с потребностями воспитанников, но в то же время несут ответственность за результаты образования в соответствии с рамочной образовательной программой.

Большое внимание уделяется сотрудничеству школы и родителей учеников. Это сотрудничество важно прежде всего для самих учеников.

В соответствии с вышеизложенными положениями и возможностями каждая школа создает свою собственную школьную образовательную программу , в которой определяет свои образовательные цели, составляет итоговый учебный план, разрабатывает учебные планы по отдельным предметам, устанавливает правила оценивания учащихся и школьной самооценки — все в соответствии с потребности учащихся, условия школы, качество преподавательского состава.

Так как же родители узнают, что намерена школа, что она делает, как она работает с их детьми? Как мы можем работать с ней?

Нас как родителей в первую очередь должна интересовать образовательная программа данной школы или хотя бы некоторые ее части, в которых говорится об образовательных целях, воспитательных процедурах (стратегиях) — как школа хочет добиться результатов с учащимися, о методах оценивания учащихся, о содержании и формах обучения. Школьная программа является общедоступным документом, который необходимо предъявить родителям или, по крайней мере, сделать доступным для просмотра (в школе, на сайтах и ​​т. д.).

Мы должны попытаться понять, что намерена школа, или спросить о конкретных процедурах и организационных шагах. Не для того, чтобы нападать на школу за преподавание по-другому и что-то другое, чем несколько лет назад, когда мы ходили в школу, а для того, чтобы мы могли поддерживать учителей в их усилиях и «разговаривать» с учениками (нашими детьми) в школе и дома в том же духе. смысле, вместе они поддерживали и поощряли их в их начинаниях.

Мы должны воспользоваться возможностью встретиться вместе с учителями и собственными детьми в школьной среде — будь то о результатах обучения, во время деятельности учеников, совместных мероприятий, а также в обучении. Сегодняшняя школа также должна позволять это.

Вы также можете найти ряд предложений здесь, на этом интернет-портале, куда вы также можете обратиться с вопросами.

Все изменения должны в первую очередь приводить к тому, чтобы учащиеся были счастливы учиться, не подвергались стрессу со стороны кого-либо или чего-либо, связанного с обучением, чтобы они приобретали навыки и способы действия, которые будут иметь смысл и которые они легко смогут применить в своей будущей жизни и на работе в школе. дома и в любом месте за границей. Изменения должны привести и к таким отношениям в школах, отражением которых будут самостоятельные, уверенные в себе и активные люди, которые к тому же будут достаточно ответственны по отношению к себе и своему окружению. Люди, которые смогут жить счастливо и плодотворно, просто используя навыки, полученные в школе.

Добавить комментарий